г. Калуга |
|
28 февраля 2017 г. |
Дело N А83-1918/2016 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Радюгиной Е.А. |
Судей |
Егорова Е.И. Чаусовой Е.Н. |
При участии в заседании: |
|
от Службы финансового надзора Республики Крым (295006, Республика Крым, г. Симферополь, бульвар Ленина, д. 5/7, ОГРН 1149102017536, ИНН 9102011424) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
|
от общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственная компания "Кировское" (297300, Республика Крым, Кировский район, пгт. Кировское, ул. Фрунзе, д. 29, ОГРН 1149102031352, ИНН 9108001648)
от Управления федеральной налоговой службы России по Республике Крым (295006, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Александра Невского, д. 29, ОГРН 1147746357153, ИНН 7707830457)
от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Крым (298112, Республика Крым, г. Феодосия, ул. Крымская, д. 82-В) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 06.09.2016 (судья Осоченко И.К.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2016 (судьи Градова О.Г., Горошко Н.П., Карев А.Ю.) по делу N А83-1918/2016,
УСТАНОВИЛ:
Служба финансового надзора Республики Крым (далее - Служба финнадзора, истец) обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственная компания "Кировское" (далее - ООО "СК "Кировское", общество, ответчик) задолженности по уплате налогов, сборов и обязательных платежей, образовавшуюся на 01.01.2015 в сумме 13 449 руб. 58 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 06.09.2016 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2016 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Служба финнадзора просит решение и постановление судов отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права и исковые требования удовлетворить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной находит принятые по делу судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Законом Республики Крым от 24.12.2014 установлены особенности урегулирования задолженности по налогам и сборам, а также излишне уплаченных сумм налогов и сборов (переплата), образовавшихся по состоянию на 01.01.2015 года у налогоплательщиков, зарегистрированных на территории Республики Крым.
Статьей 3 указанного Закона определено, что излишне уплаченные суммы налогов и сборов (переплата), образованные по состоянию на 18 марта 2014 года и не использованные для погашения начислений по налогу и сбору в переходном периоде, не учитываются для определения суммы задолженности (излишне уплаченной суммы) по налогам и сборам на конец переходного периода. Такие суммы считаются списанными и возврату из бюджета не подлежат.
Задолженность по налогам (сборам), образованная по состоянию на 18 марта 2014 года и не погашенная и/или не уплаченная в переходном периоде, не учитывается для определения суммы задолженности (излишне уплаченной суммы) по налогам и сборам на конец переходного периода. Такая задолженность считается списанной и взысканию не подлежит.
Налоговая служба Республики Крым до 31 декабря 2014 года формирует учетные данные о налогоплательщиках, прошедших процедуру перерегистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, но имеющих задолженность по платежам в бюджет, образовавшуюся в переходный период на дату перерегистрации и не погашенную по состоянию на 1 января 2015 года; до 1 января 2015 года формирует реестр налогоплательщиков с указанием общей суммы задолженности и общей суммы переплат по всем налогам, сборам и обязательным платежам и обеспечивает передачу этих данных, а также учетных и отчетных данных о начислениях и уплате налогоплательщиками налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет Республики Крым и местные бюджеты, состоянии расчетов и обязательств по состоянию на 1 января 2015 года Службе финансового надзора Республики Крым.
При этом Служба финансового надзора Республики Крым до 1 января 2015 года обеспечивает прием от Налоговой службы Республики Крым реестра налогоплательщиков с данными о задолженности и переплате, а также учетных и отчетных данных о начислениях и уплате налогоплательщиками налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет Республики Крым и местные бюджеты, состоянии расчетов и обязательств по состоянию на 1 января 2015 года; осуществляет мероприятия по возмещению в бюджет Республики Крым и местные бюджеты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, образовавшейся в переходный период, в соответствии с реестром, принятым от Налоговой службы Республики Крым (статья 4 Закона Республики Крым от 24.12.2014).
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 12.05.2015 N 254 утвержден Порядок зачета переплаты или уплаты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 01 января 2015 года (далее - Порядок).
Пунктами 9, 10 Порядка установлено, Служба финансового надзора Республики Крым на основании реестров, полученных от Налоговой службы Республики Крым и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (как держателя информации) в соответствии с Законом Республики Крым от 29.12.2014 N 56-ЗРК/2014 "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым" по каждому отдельному налогоплательщику определяет единое сальдо расчетов с бюджетом Республики Крым путем суммирования общей суммы задолженности и общей суммы переплаты, а также сумм перечисленных налогоплательщиком самостоятельно в период с 01 января 2015 года до даты определения сальдо. В случае, если единое сальдо расчетов с бюджетом по налогоплательщику имеет отрицательное значение, такое сальдо является задолженностью перед бюджетом и подлежит взысканию.
Не позднее четырнадцати рабочих дней со дня определения единого сальдо расчетов с бюджетом Служба финансового надзора Республики Крым направляет налогоплательщику предписание по форме согласно приложению к настоящему Порядку о возмещении в бюджет Республики Крым задолженности, образовавшейся в переходный период, с указанием срока возмещения в течение двадцати рабочих дней и реквизитов платежа.
В случае неисполнения налогоплательщиком предписания в указанные сроки Служба финансового надзора Республики Крым обращается в суд с исковым заявлением о взыскании налоговой задолженности (пункт 11 Порядка).
Ссылаясь на реестр, сформированный Налоговой службой Республики Крым, о наличии у ответчика задолженности по налогам и сборам по состоянию на 01.01.2015 в размере 13 449 руб. 58 коп., Служба финнадзора обратилась в арбитражный суд с указанным выше иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом не доказан факт наличия у ответчика по состоянию на 01.01.2015 задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, образовавшейся после 18.03.2014.
Суд апелляционной инстанции данные выводы поддержал, а также указал, что доказательств определения истцом единого сальдо расчетов с бюджетом, как это предусмотрено пунктами 9 и 12 Порядка, по плательщику ООО "СК "Кировское" на основании Реестров, полученных от Налоговой службы Республики Крым и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (как держателя информации), представлено не было. Представленные налоговым органом декларации ответчика признаны судом не достаточными доказательствами для взыскания задолженности, поскольку задекларированные суммы обязательств не соответствуют сумме задолженности, которую истец просит взыскать; истцом не представлены карточки лицевых счетов общества по всем налоговым обязательствам, которые содержат сведения о возникновении и уплате (неуплате, ином погашении задолженности, в том числе за счет переплат); истцом не определено сальдо по всем видам налогов и не даны пояснения - по какому виду налоговых обязательств в Реестре числится задолженность в сумме 13 449 руб. 58 коп.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов недостаточно обоснованными, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам процессуального права.
Согласно статье 15 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.
До 1 января 2015 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются нормативными правовыми актами соответственно Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
В соответствии с пунктом 21 Положения об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории республики Крым в переходный период, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 N 2010-6/14 законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, за исключением положений, регулирующих отношения по установлению, введению и взиманию земельного налога и взиманию государственной пошлины, применяется на территории Республики Крым в отношении: юридических лиц, местом нахождения которых является территория Республики Крым, и индивидуальных предпринимателей, проживающих на территории Республики Крым, сведения о которых внесены соответственно в Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - со дня внесения сведений в указанные государственные реестры.
Согласно пункту 18 пересчет сумм налогов, подлежащих уплате, и их уплата в бюджет производятся в российских рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на день представления декларации в налоговый орган, начиная с деклараций (расчетов) за март 2014 года.
В материалах дела имеются копии деклараций общества по налогу на добавленную стоимость за март-август 2014 года, по фиксированному сельхозналогу и плате за землю за 2014 год, представленные межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Крым, с уплатой в бюджет налогов в сумме, превышающей заявленные истцом требования.
Согласно утверждениям Службы финнадзора, общество само подавало спорные декларации.
Поэтому судам необходимо было установить, подавало ли общество такие декларации, уплачены ли ответчиком по этим декларациям платежи в соответствующие бюджеты и в каком размере.
Данные доказательства, в силу положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежали исследованию и оценке, результаты которой, в соответствии с частью 7 указанной нормы, арбитражный суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
Аналогичные требования об отражении в принимаемом судебном акте результатов оценки представленных в дело доказательств содержат пункт 2 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (для суда первой инстанции) и пункт 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (для суда апелляционной инстанции).
В нарушение указанных норм процессуального права обжалуемые судебные акты не содержат результатов оценки данных доказательств.
Кроме того судами не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из положений части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Часть 5 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что обстоятельства, признанные и удостоверенные сторонами в порядке, установленном этой статьей, в случае их принятия арбитражным судом не проверяются им в ходе дальнейшего производства по делу.
Таким образом, положения части 5 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации распространяются на обстоятельства, которые считаются признанными стороной в порядке части 3.1 статьи 70 Кодекса.
Служба финнадзора в обоснование своих требований представила в суд как реестр задолженности, так и налоговые декларации общества.
Арбитражные суды направляли копии судебных актов с указанием места и времени рассмотрения дела по адресу общества, указанному в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц. Однако эти документы не были вручены в связи с неявкой адресата за получением корреспонденции, о чем организация почтовой связи уведомляла арбитражные суды, что в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признается надлежащим извещением.
Несмотря на это, ответчик ни в одно судебное заседание своего представителя не направил, возражений относительно предъявленного иска не заявил.
Отклоняя при таких обстоятельствах представленные истцом в обоснование иска доказательства, суды фактически исполнили обязанность ответчика по опровержению доказательств, представленных другой стороной, тем самым нарушив такие фундаментальные принципы арбитражного процесса, как состязательность и равноправие сторон, что могло привести к принятию неправильного решения.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 06.09.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2016 по делу N А83-1918/2016 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Крым.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А.Радюгина |
Судьи |
Е.И.Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.