Требование: о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г.Калуга |
|
7 февраля 2017 г. |
ДелоN А84-2864/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 февраля 2017 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 7 февраля 2017 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Николаевой Н.Н. |
судей |
Бессоновой Е.В. |
|
Степиной Л.В. |
при участии:
от Департамента сельского хозяйства города Севастополя (ОГРН 1149204018226, ИНН 9204009223, ул.Репина, д.18, г.Севастополь, 2999045) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от частного акционерного общества "Стивидорная компания "Авлита" в лице Севастопольского филиала частного акционерного общества "Стивидорная компания "Авлита" (ИНН 9909428110, юридический адрес: ул. Большая Васильковская, дом 77а, Украина, г.Киев, 03150; почтовый адрес филиала: ул. Приморская, д. 2г, г.Севастополь, 299016) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Главного управления по земельному и фитосанитарному надзору в городе Севастополе (ОГРН 1149204018226, ИНН 9204009223, ул. Репина, д.18, г. Севастополь, 299045) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента сельского хозяйства города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 18.07.2016 (судья Архипенко А.М.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2016 (судьи Елагина О.К., Мунтян О.И., Рыбина С.А.) по делу N А84-2864/2015,
УСТАНОВИЛ:
Частное акционерное общество "Стивидорная компания "Авлита" по местонахождению Севастопольского филиала частного акционерного общества "Стивидорная компания "Авлита" (далее - СФ ЧАО "Стивидорная компания "Авлита", общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления по земельному и фитосанитарному надзору в городе Севастополе (далее - Севсельхознадзор) от 08.10.2015 N 000534/5 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 5000 руб. 00 коп, и прекращении производства по делу.
В связи с переименованием указом губернатора города Севастополя от 02.03.2016 N 12-УГ Главного управления по земельному и фитосанитарному надзору в городе Севастополе на Департамент сельского хозяйства города Севастополя (далее - департамент) суд произвел замену административного органа.
Решением суда от 18.07.2016 требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2016 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе департамент просит состоявшиеся судебные акты отменить, в удовлетворении требований общества отказать, ссылаясь на несоответствие выводов суда двух инстанций обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами норм материального права.
Участвующие в деле лица представителей в судебное заседание не направили; о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, извещением от 16.08.2015 N 08/219 СФ ЧАО "Стивидорная компания "Авлита" сообщила Севсельхознадзору о принятии на хранение 15.08.2015 в городе Севастополе подкарантинной продукции - ячменя 2 класса в количестве 71 420 кг от ООО "Линтер" (область происхождения - Республика Крым, Красноперекопский район).
Общество представило в административный орган карантинные сертификаты на ячмень продовольственный: от 17.08.2015 N 91030200273 и N 91030200272 (происхождение Республика Крым, Красноперекопский район).
Учитывая, что принятие ячменя осуществлено 15.08.2015, а карантинные сертификаты датированы 17.08.2015, административным органом сделан вывод, что СФ ЧАО "Стивидорная компания "Авлита" принял на хранение подкарантинную продукцию - ячмень 2 класса без соответствующих сертификатов, что по мнению административного органа, является нарушением требований статьи 8 Федерального закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений" и части 2 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений".
В связи с указанными обстоятельствами должностным лицом составлен протокол об административном правонарушении от 21.09.2015 N 000547 и принято постановление от 08.10.2015 N 000534/5 о привлечении общества к административной ответственности по статье 10.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000,00 рублей.
Несогласие с постановлением послужило основанием обращения общества в арбитражный суд.
Применяя положения статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно исходили из следующего.
Статьей 10.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза).
Объектом правонарушения, являются общественные отношения в области обращения подкарантинных продукции, грузов и материалов.
Объективная сторона состава правонарушения включает в себя действие или бездействие, состоящее в нарушении правил обращения (производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации) подкарантинной продукции, грузов и материалов.
Законом от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений" (далее - Закон N 206-ФЗ), а также Законом от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений" (далее - Закон N 99-ФЗ) регулируются отношения в области обеспечения карантина растений на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 20 статьи 2 Закона N 206-ФЗ подкарантинная продукция - растения, растительная продукция, тара, упаковка, в том числе упаковочные материалы, грузы, почва, организмы или материалы, которые могут быть носителями карантинных объектов и (или) способствовать их распространению и в отношении которых необходимо принятие карантинных фитосанитарных мер.
В соответствии с пунктом 30 статьи 2 Закона N 206-ФЗ подкарантинными объектами признаются земельные участки любого целевого назначения, здания, строения, сооружения, резервуары, места складирования (помещения), оборудование, транспортные средства, контейнеры, иные объекты, которые способны являться источниками проникновения на территорию Российской Федерации и (или) распространения по ней карантинных объектов.
На основании части 1 статьи 15 Закона N 206-ФЗ процессы производства (в том числе переработки), хранения, перевозки, реализации, уничтожения подкарантинной продукции должны осуществляться с соблюдением карантинных фитосанитарных требований.
Пунктами 15, 17 и 22 статьи 2 Закона N 206-ФЗ определено, что карантинный сертификат - это документ, который удостоверяет соответствие партии подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям и выдан федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, при перемещении подкарантинной продукции по территории Российской Федерации; карантинная фитосанитарная зона - территория, на которой введен карантинный фитосанитарный режим вследствие выявления карантинных объектов и осуществляется борьба с ними; карантинные фитосанитарные требования - требования, предъявляемые к подкарантинной продукции, ее ввозу, производству (в том числе переработке), хранению, перевозке, реализации, уничтожению и к подкарантинным объектам.
Решением комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 утвержден Перечень подкарантинной продукции, согласно которому ячмень (код ТН ВЭД ТС 1003) подлежит фитосанитарному контролю (надзору).
Изложенное означает, что в случае вывоза ячменя с территории, на которой введен карантинный фитосанитарный режим, такая подкарантинная продукция должна обязательно сопровождаться карантинным сертификатом.
Согласно части 1 статьи 6 Закона N 99-ФЗ при выявлении заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами федеральный орган исполнительной власти по обеспечению карантина растений устанавливает карантинную фитосанитарную зону и карантинный фитосанитарный режим, делает представление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, налагающий карантин.
В соответствии с пунктом 2 Порядка установления и упразднения карантинной фитосанитарной зоны, установления и отмены карантинного фитосанитарного режима, наложения и снятия карантина, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13 февраля 2008 года N 43, установление и упразднение карантинной фитосанитарной зоны, установление и отмену карантинного фитосанитарного режима осуществляют территориальные органы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - территориальные управления Россельхознадзора), наложение и снятие карантина - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выявлении заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами в соответствии с перечнем карантинных объектов, утверждаемым в установленном порядке.
В силу пунктов 7, 8 Порядка при выявлении очагов заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами территориальное управление Россельхознадзора издает приказ об установлении карантинной фитосанитарной зоны и карантинного фитосанитарного режима; делает представление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, налагающий карантин; информирует юридических лиц и граждан субъекта Российской Федерации о введении ограничений и принимаемых мерах по локализации и ликвидации очага (очагов) карантинных объектов через средства массовой информации. В приказе указываются границы карантинной фитосанитарной зоны, исходя из биологических особенностей карантинных объектов.
Карантинная фитосанитарная зона (с указанием ее площади) может быть установлена в границах субъекта Российской Федерации, административного района, населенного пункта, земельного участка земель любого целевого назначения, здания, строения, сооружения, мест складирования и иных объектов.
Согласно пункту 9 Порядка карантин налагается на земли любого целевого назначения, здания, строения, сооружения, резервуары, места складирования и иные объекты независимо от ведомственной принадлежности и права собственности, на территории которых выявлены очаги заражения (засорения) карантинными объектами.
Как предусмотрено пунктом 10 Порядка после принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о наложении карантина территориальное управление Россельхознадзора в том числе: направляет в Россельхознадзор копию решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о наложении карантина; информирует юридических лиц и граждан субъекта Российской Федерации о введении запретов, ограничений и принимаемых мерах по локализации и ликвидации очага (очагов) карантинных объектов через средства массовой информации.
Принимая постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности, административный орган должен установить и доказать наличие события правонарушения, доказательств наличия объективной и субъективной стороны правонарушения.
Вопросы, связанные с установлением данных обстоятельств, сбором доказательств, на основании которых устанавливаются событие и виновность лица, привлекаемого к ответственности, должны быть разрешены административным органом до вынесения постановления, что обусловлено ст. ст. 1.5, 1.6, 2.1, 4.1 - 4.3, 24.1, 26.1 - 26.3, 28.2, 29.10 КоАП РФ.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды учли, что подкарантинная продукция, о прибытии которой заявитель направил извещение от 16.08.2015 N 08/219, была произведена в Красноперекопском районе Республики Крым.
Судами учтено, что согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Россельхознадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в Красноперекопском районе Республики Крым по состоянию на август 2015 года не были установлены карантинные фитосанитарные зоны. Доказательств установления указанной зоны в районе происхождения продукции по такой культуре, как ячмень, административный орган не предствил.
С учетом изложенного, суды пришли к обоснованному выводу, что в установленном законом порядке решение о введении карантинного фитосанитарного режима непосредственно в местах производства и поставки ячменя, уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, не принималось, карантинная фитосанитарная зона не устанавливалась, справедливо отклонив ссылку на Распоряжение N 614, как несоответствующее приведенным нормам права.
Поскольку, в рамках рассмотрения административного дела с достоверностью не установлен факт принятия обществом на хранение подкарантинной продукции с территории, на которой введен карантинный фитосанитарный режим, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии события правонарушения.
Указанные доводы с учетом полномочий суда кассационной инстанции переоценке не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено, оснований удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 18.07.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2016 по делу N А84-2864/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Николаева |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.