г. Калуга |
|
15 августа 2018 г. |
Дело N А62-5583/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.08.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.08.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Козелкина И.И. Аникиной Е.А. Елагиной О.К. |
судей | |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Давыдовым А.Д. |
при участии в заседании |
|
от истца: Департамент экономического развития Смоленской области
от ответчика: ИП Якунин С.Н.
|
Сергеев И.О. (дов. N 11-0158 от 10.04.2017),
Пилипенко И.В. (дов. от 25.09.2017), |
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Якунина Сергея Николаевича на решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.12.2017 (судья Еремеева В.И.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2018 (судьи Стаханова В.Н., Мордасов Е.В., Тимашкова Е.Н.) по делу N А62-5583/2017,
УСТАНОВИЛ:
Департамент экономического развития Смоленской области (далее - истец, департамент; ОГРН 1046758309410, ИНН 6730052443) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Якунину Сергею Николаевичу (далее - ответчик, заявитель, предприниматель, ИП Якунин С.Н.; ОГРНИП 311672229900039, ИНН 671100235947) о взыскании субсидии, предоставленной по договору от 18.04.2012 N 602/2, в размере 300 000 рублей вследствие непредставления ответчиком отчета (приложение N 2 "Анкета получателя поддержки") в соответствии с пунктом 3.3.5 договора.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 27.12.2017 по делу N А62-5583/2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2018 решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.12.2017 оставлено без изменений, апелляционная жалоба ИП Якунина С.Н - без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными по делу первой и апелляционной инстанцией судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.12.2017 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2018 отменить.
В обосновании жалобы заявитель указывает на то, что срок подачи искового заявления в отношении ИП Якунина С.Н. закончился 02.05.2016. Указывает на то, что им 18.07.2017 подано заявление о применение срока исковой давности, но не рассмотрено судом
Ссылается на то, что судами не принято во внимание то, что за весь период с 01.05.2013 по 12.05.2017 до подачи уведомления о расторжении договора, департамент не осуществлял никаких действий в отношении предпринимателя, что свидетельствует об отсутствии претензий со стороны истца.
Указывает, что судами не исследованы и не приняты во внимание доказательства о представленном отчете. В договоре не указывается, каким способом представляется отчетность. При этом приложении N 2 "Анкета получателя поддержки" в договоре отсутствовало, на что суд первой инстанции не обратил внимания и не исследовал. Ответчик направил "Анкету получателя поддержки" истцу письмом, представив копию конверта со штампом, в судебном заседании опрошен свидетель, который подтвердил, что по поручению предпринимателя отвозил конверт по адресу: г. Смоленск, ул. Ленина, д. 1 (данный адрес департамента указан в договоре).
В судебном заседании представитель ответчика возражал против доводов кассационной жалобы.
Представитель истца возражал против доводов кассационной жалобы.
Проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актов, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, департамент экономического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Смоленской области согласно пункту 1 постановления администрации Смоленской области от 07.06.2012 N 331 "О реорганизации и переименовании отдельных органов исполнительной власти Смоленской области" реорганизован в форме присоединения к нему департамента Смоленской области по развитию потребительского рынка и предпринимательства.
В соответствии с пунктом 1.1 указанного постановления администрации Смоленской области департамент экономического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Смоленской области переименован в департамент экономического развития, инвестиций, внешнеэкономической деятельности и предпринимательства Смоленской области.
Из пункта 2 постановления администрации Смоленской области от 21.12.2012 N 1047 "О реорганизации и переименовании отдельных органов исполнительной власти Смоленской области" следует, что департамент экономического развития, инвестиций, внешнеэкономической деятельности и предпринимательства Смоленской области переименован в департамент экономического развития Смоленской области.
18.04.2012 между департаментом Смоленской области по развитию потребительского рынка и предпринимательства и индивидуальным предпринимателем Якуниным Сергеем Николаевичем заключен договор N 602/2 "О предоставлении субъекту малого и среднего предпринимательства субсидии на создание собственного бизнеса" (далее - договор).
Департамент предоставляет субъектам малого предпринимательства, осуществляющих свою деятельность менее одного года, субсидии на возмещение расходов по регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также расходов, связанных с созданием и развитием собственного бизнеса, реализацией бизнес-проекта, победившего в конкурсе по отбору субъектов малого предпринимательства, осуществляющих свою деятельность менее одного года (далее - субсидия) (пункты 2.1, 2.2 договора).
Согласно пункту 2.2. субсидия предоставляется Получателю по факту поступления подтверждающих расходы документов (копии платежных поручений, заверенные кредитной организацией, либо копии кассовых чеков (квитанций к приходно-кассовому ордеру) с приложением счетов-фактур, накладных, актов приема-передачи и договоров) на цели, указанные в бизнес-проекте, с момента заключения им настоящего Договора при соблюдении Получателем условий, установленных пунктом 4 Положения.
В соответствии с пунктами 3.1 - 3.3 департамент обязуется:
3.1.1. Произвести перечисление бюджетных средств в форме субсидии в соответствии с пунктом 4 настоящего договора на расчетный счет Получателя в соответствии с Протоколом в размере 300 000 (триста тысяч) рублей на деревообрабатывающее оборудование, после предоставления Получателем документально подтвержденных расходов на цели, указанные в бизнес-проекте и при соблюдении пункта 4 Положения, при наличии бюджетных ассигнований.
3.1.2. Осуществлять контроль за выполнением Получателем бизнес-проекта, не вмешиваясь в ход осуществления его хозяйственной деятельности.
3.2. Департамент в течение срока действия договора дополнительно запрашивает информацию о ходе реализации бизнес-проекта, в том числе документы первичного бухгалтерского учета, проводить осмотр объекта предпринимательской деятельности при реализации Получателем бизнес-проекта.
3.3. Получатель обязуется:
3.3.1. Осуществлять реализацию бизнес-проекта, в срок и на условиях, установленных в бизнес-проекте, обеспечить выполнение экономических показателей реализации бизнес-проекта (приложение N 1 к настоящему договору).
3.3.2. В срок до 25 декабря 2012 года представить документы, подтверждающие целевое использование средств.
3.3.3. Обеспечить в срок с 1 апреля 2012 года по 1 апреля 2013 года выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных бизнес-проектом, а также соблюдение экономических показателей.
3.3.4. Сохранить общее количество рабочих мест на период не менее 6 месяцев со дня получения поддержки.
3.3.5. С момента выдачи субсидии, в течение срока реализации бизнес-проекта, предоставлять отчетность в департамент один раз в год по окончании отчетного периода по форме прилагаемой к настоящему договору (приложение N 2 "Анкета получателя поддержки"), но не позднее 1 мая, года следующего за отчетным периодом.
3.3.6. Предоставлять по первому требованию департамента или уполномоченного им лица в течение 3-х дней всю запрашиваемую (расчетную, финансовую и пр.) документацию для подтверждения показателей, указанных в отчетах Получателя о реализации бизнес-проекта.
Пунктом 3.3.7 договора предусмотрено, что в случае расторжения договора возвратить в бюджет Смоленской области полную сумму предоставленной субсидии в течение 10 рабочих дней со дня расторжения настоящего договора. Реквизиты для перечисления возвращаемой суммы субсидии уточняются дополнительно.
Настоящий договор вступает в силу с момента подписания и действует до завершения расчетов и выполнения сторонами своих обязательств (пункт 7.1 договора).
Согласно пунктам 8.2 - 8.4 договора настоящий договор может быть расторгнут в одностороннем порядке, по соглашению сторон либо по решению суда в случае неисполнения одной из сторон обязательств по настоящему договору, а также в связи с существенными изменениями обстоятельств в порядке, определенном статьями 451 и 452 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пункт 8.3. предусматривает, что департамент в одностороннем порядке вправе расторгнуть настоящий договор, если: Получателем не выполнены условия договора, указанные в пункте 3.3. настоящего договора, в том числе имеют место отклонения планируемых экономических показателей в сторону уменьшения, более чем на 50 процентов, не предоставлена документация для анализа хозяйственно- финансовой деятельности Получателя; департаментом выявлены случаи предоставления Получателем недостоверных сведений о реализации бизнес - проекта, послуживших основанием для неправомерного предоставления Получателю субсидии.
Договор считается расторгнутым по истечении 7 (семи) календарных дней с даты получения Получателем письменного уведомления департамента о расторжении договора. При этом обязательства Получателя возвратить полученные средства в бюджет Смоленской области, в сумме, указанной в пункте 3.1.1 настоящего договора, сохраняются после расторжения договора и действуют до их исполнения Получателем (пункт 8.4 договора).
Согласно абзацу 4 пункту 2 бизнес-проекта срок реализации бизнес-проекта 12 месяцев с момента его составления.
Бизнес проект подписан 13.02.2012, срок реализации проекта 12 месяцев с момента его составления - до 14.02.2013.
Договор вступает в силу с момента подписания и действует до завершения расчетов и выполнением сторонами своих обязательств (пункт 7.1 договора).
В приложении N 1 к договору установлено, что заинтересованное лицо в течение срока реализации бизнес-проекта должен был достигнуть следующих показателей:
1. выручка от продаж 2 700 000 рублей;
2. налоговые поступления в бюджеты всех уровней 234 300 рублей;
3. сохраненные рабочие места - 3;
4. дополнительно созданные рабочие места - 2.
Департаментом Смоленской области по развитию потребительского рынка и предпринимательства в соответствии с пунктом 3.1.1 договора 20.04.2012 перечислена на расчетный счет предпринимателя субсидия в размере 300 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 190.
По юридическому адресу предпринимателя 15.05.2017 направлено уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке с указанием о необходимости возврата в добровольном порядке полученной субсидии в размере 300 000 рублей, что предусмотрено пунктом 3.3.7 договора.
Поскольку указанные в уведомлении денежные средства не были возвращены в добровольном порядке, департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд Смоленской области пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов об удовлетворении иска законными, обоснованными, основанными на нормах действующего законодательства.
При этом суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с БК РФ в целях реализации долгосрочной областной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Смоленской области" на 2009-2012 годы, утвержденной постановлением администрации Смоленской области от 02.10.2008 N 525 (в редакции постановлений администрации Смоленской области от 03.03.2009 N 104, от 07.04.2009 N 174, от 17.06.2009 N 331, от 07.07.2009 N 386, от 25.09.2009 N 571) администрацией Смоленской области вынесено постановление от 24.08.2009 N 496 "Об утверждении Положения о целях и условиях предоставления и расходования субсидий на создание собственного бизнеса, предоставляемых субъектам малого предпринимательства, осуществляющим свою деятельность менее одного года, категориях субъектов малого предпринимательства, имеющих право на получение указанных субсидий" (далее - Положение).
Согласно пунктам 1, 3, 5.1, 6, 7 Положения настоящее Положение определяет цели, условия и порядок предоставления субъектам малого предпринимательства субсидий на создание собственного бизнеса (далее также - субсидии) за счет средств областного бюджета, а также средств, поступивших в областной бюджет из федерального бюджета на указанные цели, категории субъектов малого предпринимательства, имеющих право на получение субсидии, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
При этом целью предоставления субсидии является возмещение субъектам малого предпринимательства расходов по регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также расходов, связанных с созданием и развитием собственного бизнеса, реализацией бизнес-проекта.
В свою очередь уполномоченный орган проверяет соблюдение субъектами малого предпринимательства условий предоставления субсидий, указанных в пункте 4 настоящего Положения, и составляет на каждый отчетный период сводный реестр субъектов малого предпринимательства - получателей субсидий по форме согласно приложению к настоящему Положению.
В разделе 3.3 договора сторонами согласованы условия, установленные при предоставлении субсидии.
В связи с невыполнением предпринимателем обязательств, указанных в пункте 3.3.5 договора, выраженных в непредставлении отчетности по окончании отчетного периода по форме прилагаемой к настоящему договору (приложение N 2 "Анкета получателя поддержки"), департаментом расторгнут договор в одностороннем порядке на основании пунктов 8.2, 8.3 договора, о чем предпринимателю направлено уведомление от 12.05.2017. Одновременно предприниматель уведомлен о том, что в соответствии пунктами 3.3.7, 8.4 договора ему надлежит возвратить полученную субсидию в сумме 300 000 рублей в течение десяти рабочих дней со дня получения уведомления.
Как установлено судами, указанное уведомление о расторжении договора получено предпринимателем 25.05.2017.
Из материалов дела усматривается, что реализация бизнес-проекта должна осуществляться предпринимателем в период с 01.04.2012 по 01.04.2013, сроками предоставления отчетности являлись 01.05.2013 (за 2012 год, за I квартал 2013 года).
Вместе с тем ответчиком только 11.12.2017 в судебном заседании в суде первой инстанции представлены копии формы по КНД 1110018, содержащие сведения о среднесписочной численности работников по состоянию на 01.01.2012, 01.01.2013, 01.01.2014, приложение N 2 к договору "Анкета получателя поддержки" и копия конверта от 10.04.2013.
Достоверность указанных сведений департаментом не устанавливалась в связи с предоставлением отчетности после расторжения договора.
Так, в представленных предпринимателем 11.12.2017 в судебное заседание сведениям имеются несоответствия. В приложении N 2 "Анкета получателя поддержки" показатель - среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) на 01.01.2013 указано 4, а в копии формы по КНД 1110018, содержащей сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год по состоянию на 01.01.2013, принятых Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Смоленской области указан показатель 1. Экономические показатели реализации бизнес-проекта ответчиком не выполнены. Подпунктом 3.3.1 пункта 3.3 договора установлено, что ответчик взял на себя обязательство обеспечить выполнение показателей реализации бизнес-проекта, установленных в приложении N 1 к договору. Показатель "сохраненные рабочие места" должен был составить 3 единицы, а "дополнительно созданные рабочие места" 2 единицы. Согласно копии формы по КНД 1110018 на 01.01.2013 среднесписочная численность работников составила 1 единицу, что свидетельствует о неисполнении указанных показателей.
Согласно сведениям департамента от 14.12.2017 в автоматизированной системе электронного документооборота 2013 года отсутствует информация о регистрации входящей корреспонденции (за период апрель - май 2013 года) в отношении индивидуального предпринимателя Якунина Сергея Николаевича.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с подпунктом 3.3.5 пункта 3.3 договора от 18.04.2012 N 602/2 предприниматель взял на себя обязательство в течение срока реализации бизнес-проекта, предоставлять отчетность в департамент один раз в год по форме, прилагаемой к настоящему договору (приложение N 2 "Анкета получателя поддержки"), но не позднее 1 мая года, следующего за отчетным.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При заключении договора от 18.04.2012 N 602/2 стороны согласовали его условия, в том числе сроки и форму предоставления отчетности.
В связи с отсутствием доказательств соблюдения предпринимателем в установленные сроки условий пункта 3.3.5 договора, у департамента возникло право на расторжение в одностороннем порядке договора на основании пункта 8.3 договора, что влечет для предпринимателя обязанность по возврату субсидии в размере 300 000 руб. в порядке пункта 3.3.7 договора.
На основании вышеуказанного суд кассационной инстанции считает, что суды сделали правильный вывод об удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции. Им дана надлежащая оценка.
По существу спора арбитражные суды первой и апелляционной инстанций полно установили фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовали имеющиеся в материалах дела доказательства, приняли обоснованные решение и постановление, соответствующие нормам материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.12.2017 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2018 по делу N А62-5583/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации.
Председательствующий |
И.И. Козелкин |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.