г.Калуга |
|
30 января 2017 г. |
Дело N А83-6427/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.01.2017.
Полный текст постановления изготовлен 30.01.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смольяниновой Т.Н.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Алупка Резорт" (ОГРН 1149102071172, ИНН 9103008417, ул.Ленинградская, 15, офис 3, г.Ялта, Республика Крым, 298612) - Ищенко Р.А. (дов. от 04.08.2016 N 2-995),
от Администрации города Ялта Республики Крым (ОГРН 1149102101609, ИНН 9103012029, пл.Советская, 1, г.Ялта, Республика Крым, 298600) - Яковлева А.А. (дов. от 09.09.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алупка Резорт" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 30.06.2016 (судья Кузнякова С.Ю.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2016 (судьи Горошко Н.П., Градова О.Г., Карев А.Ю.) по делу N А83-6427/2015,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Алупка Резорт" (далее- общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации г. Ялта от 06.11.2015 N 2705-п "О рассмотрении заявления ООО "Алупка Резорт" о предоставлении в аренду земельного участка по адресу Республика Крым, г.Ялта, г.Алупка, ул. 1 Мая, район дома N 3 в порядке переоформления прав" с учетом изменений, внесенных постановлением администрации г.Ялта от 28.04.2016 N 1198-п.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 30.06.2016, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Алупка Резорт" просит отменить решение и постановление судов, указывая, что судами неверно применены нормы материального и процессуального права, необоснованно не учтено, что администрация г.Ялта обязана была переоформить действующий договор аренды от 13.09.2006, заключенный на срок 49 лет, целевое назначение земельного участка было установлено проектом землеустройства по отводу земельного участка, утвержденному решением Алупкинского городского совета от 31.07.2006 N 17/5, - для строительства и обслуживания многоквартирного многофункционального жилого дома; общество арендует земельный участок на законных основаниях, что подтверждено решением Хозяйственного Суда Автономной Республики Крым от 12.12.2013 по делу N 901/1906/13; Департамент имущественных и земельных отношений Ялтинского городского совета передал земельный участок обществу по акту приема-передачи, общество уплачивает арендную плату. Также кассатор указывает на неприменение к рассматриваемым правоотношениям положений части 1 статьи 13 Закона Республики Крым N 38-ЗРК.
В дополнении к кассационной жалобе общество указывает, что к участию в деле не были привлечены Департамент имущественных и земельных отношений администрации г.Ялта ( далее - ДИЗО) и Департамент архитектуры и градостроительства администрации г.Ялта, однако вопросы переоформления права аренды относятся к полномочиями ДИЗО, а Департаментом архитектуры выдавалось заключение по вопросу передачи земельного участка.
Администрация г.Ялта отзыв на кассационную жалобу не представила, представитель администрации, принявший участие в судебном заседании не возражал против рассмотрения судом округа кассационной жалобы общества с учетом дополнений.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Как установлено судами, следует из материалов дела, решением 5-й сессии 5-го созыва Алупкинского городского совета от 31.07.2006 N 17/5 обществу передан в аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером 0111970200:01:004:0044 площадью 0,4767 га, расположенный по адресу: г. Алупка, ул. 1 Мая, район дома N 3, для строительства и обслуживания многоквартирного, многофункционального жилого дома.
Решением 7-й сессии 5-го созыва Алупкинского городского совета от 20.10.2006 N 30/2 "О переоформлении прав пользования земельным участком, расположенным по адресу: г. Алупка, ул. 1 Мая, район дома N 3" расторгнут договор аренды земельного участка с ООО "Алупка Резорт", земельный участок передан в аренду на тот же срок частному предприятию "Силикон Трейд Плюс", с которым Алупкинский городской совет 20.11.2006 заключил договор аренды.
Вступившим в законную силу решением Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 12.12.2013 по делу N 901/1906/13 решение 7-й сессии 5-го созыва Алупкинского городского совета от 20.10.2006 N 30/2 "О переоформлении прав пользования земельным участком, расположенным по адресу: г. Алупка, ул. 1 Мая, район дома N 3" признано незаконным и отменено, признан недействительным договор аренды земельного участка от 20.11.2006. Суд обязал ЧП "Силикон Трейд Плюс" вернуть земельный участок Алупкинскому городскому совету, а совет - вернуть его ООО "Алупка Резорт" по акту приема-передачи в течение 20 дней с момента вступления решения в законную силу.
Во исполнение решения суда от 12.12.2013, руководствуясь статьей 556 Гражданского кодекса Российской Федерации, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации (Арендодатель) передал, а ООО "Алупка Резорт" (Арендатор) принял земельный участок с кадастровым номером 0111970200:01:004:0044 площадью 0,4767 га, расположенный по адресу: г. Алупка, ул. 1 Мая, район дома N 3, для строительства и обслуживания многоквартирного, многофункционального жилого дома, о чем составлен и подписан акт приема-передачи земельного участка от 12.01.2015.
02.07.2015 ООО "Алупка Резорт" обратилось в ДИЗО администрации г.Ялта с заявлением (исх. N 61-02/07) о предоставлении земельного участка в порядке переоформления права на земельный участок площадью 4,767 кв. м по адресу: г. Алушта, ул. 1 Мая, район д. N 3, ранее находящегося в пользовании на условиях аренды или постоянного пользования (договор аренды от 11.10.2006 рег. N 040602100012) с целевым назначением: для строительства и обслуживания многоквартирного, многофункционального жилого дома, с видом разрешенного использования многоэтажная жилая застройка.
Постановлением Администрации г. Ялта от 06.11.2015 N 2705-п "О рассмотрении заявления общества с ограниченной ответственностью "Алупка Резорт" о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Алупка, ул. 1 Мая, район дома N 3, в порядке переоформления права" отказано обществу в ограниченной ответственностью "Алупка Резорт" в предоставлении в аренду в порядке переоформления прав земельного участка общей площадью 4767 кв. м, из земель населенных пунктов с кадастровым номером 90:25:090140:158, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, г. Алупка, ул. 1 Мая, район дома N 3, в границах, указанных в кадастровом паспорте, в связи с несоответствием места расположения земельного участка градостроительной документации населенного пункта (ч. 6 ст. 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым").
Постановлением Администрации г.Ялты от 28.04.2016 N 1198-п в постановление от 06.11.2015 N 2705-п "О рассмотрении заявления общества с ограниченной ответственностью "Алупка Резорт" о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: Республика Крым, г. Ялта, г. Алупка, ул. 1 Мая, район дома N 3, в порядке переоформления прав" внесены изменения, согласно которым пункт 1 постановления N 2705-п изменен и изложен в следующей редакции: "Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Алупка Резорт" в предоставлении в аренду земельного участка площадью 4767 кв. м, кадастровый номер 90:25:090104:158, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, г. Алупка, ул. 1 Мая, район дома N 3, путем заключения договора аренды земельного участка в порядке переоформления прав, в связи с несоответствием договора аренды земельного участка от 13.09.2006, заключенного между ООО "Алупка Резорт" и Алупкинским городским советом, действовавшему на момент его заключения законодательству (ничтожностью договора)".
Согласно вводной части постановления N 1198-п указанные изменения мотивированы приведением муниципального правового акта в соответствие со ст. 3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", с целью недопущения нарушения прав жителей и публичных интересов в сфере градостроительства, а также несоответствием представленного ООО "Алупка Резорт" на переоформление договора аренды земельного участка от 13.09.2006 требованиям ст. ст. 20, 21, 40, 41, 47, 48, 51, 52 Земельного кодекса Украины, ст. 6 Закона Украины "О землеустройстве", ст. 23 Закона Украины "О планировке и застройке территорий", ст. ст. 203, 215 Гражданского кодекса Украины в части предоставления для строительства и обслуживания многоквартирного, многофункционального жилого дома земельного участка, не предусмотренного для этих целей действующей на момент заключения договора аренды земли градостроительной документацией, без изменения категории земельного участка, предназначенного для отдыха и оздоровления граждан, что указывает на ничтожность договора аренды земли от 13.09.2006 и на невозможность его переоформления в рамках законодательства Российской Федерации.
Не согласившись с отказом администрации в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 90:25:090104:158 в аренду в порядке переоформления прав, выраженным в постановлении от 06.11.2015 N 2705-п с учетом внесенных в него изменений постановлением от 28.04.2016 N 1198-п, общество "Алупка Резорт" обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия совокупности условий для признания оспоренного ненормативного акта незаконным.
Исходя из положений части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 АПК РФ, решение органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть признано арбитражным судом незаконным в том случае, если оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 ГК РФ и разъяснениями, приведенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
Согласно пункту 14 статьи 3 Закона N 38-ЗРК в случае если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута в отношении соответствующего земельного участка.
Вместе с тем, суды, рассматривая заявленные обществом требования, обоснованно применили положения Земельного кодекса Украины, поскольку договор аренды спорного земельного участка был заключен обществом в 2006 г., а также положения Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из решений Алупкинского городского совета от 05.08.2005 N 108 "Об утверждении материалов выбора и согласования месторасположения объекта для строительства и обслуживания многоквартирного многофункционального жилого дома по адресу: г. Алупка, ул. 1 Мая, 3", от 31.07.2006 N 17/5 "Об утверждении проекта землеустройства и предоставления в аренду ООО "Алупка-Резорт" земельного участка по адресу: г. Алупка, ул. 1 Мая, 3, для строительства и обслуживания многоквартирного, многофункционального, жилого дома", договора аренды земельного участка следует, что он предоставлен обществу для строительства и обслуживания многоквартирного, многофункционального жилого дома из земель общего пользования Алуштинского городского совета (строка 12.4; шифр 97, форма 6-зем), по угодьям: "Земли для отдыха и иные открытые земли", в т.ч. "зеленые насаждения общего пользования"(графа 55, 56 формы 6-зем.).
Согласно представленным в материалы дела письмам Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты N 01.2-02/5730, N 01.2-02/6078, а также выкопировке из Генерального плана Большой Ялты, место расположения спорного земельного участка не соответствует Генеральному плану Большой Ялты, утвержденному постановлением СМ АРК 15.06.1993 (территория курортно-рекреационных учреждений).
Статьей 20 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.
Изменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, которые принимают решение о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, изъятие (выкуп) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решение о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения.
Изменение целевого назначения земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, осуществляется по инициативе владельцев земельных участков в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины.
Изменение целевого назначения земель, занятых лесами, производится с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и лесного хозяйства.
Согласно статье 47 Земельного кодекса Украины к землям оздоровительного назначения относятся земли, имеющие природные лечебные свойства, которые используются или могут использоваться для профилактики заболеваний и лечения людей.
Статьей 48 Земельного кодекса Украины установлено, что на землях оздоровительного назначения запрещается деятельность, противоречащая их целевому назначению или может негативно повлиять на природные лечебные свойства этих земель.
На территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа и зоны санитарной (горно-санитарной) охраны.
В пределах округа санитарной (горно-санитарной) охраны запрещаются передача земельных участков в собственность и предоставление в пользование предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для деятельности, несовместимой с охраной природных лечебных свойств и отдыхом населения.
В силу статьи 51 Земельного кодекса Украины к землям рекреационного назначения относятся земельные участки зеленых зон и зеленых насаждений городов и других населенных пунктов, учебно-туристских и экологических троп, маркированных трасс, земельные участки, занятые территориями домов отдыха, пансионатов, объектов физической культуры и спорта, туристических баз, кемпингов, яхт-клубов, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей, домов рыбаков и охотников, детских туристических станций, детских и спортивных лагерей, других аналогичных объектов, а также земельные участки, предоставленные для дачного строительства и сооружения других объектов стационарной рекреации.
В соответствии со статьей 52 Земельного кодекса Украины земли рекреационного назначения могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.
На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, которая препятствует или может препятствовать использованию их по назначению, а также негативно влияет или может повлиять на природное состояние этих земель.
Поскольку земельный участок, предоставленный обществу в аренду в 2006 г., находится в пределах земель общего пользования : земли для отдыха и иные открытее земли, его использование для строительства жилого дома, противоречит целевому назначению, установленному документами территориального планирования территории.
Доказательств перевода спорного земельного участка из одной категории в другую, позволяющую его использовать для обозначенной обществом цели, в материалы дела заявителем не представлено.
Согласно подпункту 2 пункта 11 Правил предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденных решением 4-й сессии Ялтинского городского совета 1-го созыва от 30 марта 2015 N 37, основанием для отказа в предоставлении земельного участка является несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории.
Таким образом, суды пришли к верному выводу, что оспоренное обществом постановление администрации г.Ялты является законным и обоснованным.
Выводы постановлены судами на основе исследования и оценки всех представленных участвующими в деле лицами доказательств в полном соответствии с требованиями статей 71, 170, 200, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вследствие чего суд кассационной инстанции, учитывая установленные статьей 286 Кодекса пределы его компетенции, не усматривает оснований для переоценки доказательств и выводов судов, которые при рассмотрении дела рассмотрели, но обоснованно отклонили доводы общества, в том числе вновь заявленные в кассационной жалобе.
Доводы общества о том, что к участию в деле не были привлечены ДИЗО администрации г.Ялты и Департамент архитектуры и градостроительства администрации г.Ялта, судом округа отклоняются, поскольку непривлечение данных лиц к участию в делу не привело к принятию неверного судебного акта, так как заявителем в судебном порядке оспаривался ненормативный правовой акт, принятый администрацией г.Ялты, а обстоятельства спора установлены судами верно.
Нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований отмены обжалуемых решения и постановления судов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 30.06.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2016 по делу N А83-6427/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
...
Согласно пункту 14 статьи 3 Закона N 38-ЗРК в случае если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута в отношении соответствующего земельного участка.
Вместе с тем, суды, рассматривая заявленные обществом требования, обоснованно применили положения Земельного кодекса Украины, поскольку договор аренды спорного земельного участка был заключен обществом в 2006 г., а также положения Градостроительного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30 января 2017 г. N Ф10-5240/16 по делу N А83-6427/2015
Хронология рассмотрения дела:
30.01.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5240/16
23.01.2017 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1575/16
17.11.2016 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5240/16
05.10.2016 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1575/16
30.06.2016 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-6427/15