г.Калуга |
|
9 февраля 2017 г. |
Дело N А83-1121/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.02.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.02.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Ключниковой Н.В. Лукашенковой Т.В. |
при ведении протокола помощником судьи Тарасовой О.В.
при участии в заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Агроэталон ЛТД" (г. Симферополь, ул. Горького, д. 1, этаж 1, помещение 3, ОГРН 1149102054870, ИНН 3102031614) - Бродянский К.В. (директор, приказ от 10.10.2014), Ерёменко А.А. (дов. от 21.01.2017 N 1-Д/2017),
от заинтересованных лиц:
Совета министров Республики Крым (г. Симферополь, пр. Кирова, 13, ОГРН 1149102016414, ИНН 9102011424) - Нянчук Е.Н. (дов. от 09.11.2015 на 3 года),
Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (г.Симферополь, ул. Севастопольская, 17) - Шароватова Ю.В. (дов. от 09.01.2017),
Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (г. Севастополь, ул. Гидрографическая, 1 В) - Борейко Л.П. (дов. от 25.01.2017),
Министерства обороны Российской Федерации (г. Москва, ул. Знаменка, д.19) - Широков Я.В. (дов. от 19.12.2016),
военной прокуратуры Черноморского флота (г.Севастополь, ул. Ленина, д.41) - Рыбкин А.Ю. (служ. удост. N 006575),
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агроэталон ЛТД" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 01.09.2016 (судья Авдеев М.П.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2016 (судьи Градова О.Г., Горошко Н.П., Карев А.Ю.) по делу N А83-1121/2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Агроэталон ЛТД" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительными распоряжения Совета министров Республики Крым (далее - Совет министров) от 14.04.2015 N 336-р/6дсп (пункт 13) и акта приема-передачи имущества от 19.05.2015 (пункт 16) в части передачи недвижимого военного имущества, расположенного в Симферопольском гарнизоне, по адресу: г.Симферополь, ул.Желябова, 12/ул.Горького, 25, строений NN 2,3,4,5 военного городка N 29, из собственности Республики Крым в федеральную собственность (в оперативное управление Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - казенное учреждение (уточненные требования).
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - Минимущество Крыма), Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), военная прокуратура Черноморского флота (далее - прокуратура).
Решением суда от 01.09.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2016 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся судебные акты отменить, требования общества удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов судов двух инстанций обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права.
В отзывах на жалобу Совет министров, Минобороны России, Минимущества Крыма, казенное предприятие просят оставить принятые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители общества поддержали доводы кассационной жалобы, представители Совета министров, Минобороны России, Минимущества Крыма, казенного учреждения поддержали доводы своих отзывов на жалобу, представитель прокуратуры просил оставить принятые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на жалобу, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, по договору аренды от 05.11.2010 N 41/2010 недвижимого военного имущества военного городка N 29, расположенного в г. Симферополь, по ул. Желябова, 25/ул.Горького,12, квартирно-эксплуатационный отдел передал обществу в платное пользование нежилые помещения в зданиях NN 2, 3, 4, 5 военного городка.
С учетом дополнительных соглашений к договору аренды срок аренды в итоге определен до 29.12.2015.
На 18.03.2014 недвижимое имущество военного городка N 29 являлось собственностью Украины и в соответствии с пунктом 1 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" (в ред. от 27.02.2015, действовавшей на момент принятия оспариваемого распоряжения) стало учитываться как собственность Республики Крым до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью.
Распоряжением Советом министров от 14.04.2015 N 336-р/6дсп предписано передать из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность недвижимое имущество, в том числе земельные участки в границах военных городков, используемых для войск, военных формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны государства и безопасности государства, согласно приложению (пункт 1); Минимуществу Республики Крым обеспечить закрепление этого имущества за казенным учреждением на праве оперативного управления (пункт 2.2). В силу пункта 3 распоряжения право собственности Российской Федерации на указанное имущество возникает с даты утверждения акта приема-передачи.
В приложении к названному распоряжению под номером 13 значится военный городок N 29, расположенный в г. Симферополе, ул. Желябова, 12/ул. Горького, 25.
19 мая 2015 г. по акту приема-передачи от Минимущества Республики Крым казенному учреждению передан военный городок N 29, 5 зданий и сооружений (ориентировочно), площадь земельного участка 0,1600 га, расположенные по ул. Желябова, 12/ул.Горького, 25.
Полагая, что распоряжение Совета министров от 14.04.2015 N 336-р/6дсп и акт приема-передачи от 19.05.2015 являются недействительными в части передачи арендуемых обществом зданий и нарушают права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций исследовали представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дали им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришли к выводу о необходимости отказа в удовлетворении требований заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обращаясь в арбитражный суд с указанным заявлением, общество ссылалось на то, что в 2012 году им произведена реконструкция арендованных зданий; арендуемые строения все снесены и на их месте построено 3-этажное здание, которое, по мнению общества, не должно быть передано в федеральную собственность.
Суды по праву не приняли во внимание данный довод общества.
На основании Постановлений Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма" и от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" спорное имущество было учтено как собственность Республики Крым.
Согласно пункту 8 статьи 83 Конституции Республики Крым, пункту 9 статьи 28 Закона Республики Крым от 29.05.2014 N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым" Совет министров управляет и распоряжается собственностью Республики Крым в соответствии с законами Республики Крым, а также управляет федеральной собственностью, переданной Республике Крым в управление в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 09.07.2014 N 651-р имущество военных городков, в том числе военного городка N 29, передано в безвозмездное пользование Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" по договору от 15.07.2014 N 25.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.09.2014 N 1688-р утверждено Соглашение между Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и Советом министров Республики Крым о передаче Совету министров Республики Крым осуществления части полномочий в сфере управления федеральным имуществом.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (в ред. от 29.12.2014 и от 20.04.2015) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в федеральной собственности может находиться имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, передача такого имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность осуществляется безвозмездно и по решению субъекта Российской Федерации с передаточным актом.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 11.11.2014 N 438 утвержден Порядок отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым и закрепленного за государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями Республики Крым на праве хозяйственного ведения и оперативного управления (далее - Порядок), который устанавливает процедуру отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, в федеральную и в муниципальную собственность на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"
В соответствии с пунктом 2.2 Порядка при передаче в федеральную собственность имущества Республики Крым, необходимого для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, в отношении указанного имущества действуют следующие исключения: по заявлению Министерства обороны Российской Федерации передаче подлежит недвижимое имущество, в том числе земельные участки, в границах военных городков; отсутствие государственной регистрации права собственности Республики Крым на указанное недвижимое имущество и (или) отсутствие его государственного учета, отсутствие установленных в соответствии с действующим законодательством границ земельных участков не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче недвижимого имущества в федеральную собственность из государственной собственности Республики Крым.
Из изложенного следует, что фактически всё имущество военных городков, независимо от регистрации права на это имущество и на отсутствие его государственного учета, подлежит передаче в федеральную собственность.
Так как право собственности на спорное имущество за обществом не зарегистрировано, оснований для непередачи этого имущества в федеральную собственность у Совета Министров не было.
Как установлено судами, Совет Министров при принятии оспариваемого распоряжения действовал в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 01.09.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2016 по делу N А83-1121/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.