Требование: о понуждении заключить договор поставки
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г.Калуга |
|
6 февраля 2017 г. |
Дело N А62-1446/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 6 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Аникиной Е.А., |
|
судей |
Сладкопевцевой Н.Г., Толкачевой И.Ю., |
|
|
|
|
при участии в судебном заседании от истца АО "Авангард": |
представителя Дровненковой М.С. по доверенности от 09.01.2017 N 4, |
|
от ответчика ООО "Газпром межрегионгаз Смоленск": |
не явились, извещены надлежаще, |
|
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Авангард" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 02.08.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2016 по делу N А62-1446/2016,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Авангард" обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Смоленск" о понуждении к заключению договора поставки газа по ценам, установленным населению для коммунально-бытовых нужд.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 02.08.2016 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не соглашаясь с вынесенными судебными актами, АО "Авангард" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указал, что юридическое лицо имеет возможность приобретать газ для коммунально-бытовых нужд граждан, проживающих в жилых помещениях, принадлежащих обществу на праве собственности. Пояснил, что предоставить квартиры работникам не имеет возможности ввиду отсутствия подачи газ, что подтверждается приказом N 26-ОД от 19.02.2016.
Представитель АО "Авангард" в судебном заседании поддержал доводы жалобы. В обоснование требований ссылается на наличие в собственности общества жилых квартир в многоэтажном жилом доме, предназначенных для проживания в них работников общества.
Ответчик в отзыве от 30.01.2017 возражал против удовлетворения жалобы, считая оспариваемые судебные акты законными и обоснованными, просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явки своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, суд не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 17.12.2015 истец направил ответчику письмо N 46/7820, содержащее просьбу заключить договор на поставку газа в квартиры 1,2,3,4,5,6,7,8,9, расположенные в жилом доме N 7, Микрорайона N 3 г.Сафоново, Смоленской области.
Указанные квартиры принадлежат на праве собственности АО Авангард", что подтверждено свидетельствами на право собственности и, по утверждению истца, выделяются для проживания в качестве служебных квартир для работников общества на период действия трудового договора.
03.02.2016 в адрес истца поступил договор N 48-5-7607/16 от 14.01.2016 на поставку газа по ценам, установленным для юридических лиц, а не по ценам для физических лиц.
Полагая, что находящиеся в собственности жилые квартиры в многоэтажном жилом доме предназначены для проживания в качестве служебных квартир для работников общества на период действия трудового договора, в связи с чем договор подлежит заключению по цене, установленной населению для коммунально-бытовых нужд, АО "Авангард" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, исследовав обстоятельства спора и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 421, 426, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549, Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162, пришел к выводу о том, что истец ни к одной категории потребителей газа (население), для которых установлены цены на газ как потребителей коммунальных услуг, в т.ч. к категории наймодателей служебных жилых помещений, не относится, в связи с чем требования о заключении договора по цене, установленной населению для коммунально-бытовых нужд являются необоснованными.
Суд кассационной инстанции считает данные выводы судов правильными и соответствующими установленным обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. Оснований для иных выводов суд кассационной инстанции не усматривает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно статье 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Как следует из материалов дела, истец просит обязать ответчика заключить договор поставки газа по цене, установленной для физических лиц, потребителей коммунальных услуг, в т.ч. газа, проживающих в многоквартирных жилых домах.
На основании статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения, к полномочиям Правительства Российской Федерации в области газоснабжения относит установление принципов формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации (статья 8).
Реализуя предоставленные ему федеральным законодателем полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 29.12.2000 N 1021 утвердило Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации.
Согласно статье 2 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, понятия указанные в статье и используемые в Основных положениях, означают следующее:
"розничная цена на газ" - цена на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств), не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности;
"население" - для целей настоящих Основных положений к данной категории относятся:
- физические лица (граждане) - собственники (наниматели) жилого помещения;
- лица, приобретающие газ, в том числе исполнители коммунальных услуг, для его использования в котельных всех типов и (или) ином оборудовании для производства электрической и (или) тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в указанных многоквартирных домах;
- иные лица, приобретающие газ, потребляемый физическими лицами (гражданами), а именно:
- исполнители коммунальных услуг (управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы);
- наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, - служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев и временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан;
- садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан;
В силу статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно пункта 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549, абонентом по поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению.
Проанализировав положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549, Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162, в отсутствие доказательств передачи спорных квартир работникам общества, а также предусмотренных пунктом 8, подпунктом 6 пункта 9 и подпунктами "и", "к", "м" пункта 9 Правил N 549 документов, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отнесения истца к категории потребителей газа (население), для которых установлены цены на газ как потребителей коммунальных услуг, в связи с чем признали требования истца о заключении договора по цене, установленной населению для коммунально-бытовых нужд необоснованными.
В то же время подпунктом "д" пункта 4 Правил N 354 установлено, что потребителю может быть предоставлен такой вид коммунальных услуг, как газоснабжение, то есть снабжение газом, подаваемым по централизованным сетям газоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также продажа бытового газа в баллонах.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В этой связи, следует отметить, что поскольку управление многоквартирным домом N 7, Микрорайона N 3 г.Сафоново, Смоленской области, осуществляет ООО Управляющая компания "Сафоновский парк" на основании договора управления многоквартирным домом от 31.12.2015, в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в многоквартирный дом участвует управляющая организация, как исполнитель коммунальных услуг, на котором лежит обязанность осуществлять газоснабжение потребителя в жилом доме, и ресурсоснабжающая организация, как поставщик.
Представленные ООО "Газпром межрегионгаз Смоленск" дополнительные документы (договор от 14.01.2016 и письмо от 16.11.2016), подтверждающие заключение договора поставки газа по ценам для коммерческих потребителей, отклоняются, поскольку данные документы приняты после рассмотрения настоящего дела судами, являются новыми доказательствами, которые в суды не представлялись и ими не исследовались. При рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Поэтому новые доказательства не могут быть предметом рассмотрения в суде кассационной инстанции (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в связи с чем подлежат возврату заявителю.
Поскольку документы поступили в электронном виде, их фактическое возвращение ООО "Газпром межрегионгаз Смоленск" не представляется возможным (пункт 5 § 1 раздела 2 Порядка подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде, утвержденного постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 N 80).
Доводы заявителя кассационной жалобы не содержат достаточных фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность принятых судебных актов либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 02.08.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2016 по делу N А62-1446/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения, в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Н.Г. Сладкопевцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.