Требование: о привлечении к административной ответственности
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г.Калуга |
|
10 февраля 2017 г. |
Дело N А83-2699/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 06 февраля 2017.
В полном объеме постановление изготовлено 10 февраля 2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи судей |
Бессоновой Е.В. Николаевой Н.Н. Степиной Л.В. |
при участии в заседании представителей:
от Общества с ограниченной ответственностью "Альтфатер Крым" (298660, Республика Крым, г.Ялта, ул.Блюхера, д.28/30): не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом,
от Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым (295022, Республика Крым, г.Симферополь, ул.Кечкеметская, д.198): не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.06.2016 (судья Ищенко Г.М.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2016 (судьи Баукина Е.А., Елагина О.К., Черткова И.В.) по делу N А83-2699/2016,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 24.06.2016 заявление общества с ограниченной ответственностью "Альтфатер Крым" (далее - Общество) удовлетворено. Постановление от 14.04.2016 N003028/0014, вынесенное старшим государственным инспектором Республики Крым в области охраны окружающей среды, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Альтфатер Крым" о привлечении к административной ответственности по статье 8.2. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) и назначении наказания в виде штрафа в размере 100000,00 рублей, признано незаконным и отменено.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Министерство, извещенное надлежащим образом, явку своего представителя не обеспечило.
Общество в направленном суду отзыве просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения и рассмотреть жалобу без участия своего представителя.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как установлено судами на основании приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 26.02.2016 N 346 "О проведении внеплановой выездной проверки ООО "Альтфатер Крым" в период с 29.03.2016 по 01.04.2016 проведена внеплановая выездная проверка Общества по адресу: 298600, Республика Крым, городской округ Ялта, пгт. Гаспра, перегрузочная станция ТКО, с целью выявления возможных нарушений требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами в части несанкционированного складирования отходов на территории мусороперегрузочной станции ТКО в пгт. Гаспра городского округа Ялта Республики Крым в соответствии с докладной запиской начальника управления экологического надзора Южно-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым Бобаревой Ю.В.
На основании акта проверки от 01.04.2016 N 001 Обществу выданы предписания от 01.04.2016 N 0010186 о проведении паспортизации отходов I - IV класса опасности; N 002-0186 о проведении инвентаризации отходов, образующихся в результате деятельности общества; N 003-0186 о ликвидации места несанкционированных отходов производства и потребления на асфальтном покрытии на территории общества; N 004-0186 о получении сотрудниками Общества, которые допущены к сбору транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, документов о квалификации, выданных по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
Директор Общества получил указанные предписания 04.04.2016.
В отношении Общества 04.04.2016 в присутствии его директора составлен протокол об административном правонарушении N 003028, в котором место, время и событие правонарушения описаны следующим образом: 29.03.2016 при проведении выездной внеплановой проверки в отношении общества, осуществляющего эксплуатацию мусороперегрузочной станции, расположенной по адресу: городской округ Ялта, пгт. Гаспра, перегрузочная станция ТКО. В ходе осмотра территории выявлено несанкционированное складирование отходов на бетонном покрытии площадью 22 кв. м (морфологический состав отходов указан в акте проверки от 01.04.2016 N 9001), которое не входит в Государственный реестр объектов размещения отходов; на момент проведения проверки отсутствуют материалы инвентаризации отходов, паспорта отходов I - IV класса опасности; нарушены статьи 11, 12, 13, 14, 18, 19 Закона N 89-ФЗ, статьи 34, 39, 51 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в РФ от 15.07.1994. В протоколе отмечено, что к нему прилагаются материалы фото - и видеофиксации, которые в материалы дела N А83-2699/2016 в составе дела об административном правонарушении Министерством не представлены. Директор Общества в протоколе сделал отметку о несогласии с протоколом.
14.04.2016 должностным лицом управления вынесено постановление о назначении административного наказания N 003028/0014, согласно которому общество признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2. КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды удовлетворяя заявленные требования, верно применив положения ст.ст. 207, 210, 211 АПК РФ, обоснованно пришли к следующему.
Согласно статье 8.2. КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (абз. 2 п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Абзацами 3 и 4 пункта 4 приведенного Постановления предусмотрено, что несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 10 Постановления Пленума N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
В нарушение вышеуказанных требований, как справедливо отмечено судами, ни в акте проверки от 29.03.2016, ни в протоколе об административном правонарушении от 04.04.2016, ни в постановлении о назначении административного наказания от 14.04.2016 точно не указано (не описано) место обнаружения несанкционированного складирования отходов в пределах мусороперегрузочной станции в пгт. Гаспра.
В этой связи с учетом оценки по правилам статьи 71 АПК РФ материалов дела, суды пришли к обоснованному выводу о том, что допущенные административным органом нарушения носили существенный характер с учетом события вменяемого правонарушения.
Кроме того, суды справедливо отметили, что согласно статьи 12 Закона N 89-ФЗ, пункта 2 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года N 49, инвентаризацию объектов размещения отходов и внесение таких объектов в государственный реестр объектов размещения отходов обязаны обеспечивать собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов.
Судами с учетом оценки материалов дела верно учтено, что Общество не является собственником или законным владельцем объекта размещения отходов - мусороперегрузочной станции в пгт. Гаспра, а на основании договоров с муниципальным унитарным предприятием "Комбинат благоустройства - Гаспра" от 31.12.2015 оказывает услуги по сбору, вывозу и транспортировке ТКО.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды также учли, что в Обществе была создана инвентаризационная комиссия, по результатам которой 13.01.2015 составлены инвентаризационная ведомость источников образования отходов и акт инвентаризации отходов производства и потребления от 14.01.2015.
Также обществом представлены паспорта, утвержденные 27.11.2015, на все виды отходов в соответствии с инвентаризационной ведомостью источников образования отходов - 12 видов. Не разработаны паспорта только на два вида отходов (отходы автомобильных антифризов и тормозных жидкостей и мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный). Однако в акте не указано, в связи с какими обстоятельствами Общество обязано было разработать паспорта на указанные виды отходов, что указывает на отсутствие состава административного правонарушения по соответствующим эпизодам. При этом судами учтено, что состав административного правонарушения по эпизоду, связанному с паспортизацией, нельзя считать установленным исключительно по причине не предоставления их в министерство.
Указанные доводы с учетом полномочий суда кассационной инстанции переоценке не подлежат.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций, и нашли свое отражение в судебных актах.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.06.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2016 по делу N А83-2699/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Н.Н.Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В нарушение вышеуказанных требований, как справедливо отмечено судами, ни в акте проверки от 29.03.2016, ни в протоколе об административном правонарушении от 04.04.2016, ни в постановлении о назначении административного наказания от 14.04.2016 точно не указано (не описано) место обнаружения несанкционированного складирования отходов в пределах мусороперегрузочной станции в пгт. Гаспра.
В этой связи с учетом оценки по правилам статьи 71 АПК РФ материалов дела, суды пришли к обоснованному выводу о том, что допущенные административным органом нарушения носили существенный характер с учетом события вменяемого правонарушения.
Кроме того, суды справедливо отметили, что согласно статьи 12 Закона N 89-ФЗ, пункта 2 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года N 49, инвентаризацию объектов размещения отходов и внесение таких объектов в государственный реестр объектов размещения отходов обязаны обеспечивать собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10 февраля 2017 г. N Ф10-5464/16 по делу N А83-2699/2016