г.Калуга |
|
7 марта 2017 г. |
Дело N А83-3090/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 марта 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 7 марта 2017 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
|
Панченко С.Ю. |
||||
судей |
|
Радюгиной Е.А. Чаусовой Е.Н. |
||||
при участии в заседании от: |
|
|||||
Службы финансового надзора Республики Крым (295006, Республика Крым, г.Симферополь, Бульвар Ленина, д.5/7, ОГРН 1149102017536, ИНН 9102012153) |
|
представитель не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом; |
||||
управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (295006, Республика Крым, г.Симферополь, ул.Александра Невского, д.29, ОГРН 1147746357153, ИНН 7707830457) |
|
представитель не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом; |
||||
инспекция Федеральной налоговой службы по г. Симферополю (295011, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Мате Залки, 1/9,) |
|
представитель не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом; |
||||
общества с ограниченной ответственностью "Кералл Плюс" (295011, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Самокиша, 20, ОГРН 1159102020439, ИНН 9102156596) |
|
представитель не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на решение арбитражного суда Республики Крым от 26.09.2016 (судья Авдеев М.П.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2016 (судьи Евдокимов И.В, Омельченко В.А., Градова О.Г.) по делу N А83-3090/2016,
УСТАНОВИЛ:
Служба финансового надзора Республики Крым (далее - Служба финнадзора, заявитель) обратилась в арбитражный суд к обществу с ограниченной ответственностью "Кералл Плюс" (далее - ООО "Кералл Плюс", общество) о взыскании суммы задолженности по налогам, сборам, обязательным платежам в размере 4 844 руб. 97 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 26.09.2016, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2016, в удовлетворении требований Службы финансового надзора Республики Крым отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, считая, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, не выяснены все обстоятельства по делу, неполно исследованы доказательства, Служба финансового надзора Республики Крым обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, приняв по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, суд неверно истолковал положения Порядка N 254, где пунктом 9 предусмотрено, что Служба финнадзора на основании реестра, полученного от Налоговой службы, определяет единое сальдо по каждому налогоплательщику и в случае его отрицательного значения - выставляет ко взысканию как задолженность перед бюджетом. Кроме того, заявитель считает, что суд не принял все должные меры по истребованию у налоговых органов всех документов, подтверждающих образование задолженности у общества, не выяснил, на основании каких документов сумма задолженности, числящаяся за обществом, была включена в реестр уже УФНС России по Республике Крым, не учел, что по кодам бюджетной классификации, отнесенным к Крымфиннадзору как администратору доходов, денежные средства от ООО "Кералл Плюс" не поступали.
Заявитель указал, что по состоянию на 30.03.2015, то есть на момент формирования и направления Реестра в адрес Службы финнадзора, у Управления ФНС России по РК, как хранителя информации имелась вся информацию о наличии задолженности, в том числе карточки лицевых счетов, которые велись инспекциями Налоговой службы РК, однако налоговые органы уклонились от представления в суд соответствующих документов.
Общество письменный отзыв не представило, своего представителя в судебное заседание не направило.
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым в письменном отзыве с доводами кассационной жалобы согласилось и просило её удовлетворить и отменить оспариваемые судебные акты, а также ходатайствовало рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Налоговая инспекция в письменном отзыве на кассационную жалобу указало, что Налоговая служба Республики Крым, прекратившая свою деятельность и утратившая правоспособность с 31.12.2014, передала в Управление Федеральной налоговой службы России по РК данные об общих суммах задолженности и переплат налогоплательщика, образовавшейся в переходный период, числящейся за обществом, которые были включены в реестры, сформированные по карточкам лицевых счетов налогоплательщика. Вновь образованные налоговые органы Федеральной налоговой службы России не являются правопреемниками ликвидированных органов Налоговой службы Республики Крым, осуществлявших свою деятельность в переходный период, в связи с чем ИФНС России по городу Симферополю Республики Крым не имеет возможности представить какие либо сведения относительно числящейся за ООО "Кералл Плюс" в реестре задолженности, образовавшейся в переходный период (с 18.03.2014 по 31.12.2014), в частности, расшифровать её. Вместе с тем налоговая инспекция считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению. В письменном ходатайстве инспекция просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
В силу части 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы и письменных отзывов на неё, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Законом Республики Крым от 29.12.2014 N 56-ЗРК "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым" (далее - Закон Республики Крым N 56-ЗРК), установлены особенности урегулирования задолженности по налогам и сборам, а также излишне уплаченных сумм налогов и сборов (переплата), образовавшихся по состоянию на 01.01.2015 года у налогоплательщиков, зарегистрированных на территории Республики Крым.
Во исполнение названного закона Постановлением Совета Министров Республики Крым от 12.05.2015 N 254 утвержден Порядок зачета переплаты или уплаты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 1 января 2015 года (далее - Порядок), пунктами 9, 10 которого установлено, что Служба финансового надзора Республики Крым, являющаяся с 01.01.2015 уполномоченным органом на взыскание с 01.01.2015 задолженности по налогам и сборам и обязательным платежам, образовавшейся в переходный период, на основании реестров, полученных от Налоговой службы Республики Крым и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (как держателя информации) в соответствии с Законом Республики Крым N 56-ЗРК/2014 по каждому отдельному налогоплательщику определяет единое сальдо расчетов с бюджетом Республики Крым путем суммирования общей суммы задолженности и общей суммы переплаты, а также сумм перечисленных налогоплательщиком самостоятельно в период с 1 января 2015 года до даты определения сальдо. В случае, если единое сальдо расчетов с бюджетом по налогоплательщику имеет отрицательное значение, такое сальдо является задолженностью перед бюджетом и подлежит взысканию.
Не позднее четырнадцати рабочих дней со дня определения единого сальдо расчетов с бюджетом Служба финансового надзора Республики Крым направляет налогоплательщику предписание по форме согласно приложению к настоящему Порядку о возмещении в бюджет Республики Крым задолженности, образовавшейся в переходный период, с указанием срока возмещения в течение двадцати рабочих дней и реквизитов платежа.
В случае неисполнения налогоплательщиком предписания в указанные сроки Служба финансового надзора Республики Крым обращается в суд с исковым заявлением о взыскании налоговой задолженности (пункт 11 Порядка).
Как установлено судом, Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Крым 30.03.2015 был передан Службе финнадзора Реестр юридических лиц, которые в текущем году приобрели статус налогоплательщика Российской Федерации с внесением сведений о них в январе-феврале 2015 года в ЕГРЮЛ, имеющих задолженность по налогам сборам и обязательным платежам в бю джетРеспублики Крым и местные бюджеты по состоянию на 1 января 2015 года (за исключением единого социального взноса и арендной платы за землю), согласно которому за ООО "Кералл Плюс" числится задолженность перед бюджетом Республики Крым в размере 4 844 руб. 97 коп.
В связи с указанным обстоятельством в адрес должника было направлено предписание от 29.05.2015 N 05-14/693 о необходимости в течение 20 рабочих дней возместить сумму задолженности в бюджет Республики Крым, которые обществом исполнены не были, что стало причиной обращения службы в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд, оценив в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами по делу доказательства и руководствуясь частями 4 и 6 статьи 215 АПК Российской Федерации, исходя из фактических обстоятельств дела, пришел к выводу о том, что ни заявителем, ни налоговыми органами не представлено доказательств, в том числе первичных документов, подтверждающих то, что заявленная к взысканию сумма является задолженностью по налогам, сборам, обязательным платежам, образовавшейся в переходный период.
Выводы суда являются правильными, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и нормам материального права.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частью 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возложена на заявителя.
Обращаясь с заявленными требованиями и настаивая на наличии у налогоплательщика задолженности перед бюджетом Республики Крым в общей сумме 4 844 руб. 97 коп., Служба финнадзора в обоснование требований ссылалась на единственное имеющееся доказательство - Реестр налогоплательщиков, переданный Налоговым органом с указанием общих сумм задолженности и переплаты, без указания видов налогов и сборов и обязательных платежей, а также без предоставления службе расчетов и документов (налоговые декларации, отчетности, карточки лицевого счета, налоговое дело должника), на основании которых сумма задолженности была включена в реестр.
Как правильно указал суд, подтвердить обоснованность включения в реестр данной суммы задолженности, предоставить расчет суммы задолженности с указанием видов налогов заявитель не имеет возможности. Не имеют такой возможности и территориальные налоговые органы Федеральной налоговой службы России.
Кроме того, судом установлено, что у территориальных органов Федеральной налоговой службы Российской Федерации отсутствуют полномочия и возможности для внесения изменений в реестры сумм задолженности и переплат, а также предоставления находившейся в налоговых инспекциях Налоговой службы Республики Крым детальной информации о задолженности (переплате) по налогам, сборам и обязательным платежам.
ИФНС России по г.Симферополю Республики Крым в письменном отзыве на жалобу сообщило, что в прекратившие свою деятельность налоговый инспекции Налоговой службы Республики Крым и утратившие правоспособность с 31.12.2014 без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, не передавали какую-либо документацию по налогоплательщикам вновь созданным налоговым органам Российской Федерации, в частности ИФНС России по г.Симферополю Республики Крым, у которой отсутствуют полномочия и возможности расшифровать суммы задолженности, подлежащие взысканию с ООО "Кералл Плюс" на основании представленного Службой финнадзора Реестра.
Таким образом, в нарушение требований части 4 статьи 215 АПК РФ, надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что заявленная ко взысканию сумма является задолженностью ООО "Кералл Плюс" перед бюджетом, образовавшейся в переходный период, ни налоговой инспекцией, ни Управлением Федеральной налоговой службы России по Республике Крым не представлено, как и не представлен расчет этой суммы задолженности, не указано, какой конкретно вид налога, сбора или обязательного платежа просит взыскать заявитель. Основания включения в Реестр 4 844 руб. 97 коп. в качестве задолженности общества перед бюджетом Республики Крым заинтересованными лицами указаны не были.
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что требование Службы финнадзора является необоснованным и не подлежащим удовлетворению, в связи с чем основания для отмены кассационной инстанцией оспариваемых судебных актов отсутствуют.
Материалами дела подтверждено, что судом в полном объеме исследованы позиции сторон по делу и доказательства, представленные в их обоснование, которым дана надлежащая оценка.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании Службой финансового надзора закона и не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, а сводятся к переоценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, что в силу прямого указания статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено и оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 26.09.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2016 по делу N А83-3090/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные ст.ст. 291.1 и 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С. Ю. Панченко |
Судьи |
Е.А.Радюгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.