Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г.Калуга |
|
2 марта 2017 г. |
Дело N А64-4378/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.02.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.03.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Стрегелевой Г.А. Лукашенковой Т.В. |
при участии в заседании:
от заявителя - акционерного общества "Вагонреммаш" в лице филиала - Тамбовского вагоноремонтного завода (г.Тамбов, пл.Мастерских, д.1, ОГРН 1087746618970, ИНН 7722648033) - Михайлова М.В. (дов. от 16.02.2017 N ВРМ -14/17);
от заинтересованного лица - государственного учреждения - Тамбовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (г.Тамбов, проезд Новый, д.1, ОГРН 1026801224735, ИНН 6832021420) - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Тамбовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 03.10.2016 (судья Игнатенко В.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2016 (судьи Михайлова Т.Л., Скрынников В.А., Ольшанская Н.А.) по делу N А64-4378/2016,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Вагонреммаш" в лице филиала - Тамбовского вагоноремонтного завода (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Тамбовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд соцстраха) от 17.06.2016 N 148 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах".
Решением суда от 03.10.2016 (с учетом определения об исправлении опечатки от 27.10.2016) требование общества удовлетворено.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2016 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд соцстраха просит состоявшиеся судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами норм материального права.
В возражениях на жалобу общество просит оставить принятые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства фонд соцстраха ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя фонда в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества просила оставить кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя общества, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, фондом соцстраха проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) обществом страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, по результатам которой составлен акт от 20.05.2016 N 148.
Согласно указанному акту в проверяемом периоде обществом занижена база для начисления страховых взносов на 11173383,50 руб. в связи с невключением в состав заработной платы, подлежащей обложению страховыми взносами, компенсационных выплат работникам за разъездной характер работы. В результате занижения базы не уплачено 324028,12 руб. страховых взносов.
Рассмотрев акт, возражения страхователя на него и материалы проверки, заместитель управляющего отделения фонда соцстраха принял решение от 17.06.2016 N 148, которым привлек общество к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 64 805,62 руб., начислил пени за просрочку уплаты страховых взносов в сумме 18151,73 руб., предложил обществу уплатить недоимку в сумме 324028,12 руб.
Не согласившись с решением фонда, общество обратилось в арбитражный суд с названным заявлением.
Суд первой инстанции исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им правовую оценку и пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции согласен с принятыми судебными актами.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ (действующего до 01.01.2017) лица, в том числе организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов по конкретным видам обязательного социального страхования в соответствии с федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 7 названного Закона объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по иным договорам. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Закона.
В подпункте "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона указано, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 названного Закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы; компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
Частью 2 статьи 9 Закона N 212-ФЗ при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам в соответствии со статьями 164, 165, 168, 168.1 ТК РФ предоставляются иные гарантии и компенсации, в частности, связанные с направлением в служебные командировки.
Статьей 168.1 ТК РФ предусмотрено, что работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает связанные со служебными поездками расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие); иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя. Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.
Как установлено судами, общество в проверяемый фондом соцстраха период осуществляло компенсационные выплаты работникам, работа которых носит разъездной характер, на основании положений "О порядке направления работников в служебные поездки", утвержденных приказами директора от 18.04.2011 N 140 и от 13.01.2014 N 321 (далее - Положения).
Указанными Положениями утверждены перечни должностей (профессий работников), работа которых носит разъездной характер, и размер фиксированных компенсационных выплат. В данный перечень входят четыре профессии из различных подразделений акционерного общества, а именно: экспедитор, водитель автомобиля (грузового), комплектовщик изделий и инструментов и грузчик.
В разделе 5 Положений определен размер компенсационной выплаты, которая составляет 2 000 руб. за каждый день служебной поездки (за исключением дней отъезда и приезда) без подтверждения расходов соответствующими документами, за исключением служебных поездок, срок которых не превышает одни сутки. Компенсационные денежные средства в дни отъезда и приезда выплачиваются в размере 1 000 руб. за каждый день.
Перед началом служебной поездки работнику выдается аванс, исчисленный исходя из расчета количества дней служебной поездки и размера фиксированных компенсационных выплат.
После выполнения служебного задания работник представляет авансовый отчет с приложением документов, подтверждающих факт служебной поездки и количество расчетных дней (маршрутный лист служебной поездки с указанием дня выбытия, дня прибытия, количества суток в пути, служебное поручение на служебную поездку и отчет о его выполнении). Какие-либо документы, подтверждающие определенные (конкретные) расходы, понесенные работниками, не представляются. Компенсация имеет фиксированный размер - за одни сутки, а также дни отъезда и приезда.
Проанализировав содержание локальных нормативных актов, регулирующих порядок предоставления компенсаций работникам, работа которых носит разъездной и экспедиционный характер, учтя, что компенсации предоставлялись только за период фактического нахождения этих работников в служебных командировках, суды пришли к выводу о том, что по своему характеру данные выплаты направлены на возмещение работникам дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места их постоянного жительства, то есть, в силу положений статьи 168.1 ТК РФ, указанные компенсационные выплаты могут быть отнесены к суточным.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что данные выплаты не могут являться объектом обложения страховыми взносами.
Поэтому у фонда не имелось оснований для доначисления страхователю страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2013-2015 годы в сумме 324028,12 руб., а, следовательно, и для взыскания пени в соответствии со статьей 25 Закона N 212-ФЗ, а также и штрафа в соответствии с частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ.
Таким образом, суд по праву признал недействительным оспариваемое решение фонда.
Доводы кассационной жалобы являлись и доводами апелляционной жалобы, им дана надлежащая правовая оценка судом апелляционной инстанции и фактически они направлены на переоценку установленных судами двух инстанций обстоятельств, что в соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 03.10.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2016 по делу N А64-4378/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Г.А.Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.