г. Калуга |
|
07 февраля 2017 г. |
Дело N А83-4081/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.02.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 07.02.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Егорова Е.И. |
судей |
Ермакова М.Н. |
|
Чаусовой Е.Н. |
| ||||
При участии в заседании от: |
|
|
||
Службы финансового надзора Республики Крым 295006, Республика Крым, г.Симферополь, бул. Ленина, д. 5/7 |
|
представители не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлена надлежащим образом; |
||
общества с ограниченной ответственностью "Лобаново - Агро" 295150, Республика Крым, Джанкойский район, с. Лобаново, ул. Гагарина, д.34 ОГРН 1149102042242 |
|
Гаджи Н.В. - представителя по доверенности от 26.02.2016; |
||
Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым 295006, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Александра Невского, д. 29
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Крым 296100, Республика Крым, г.Джанкой, ул.Дзержинского, д.30 |
|
представители не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлено надлежащим образом;
представители не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлена надлежащим образом |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2016 (судьи: Омельченко В.А., Евдокимов И.В., Привалова А.В.) по делу N А83-4081/2015,
УСТАНОВИЛ:
Служба финансового надзора Республики Крым (далее - Служба) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Лобаново-Агро" (далее - Общество) суммы задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам по состоянию на 01.01.2015, образовавшейся в переходном периоде, в размере 10 220 188, 96 руб., в том числе по фиксированному сельскохозяйственному налогу по Джанкойскому району - 112 485,60 руб.; по фиксированному сельскохозяйственному налогу по Нижнегорскому району 1 691,88 руб.; по земельному налогу по Джанкойскому району в размере 709,99 руб.; штрафные санкции за нарушение специального режима налогообложения деятельности в сфере сельского хозяйства в размере 10 105 301,49 руб. (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 25.12.2015 заявленные требования Службы удовлетворены в полном объёме.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2016 решение Арбитражного суда Республики Крым 25.12.2015 в части удовлетворения требований Службы о взыскании с Общества штрафных санкций за нарушение специального режима налогообложения деятельности в сфере сельского хозяйства в размере 10 105 301,49 руб. и в части распределения судебных расходов отменено.
В отменной части в удовлетворении требований Службе отказано.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 23.08.2016 постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2016 отменено и дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный апелляционный суд.
При новом рассмотрении дела Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2016 решение Арбитражного суда Республики Крым 25.12.2015 в части удовлетворения требований Службы о взыскании с Общества штрафных санкций за нарушение специального режима налогообложения деятельности в сфере сельского хозяйства в размере 10 105 301,49 руб. и в части распределения судебных расходов отменено.
В отменной части в удовлетворении требований Службе отказано.
С Общества в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 832,99 руб. Со Службы в пользу Общества взысканы судебные расходы в сумме 3 000,00 руб. по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
В кассационной жалобе Служба выражает несогласие с выводами Двадцать первого апелляционного суда. Полагает, что судом апелляционной инстанции неправильно были применены нормы материального и процессуального права, и, что выводы суда сделаны без исследования всех надлежащих и допустимых доказательств. Просит отменить постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2016 в части отмены решения Арбитражного суда Республики Крым, и в этой части оставить в силе решение суда первой инстанции.
В отзыве Общество указывает, что суд апелляционной инстанции сделал выводы, соответствующие установленным обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Полагает, что арбитражным апелляционным судом правильно применены нормы материального права. Просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения.
Межрайонная ИФНС России N 1 по Республике Крым в своем отзыве поддерживает доводы кассационной жалобы Службы и просит ее удовлетворить.
Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым поддерживает доводы кассационной жалобы
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя Общества, обсудив доводы жалобы и отзывов, арбитражный суд округа не находит оснований для отмены обжалуемого постановления арбитражного апелляционного суда.
При новом рассмотрении дела, суд апелляционной инстанции установил, что Джанкойской объединенной налоговой инспекцией Налоговой службы Республики Крым в период с 30.10.2014 по 07.11.2014 проведена внеплановая выездная проверка Общества по вопросу соблюдения специального режима налогообложения НДС и неперечисления на отдельный счет в банке суммы НДС по декларации по налогу на добавленную стоимость за апрель 2014 года
По мнению Джанкойской объединенной налоговой инспекции Налоговой службы Республики Крым, Обществом нарушены положения пункта 209.2 статьи 209 Налогового кодекса Украины, - неперечисление на специальный счет или открытый отдельный счет в банке суммы налога на добавленную стоимость, задекларированной в апреле 2014 года (специальный режим налогообложения НДС деятельности в сфере сельского хозяйства) в сумме 8 084 249 руб., о чем был составлен акт от 14.11.2014 N 948/22-00/35003602, на основании которого 28.11.2014 принято налоговое уведомление-решение N 0004082200 о начислении штрафных санкций в оспариваемом размере.
Рассматривая спор по существу в этой части, суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно частям 1 и 2 статьи 15 Федерального Конституционного Закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01.01.2015.
С целью установления особенностей применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 N 2010-6/14 утверждено Положение об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период.
Согласно пункту 1 указанного Положения, действующего на момент возникновения спорных отношений, до 01.01.2015 на территории Республики Крым отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются в порядке, действовавшем на 21.02.2014, если иное не предусмотрено настоящим Положением и иными нормативно-правовыми актами Республики Крым.
Поскольку решение о начислении оспариваемой задолженности было принято в переходный период в 2014 году, то апелляционная коллегия правильно руководствовалось нормами материального права Украины.
В соответствии с пунктом 209.1 статьи 209 Налогового кодекса Украины Обществом был выбран специальный режим налогообложения.
Пунктом 209.2 статьи 209 Налогового кодекса Украины определено, что начисленная сельскохозяйственным предприятием сумма НДС на стоимость поставленных им товаров/услуг в соответствии со специальным режимом налогообложения не подлежит уплате в бюджет и полностью остается в распоряжении такого сельскохозяйственного предприятия для возмещения суммы налога, уплаченного поставщику на стоимость производственных факторов, за счет которых сформирован налоговый кредит, а при наличии излишка этой суммы налога - для других производственных целей.
Эти суммы НДС аккумулируются сельскохозяйственными предприятиями на специальных счетах, открытых в учреждениях банков и/или в органах, которые осуществляют казначейское обслуживание бюджетных средств, в порядке, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 12.01.2011 N 11 (в редакции постановления КМУ от 22.08.2012 N 779 (далее - Порядок N 11).
Согласно пункту 2 Порядка N 11 сельскохозяйственное предприятие в случае избрания специального режима налогообложения открывает на протяжении одного отчетного (налогового) периода специальный счет (текущий счет со специальным режимом использования) согласно законодательству при условии представления копии извлечения из реестра плательщиков налога на добавленную стоимость о регистрации сельскохозяйственного предприятия как субъекта специального режима налогообложения.
На основании данных бухгалтерского и налогового учета сельскохозяйственное предприятие ведет реестры, выданных и полученных налоговых накладных в электронном виде, составляет налоговую декларацию и в сроки, установленные статьей 203 Налогового кодекса Украины, подает ее вместе с копиями записей в указанных реестрах за соответствующий период в электронном виде в орган государственной налоговой службы. Сумма НДС, которая подлежит уплате (перечислению) сельскохозяйственным предприятием в соответствии с налоговой декларацией по операциям поставки произведенных (предоставленных) им сельскохозяйственных товаров (услуг) на собственных основных фондах, а также на давальческих условиях, то есть разница между суммой налогового обязательства за отчетный период и суммой налогового кредита за такой период перечисляется сельскохозяйственным предприятием с текущего счета на специальный счет в срок, установленный статьей 203 Налогового кодекса Украины для перечисления суммы НДС в государственный бюджет. Сельскохозяйственное предприятие подает по месту своей регистрации не позднее последнего календарного дня месяца, который наступает за отчетным периодом, органу государственной налоговой службы копии платежных поручений о фактическом зачислении на специальный счет суммы налога на добавленную стоимость за каждый отчетный период (пункт 3 Порядка N 11).
Исследуя доводы Общества, что у него не было возможности в переходный период аккумулировать на специальном счете НДС в учреждениях банка или в органах, которые осуществляют казначейское обслуживание бюджетных средств, в порядке, утвержденном Кабинетом Министров Украины от 12.01.2011 N 11, а, поэтому у него отсутствует вина во вменяемом ему правонарушении, изложенном в налоговом уведомлении-решении о начислении штрафных санкций, арбитражным судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Обществом ранее был открыт специальный счет N 26041051314364 в национальной валюте (украинская гривна) для зачисления выплат НДС в соответствии с Порядком N 11 в региональном отделении "Днепропетровская региональная дирекция "АО "ОТП Банк", однако 15.04.2014 правлением банка было принято решение о прекращении деятельности отделений банка на территории Республики Крым с 18.04.2014.
Частями 1, 2 статьи 18 Закона N 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов банковские операции осуществляются банками, имеющими лицензию Банка России, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи. До 01.01.2015 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя банки, имеющие лицензию Национального банка Украины, действующую по состоянию на 16.03.2014, зарегистрированные и (или) осуществляющие банковскую деятельность на этих территориях, могут проводить банковские операции с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации.
В связи с такими обстоятельствами суд апелляционной инстанции верно указал, поскольку банки, функционирующие на территории Республики Крым проводили банковские операции с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации, Общество не могло выполнить требования Налогового кодекса Украины и Порядка N 11 и перечислить на специальный счет или открытый отдельный счет в банке суммы НДС, задекларированные в апреле 2014 года в размере 8 084 249,00 руб.
В подтверждение указанного Обществом представлен ответ ОАО "Акционерный банк "Россия" от 21.01.2016 на запрос, в соответствии с которым открытие специального счета по аккумулированию сумм НДС не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Частями 4 и 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя, а также, что при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Следовательно, арбитражный апелляционный суд правильно указал, что в круг обстоятельств подлежащих рассмотрению в арбитражном суде входит ненормативный акт, послуживший основанием для обращения в арбитражный суд.
Пунктом 4 Порядка N 11 предусмотрено, что сумма налога на добавленную стоимость, которая аккумулируется на специальном счете, не подлежит изъятию в государственный бюджет и используется сельскохозяйственным предприятием в соответствии с пунктом 209.2 статьи 209 Налогового кодекса Украины, а начиная с 01.01.2018, перечисляется на текущий счет сельскохозяйственного предприятия. В случае нецелевого использования суммы налога на добавленную стоимость сельскохозяйственное предприятие несет ответственность в соответствии с законодательством.
В материалах налоговой проверки отсутствуют доказательства нецелевого использования Обществом суммы налога на добавленную стоимость, при этом законодательством Украины не предусмотрено применение штрафных санкций за несоблюдение сроков перечисления таких средств.
Поэтому арбитражный апелляционный суд пришел к правильному выводу о безосновательности применения к Обществу штрафных санкций за неперечисление на специальный счет или открытый отдельный счет в банке суммы налога на добавленную стоимость, задекларированной в апреле 2014 года, и, соответственно о незаконности взыскания с Общества 10 105 301,49 руб.
Таким образом Двадцать первым арбитражным апелляционным судом правомерно отменено решение Арбитражного суда Республики Крым от 25.12.2015 об удовлетворении заявления Службы о взыскании штрафных санкций за нарушение специального режима налогообложения деятельности в сфере сельского хозяйства в размере 10 105 301,49 руб.
В связи с тем что, арбитражным апелляционным судом судебные расходы Общества по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. распределены по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, то постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2016 в этой части также следует оставить без изменения.
Остальные доводы Службы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают правильность выводов суда апелляционной инстанции, а направлены на переоценку установленных обстоятельств и сделанных на их основании выводов, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в связи с чем судом кассационной инстанции отклоняются.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2016 по делу N А83-4081/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.И. Егоров |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.