Требование: о признании незаконным акта органа власти в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г.Калуга |
|
3 февраля 2017 г. |
Дело N А84-2295/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.02.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.02.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Ключниковой Н.В. Лукашенковой Т.В. |
при участии в заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Кордицепс" (г.Севастополь, ул.Академика Крылова, 5, ОГРН 1149204054251, ИНН 9204024870) - Позняков С.А. (дов. от 06.06.2016),
от заинтересованного лица - Управления государственной регистрации и кадастра Севастополя (г.Севастополь, ул.Ленина, 2, ОГРН 1149204005598, ИНН 9204002997) - не явились,
от третьих лиц - Правительства Севастополя (г.Севастополь, ул.Ленина, д.2) - не явились,
Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (г.Севастополь, ул.Ленина, д.2) - не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кордицепс" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 12.08.2016 (судья Колупаева Ю.В.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2016 (судьи Карев А.Ю., Градова О.Г., Омельченко В.А.) по делу N А84-2295/2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Кордицепс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным решения Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее - Севреестр, Управление) от 12.05.2016 N 91/5/15-41130 об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке площадью 113061 кв.м, расположенном в г. Севастополе, с. Родниковое, ул. Карадагская, 2-А, и об обязании Управления внести в государственный кадастр недвижимости сведения об указанном земельном участке.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований Правительство Севастополя (далее - Правительство) и Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - Департамент).
Решением суда от 08.08.2016 в удовлетворении требований общества отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2016 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит принятые судебные решения отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Иные участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Правительство ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя общества, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 15.10.2010 Орлиновским сельским советом было принято решение N 42/410-50, которым предписывалось утвердить обществу проект землеустройства по отводу с установлением границ и площади земельного участка в натуре (на местности) для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки) в с.Родниковое; передать обществу в аренду сроком на 25 лет земельный участок площадью 11,3061 га для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки) в с. Родниковое с отнесением участка к категории земель жилой и общественной застройки. При этом общество обязывалось обеспечить выполнение работ по подготовке пакета документов, необходимых для заключения договора аренды земельного участка; в месячный срок с момента предоставления пакета документов заключить с Орлиновским сельским советом договор аренды земельного участка и обеспечить его государственную регистрацию; выполнить требования согласующих организаций, определенных в заключениях по представленному проекту землеустройства (т.1, л.д. 22).
13 сентября 2013 г. Управлением градостроительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации была выдана справка о присвоении земельному участку площадью 11,3061 га в с. Родниковое адреса - ул. Карадагская, 2-А, с. Родниковое, г. Севастополь (л.д. 23).
14 апреля 2016 г. общество обратилось в Севреестр с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости (ГКН) сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - указанном земельном участке, приложив к заявлению решение Орлиновского сельского совета от 15.10.2010 N 42/410-50 и справку от 13.09.2013 о присвоении адреса.
Решением от 12.05.2016 N 91/5/15-41130 Управление отказало обществу во внесении в ГКН сведений об указанном земельном участке как о ранее учтенном объекте недвижимости по пункту 1 части 17 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) - имеется несоответствие представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания.
Полагая, что решение Севреестра не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении требований заявителя.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции согласен с принятыми судебными актами.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) в редакции, действовавшей на момент рассмотрения спора, государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Законом о регистрации прав, также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Статьей 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности и пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Частью 3 статьи 7 Закона N 6-ФКЗ установлено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Согласно части 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 01.01.2017 на территориях Республики Крым и города Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Законодательным Собранием города Севастополя 25.07.2014 принят Закон N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС), который устанавливает особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона N 46-ЗС сведения об объектах недвижимости, учтенных на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами, с учетом предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона N 46-ЗС при поступлении заявления о внесении сведений о ранее учтенном на территории города Севастополя объекте недвижимости орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, обеспечивает включение сведений и документов о ранее учтенном объекте недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 45 Закона о кадастре, в срок не более тридцати календарных дней со дня получения органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, соответствующих документов на основании заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в котором указаны реквизиты документов, являвшихся основанием государственной регистрации земельных участков или государственного технического учета иных объектов недвижимости и хранящихся в государственном земельном кадастре, инвентарных делах, государственном фонде документации по землеустройству. В случае, если перечисленные документы не выявлены в государственном земельном кадастре, инвентарных делах, государственном фонде документации по землеустройству, внесение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости приостанавливается на срок не более месяца, при этом заявителю предлагается представить указанные в его заявлении документы. В случае непредставления заявителем указанных им в заявлении документов, органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, принимается решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
По сообщению Севреестра в его архиве отсутствует техническая документация на спорный земельный участок (т.1, л.д.60).
Так как спорный земельный участок ранее на кадастровом учете не состоял, права на него не регистрировались, договор аренды с обществом на этот участок не заключался, суд по праву отказал обществу в удовлетворении его заявления.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 12.08.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2016 по делу N А84-2295/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.