г. Калуга |
|
21 марта 2017 г. |
Дело N А62-2391/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.03.2017.
Полный текст постановления изготовлен 21.03.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Ключниковой Н.В. |
судей |
Стрегелевой Г.А. |
|
Смолко С.И. |
при участии в заседании: |
|
от Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (ОГРН 1126732010624, ИНН 6732042088, г.Смоленск, пл. Ленина, 1, 214008); |
- Ветчинова К.С. - представителя по доверенности от 04.07.2016 N 131;
|
от закрытого акционерного общества "Тисон" (ОГРН 1027739816686, ИНН 7723011920, г. Москва, ул. Шоссейная, д. 59, 109383); |
- Романенкова А.Ф. - представителя по доверенности от 09.09.2016; Марченкова С.В. - генерального директора (протокол от 17.08.2015); |
рассмотрев в открытом судебном заседании, кассационную жалобу Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2016 (судьи Мордасов Е.В., Рыжова Е.В., Еремичева Н.В.) по делу N А62-2391/2016,
УСТАНОВИЛ:
Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (далее - истец, заявитель, уполномоченный орган, Департамент) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением о прекращении права пользования объектами животного мира, предоставленного закрытому акционерному обществу "Тисон" (далее - ответчик, пользователь, Общество, ЗАО "Тисон").
Решением суда от 28.06.2016 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 13.12.2016 решение суда от 28.06.2016 отменено, в удовлетворении заявленного Департаментом требования отказано.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить постановление суда апелляционной инстанции в связи с неправильным применением норм материального права, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в кассационной жалобе, заслушав объяснения представителей Департамента, Общества, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Общество на основании долгосрочной лицензии на право пользования объектами животного мира серии ХХ N 7842, выданной 02.11.2004 Управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Смоленской области, и договора от 27.09.2004 N 21 о предоставлении в пользование территорией, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты, заключенным между Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и ЗАО "Тисон", осуществляет пользование объектами животного мира.
На основании приказа Департамента от 30.12.2014 N 01-04-0489 в отношении Общества проведена плановая выездная проверка, результаты которой отражены в акте от 28.01.2015 N 01, на основание которого Департаментом выдано предписание от 28.01.2015 N 01 (далее - предписание N 01).
Согласно предписания от 28.01.2015 N 01 в связи с нарушением пунктов 4, 8, 9, 10 Порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов, утв. Приказом Минприроды РФ от 12.11.2010 N 503 (далее - Приказ N 503), пункта 5 Приказа Минприроды РФ от 24.12.2010 N 560 "Об утверждении видов и состава биотехнических мероприятий, а также порядка их проведения в целях сохранения охотничьих ресурсов" (далее - Приказ N 560), статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении в отдельные законодательные акты Российской федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), статьи 40 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон N 52-ФЗ), договора от 27.09.2004 N 21, пунктов 3, 4 Условий пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, с изъятием их среды обитания, утв. приказом Смолоблохотуправления от 13.12.2000 N 166, Обществу предписывалось до 28.05.2015 провести следующие мероприятия:
1. Обеспечить установку 10 аншлагов, обозначающих границы территории, предоставленной в пользование ЗАО "Тисон" на основании распоряжения Администрации Смоленской области от 10.09.2004 N 842-р/адм;
2. Обеспечить установку 8 аншлагов, обозначающих границы воспроизводственного участка на территории, предоставленной в пользование ЗАО "ТИСОН" на основании распоряжения Администрации Смоленской области от 10.09.2004 N 842-р/адм;
3. Проводить биотехнические мероприятия для косули в соответствии с Проектом внутрихозяйственного охотустройства;
4. Проводить биотехнические мероприятия для кабана в соответствии с Проектом внутрихозяйственного охотустройства;
5. Проводить биотехнические мероприятия для боровой дичи в соответствии с Проектом внутрихозяйственного охотустройства;
6. Обеспечивать охрану охотничьих животных, отнесенных к объектам охоты, на предоставленной территории, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения, не допускать на предоставленной территории производство незаконной охоты, а также незаконной добычи диких копытных животных и медведя; оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира и обеспечивать охрану объектов животного мира.
Выявленные в ходе вышеуказанной проверки нарушения правил пользования объектами животного мира легли в основу принятого Департаментом 16.04.2015 постановления N 57 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Департаментом проведена проверка исполнения Обществом ранее выданного предписания от 28.01.2015 N 01, по результатам которой выявлен факт неисполнения пунктов 1,3,4,5,6, в связи с чем предписанием от 19.06.2015 N 41 (далее - предписание N 41) на Общество в срок до 01.12.2015 возложено их исполнение.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 41 в муниципальном образовании "Угранский район Смоленской области от 22.07.2015 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 стать 19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей.
В соответствии с предписанием от 25.12.2015 N 84 (далее - предписание N 84) в срок до 25.02.2016 вновь предписывалось выполнение пунктов 1,3,4 предписания, а пункта 2 до 25.06.2016.
Постановлением мирового судьи от 25.02.2016 Общество вновь привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 11000 рублей.
Предписанием от 24.03.2016 N 09 Обществу до 25.11.2016 вновь предписывалось проводить биотехнические мероприятия для боровой дичи в соответствии с Проектом внутрихозяйственного охотустройства.
В целях проверки исполнения пунктов 1, 3, 4 предписания N 84 Департаментом на основании приказа от 09.03.2016 N 01-04-0078 в срок с 14 марта по 8 апреля 2016 года в отношении ЗАО "Тисон" проведена внеплановая выездная проверка.
В ходе проверки установлено, что Обществом в установленные сроки не выполнен пункт 3 предписания N 84, а именно: в соответствии с пунктом 3 ему предписывалось проводить биотехнические мероприятия для боровой дичи в соответствии с Проектом внутрихозяйственного охотустройства, Обществом не проведены данные мероприятия в части произведения подкормки тетерева с октября по март в объеме 10 кг зерна на птицу и 10 овсяных снопов на 1 кормовой площадке.
По результатам проверки Департаментом Обществу выдано Предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны, использования объектов животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов от 29.03.2016 N 09 сроком исполнения которого обозначено 25 ноября 2016 года.
На основании статьи 47 Закона N 52-ФЗ Департамент 06.04.2016 обратился в арбитражный суд с заявлением о прекращении права пользования объектами животного мира, предоставленного ЗАО "Тисон".
Удовлетворяя это требование, суд первой инстанции исходи из того, что Обществом на протяжении 2015 года многократно нарушались правила и условия пользования объектами животного мира.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленного Департаментом требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что ЗАО "Тисон" на протяжении 2015 года практически полностью исполнило требования предписаний, характер нарушения, совершение нарушения Обществом впервые, отсутствие в деле доказательств, подтверждающих факт причинения вреда действиями общества или возникновения негативных последствий.
Между тем, такие выводы нельзя признать законными и обоснованными.
В статье 40 Федерального закона N 52-ФЗ пользователи животным миром обязаны, в том числе проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира.
Данные обязанности предусмотрены также Условиями пользования объектами животного мира, отнесёнными к объектам охоты, с изъятием их из среды обитания, утверждёнными Приказом Смолоблохотуправления от 13.12.2000 N 166 и являющимися неотъемлемой частью приложением к долгосрочной лицензии на пользование объектами.
В силу части 4 статьи 35 Закона N 52-ФЗ пользование животным миром осуществляется в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания.
В соответствии с частью 2 статьи 40 Закона N 52-ФЗ пользователи животным миром обязаны не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов животного мира, проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира; оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира; обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения.
В соответствии со статьей 47 Закона N 52-ФЗ безусловным основанием для прекращения права пользования объектами животного мира является нарушение законодательства Российской Федерации об охоте и условий, указанных в документах, на основании которых осуществляется пользование животным миром.
Нарушения вышеуказанных положений правил пользования объектами животного мира подтверждаются неоднократными предписаниями, вынесенными в адрес Общества, и постановлениями о привлечении к административной ответственности, которые Обществом и не оспаривались.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции, основанные на Законе N 52-ФЗ, о необходимости удовлетворения требования Департамента, являются законными и обоснованными.
Доводы, приведенные в жалобе, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Эти доводы не опровергают выводы суда и, по существу, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2016 по делу N А62-2391/2016 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Смоленской области от 28.06.2016 по настоящему делу.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.