г.Калуга |
|
03 апреля 2017 г. |
ДелоN А83-2827/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2017 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 апреля 2017 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Николаевой Н.Н. |
судей |
Смолко С.И. |
|
Степиной Л.В. |
при участии:
от администрации города Ялты Республики Крым (пл. Советская, д. 1, г. Ялта, Республика Крым, 298600) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью фирма "Ратон" (ул. Горького, 4, кв. 18, пгт. Гаспра, г. Ялта, Республика Крым, 298600) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от комиссии по обследованию пассажиропотока льготных категорий граждан в муниципальном образовании городской округ Ялта (пл. Советская, д. 1, г. Ялта, Республика Крым, 298600) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Ялты на решение Арбитражного суда Республики Крым от 17.08.2016 (судья Ищенко Г.М.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2016 (судьи Карев А.Ю., Горошко Н.П., Евдокимов И.В.) по делу N А83-2827/2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью фирма "Ратон" (далее - ООО фирма "Ратон", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением (с учетом уточнений) о признании незаконными решений комиссии по обследованию пассажиропотока льготных категорий граждан в муниципальном образовании городской округ Ялта Республики Крым (далее -комиссия), оформленных протоколом N 2 от 29.02.2016, в части принятия для ООО фирма "Ратон" расчетных коэффициентов соотношения количества бесплатно перевезенных пассажиров к количеству пассажиров, оплативших проезд, для возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду: за февраль 2016 года в размере 0,38, а с января 2016 года в размере 0,33.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 17.08.2016 требование удовлетворено.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, администрация города Ялты обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования.
В судебное заседание участвующие в деле лица, представителей не направили; о месте его и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Судом установлено, что комиссия по обследованию пассажиропотока льготных категорий граждан в муниципальном образовании городской округ Ялта Республики Крым своим решением, оформленным протоколом от 29.02.2016, приняла для ООО фирма "Ратон" расчетные коэффициенты соотношения количества бесплатно перевезенных пассажиров к количеству пассажиров, оплативших проезд, для возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду: за февраль 2016 года в размере 0,38 и с января 2016 года в размере 0,33.
Указанное решение принято по результатам мониторинга маршрутов от 05.02.2016, от 10.02.2016: N 142 "Ялта-Симеиз", N 100 "Массандра-Ливадия". N 15 "ул. Дзержинского - ул. Сеченова", N 1 "ул. Дзержинского - ул. Пионерская", N 102 "Ялта-Алупка", N 29 "Ялта-ГНБС".
Несогласие с решением послужило основанием обращения ООО фирма "Ратон" в суд.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции признал неправомерным решение комиссии, оформленное протоколом N 2 от 29.02.2016, с чем согласился суд апелляционной инстанции, изменив решение в части суммы взыскания государственной пошлины.
Разрешая спор, суды обоснованно исходили из положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Республики Крым от 17.12.204 N 35-ЗРК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым", постановления Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 575, утвердившего приложение N 1 "Порядок предоставления отдельным категориям граждан Республики Крым мер социальной поддержки на льготный проезд" и приложение N 2 "Порядок возмещения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду", постановления Администрации города Ялты Республики Крым 27.11.2015 N 3047-п, утвердившего Положение и Регламент работы по обследованию пассажиропотока льготных категорий граждан в муниципальном образовании городской округ Ялта Республики Крым, направленность которых состоит в определении правового механизма возмещения выпадающих доходов в связи с перевозкой льготных категорий граждан в городском и пригородном сообщении.
В частности, названным муниципальным правовым актом - Положением (пункт 1.2) установлено, что основной целью работы комиссии является обоснование потребности в бюджетных средствах на возмещение расходов предприятий городского пассажирского транспорта по перевозке пассажиров, пользующихся правом бесплатного или льготного проезда.
Для достижения указанных целей комиссия во главе с председателем комиссии, которым является заместитель главы Администрации города Ялты Республики Крым, организует и проводит обследование пассажиропотока на маршрутах городского пассажирского транспорта, утверждает расчетные коэффициенты соотношения количества бесплатно перевезенных пассажиров к количеству пассажиров, оплативших проезд, для возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду на основании проведенного обследования пассажиропотока (п. 1.4 ч. 1, п. 2.1.1, п. 2.2.2, п. 2.2.3 ч. 2 Положения).
Проведение обследований пассажиропотока является составной частью организации транспортного обслуживания населения и в силу пп. 7 п. 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится к вопросам местного значения городского округа.
Соответственно, решения комиссии по результатам обследования пассажиропотока, устанавливающие расчетные коэффициенты, обоснованно признаны судом первой и второй инстанции актами, возможность обжалования которых предусмотрена главой 24 АПК РФ, поскольку приняты органом, имеющим властные полномочия в указанной области, решения которого носят обязательный характер.
Установив, что принятие названных решений мотивировано информацией, полученной в ходе обследования, суды двух инстанций исследовали доказательства на этот счет.
Так, согласно данным обследования 05.02.2016 и 10.02.2016 было проверено 6 автобусов Общества. Проведенными проверками пассажиропотока от 05.02.2016 установлено, что всего перевезено 117 пассажиров, в том числе льготных категорий - 53.
Однако, как установили суды, Общество осуществляет перевозки по 16 маршрутам, следовательно, ежедневно на линию выходят порядка 70-80 автобусов.
Целью обследования пассажиропотока являлось как определение доли участия в перевозке пассажиров транспортных предприятий города, так и количества перевезенных пассажиров льготной категории. Следовательно, обследование должно было быть произведено таким образом, чтобы не создавать сомнения в объективности "выборки", т.е. обеспечить репрезентативность результатов исследования (возможность распространения выборочных данных на общую картину состояния пассажиропотока).
Указанное не было обеспечено, в связи с чем выводы суда о том, что решение комиссии не подкреплено надлежащими доказательствами, не отвечает требованиям объективности, соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Доводы заявителя жалобы в этой части направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела иным образом, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Кроме того, из исследованных карточек пассажиропотока и актов суд заключил, что в обследованиях пассажиропотока участвовали иные лица, не являющиеся членами комиссии по обследованию пассажиропотока льготных категорий граждан в муниципальном образовании городской округ Ялта Республики Крым (Ефремова А.В. и Белякова Р.П.), поэтому суд пришел к выводу о нарушении требований постановления Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 575.
Изложенное привело суд к обоснованному выводу о незаконности принятого решения в части установления коэффициента 0,38 по данным пассажиропотока за февраль 2016.
По мнению заявителя жалобы, объективность результатов обследования подтверждается тем фактом, что предыдущие ежемесячные обследования пассажиропотока демонстрировали, с незначительными колебаниями, неизменность соотношения числа перевозимых льготных и нельготных категорий граждан транспортом данного перевозчика.
Между тем, исследование этих обстоятельств не входило в предмет доказывания по настоящему делу, поскольку законность конкретного принимаемого органом, осуществляющим публичные полномочия, решения, требует его мотивированности. В мотивировку решения, обжалуемого в настоящем деле, не входили ссылки на иные данные, в связи с чем суд при его проверке ограничен теми мотивами и основаниями, которые фигурируют в решении.
Суд также пришел к выводу о незаконности установления коэффициента 0,33 на 2016 год в целом. Заявитель кассационной жалобы обоснованно указывает, что в соответствии с абзацами 2 и 3 подпункта 3.1 пункта 3 приложения N 2 постановления Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 575, коэффициент определяется на отчетный год в декабре года, предшествующего отчетному, на основании актов ежемесячного обследования фактически перевезенных пассажиров, в том числе льготных категорий, который составляется комиссиями по обследованию фактически перевезенных пассажиров (далее - Комиссия). В случае необходимости в течение отчетного года коэффициент может корректироваться.
Для определения расчетного коэффициента на 2016 год в этом случае комиссия должна была проанализировать ежемесячные данные за 2015 год и в декабре 2015 года определить указанный средний коэффициент. Решение комиссии в нарушение этого правила состоялось в феврале 2016 года. Доказательств, что коэффициент 0,33 являлся корректирующим, не представлено.
При таких обстоятельствах довод кассационной жалобы о законности принятого решения в соответствующей части также не представляется обоснованным, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 17.08.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2016 по делу N А83-2827/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Николаева |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.