Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 18 октября 2004 г. N КА-А40/9496-04-П
(извлечение)
Решением от 12.04.2004, оставленным без изменения постановлением от 28.06.2004, удовлетоврено заявленное требование открытого акционерного общества "Автофрамос" к Инспекции МНС РФ N 9 по ЦАО г. Москвы о признании незаконным, не соответствующим ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации - бездействие ИМНС РФ N 9 по ЦАО г. Москвы по невозмещению ОАО "Фрамос" НДС в сумме 24.924.701 руб. 56 коп. за июнь, июль 2002 года и обязании Инспекцию возместить Обществу путем возврата из федерального бюджета НДС в сумме 24.924.701 руб. 56 коп. за июнь, июль 2002 года, ссылаясь на незаконность бездействия налогового органа, выразившегося в невозмещении НДС по импорту товара за июнь, июль 2002 года, доказанность уплаты НДС при ввозе товара на территорию РФ и право налогоплательщика на возмещение суммы НДС.
Законность и обоснованность решения и постановления суда проверяется в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой он просит решение и постановление суда отменить, в иске отказать, так как суд не применил п. 5 ст. 9, п. 5 ст. 23, п. 1 ст. 151 Налогового кодекса Российской Федерации, представленные документы не подтверждают импорт товара и уплату НДС при ввозе товара на территорию РФ.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции без удовлетворения, поскольку доводы налогового органа не опровергают выводы суда, основанные на материалах дела и нормах налогового законодательства.
Представитель Инспекции в заседание суда не явился. Суд, совещаясь на месте, определил: дело рассмотреть в его отсутствие, поскольку он был надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Как следует из материалов дела, установлено судом, Общество подало декларацию за июнь, июль 2002 года по импортным операциям о возмещении НДС в сумме 26.420.012 руб.
С учетом зачета НДС в сумме 1.495.310 руб. 44 коп. и бездействия налогового органа в возмещении оставшейся части НДС налогоплательщик обратился в суд с указанным выше требованием.
Суд первой и апелляционной инстанции, с учетом указаний кассационной инстанции, полно и всесторонне исследовал юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку представленным сторонами доказательствам, доводам сторон, правильно применил нормы таможенного и налогового законодательства, регулирующие порядок возмещения НДС по импортным операциям и сделал обоснованный вывод о возмещении НДС.
Доводы налогового органа о недоказанности ввоза товара на территорию Российской Федерации и уплаты НДС за ввоз импортированного товара не являются основанием для отмены судебных актов, поскольку на всех ГТД, по которым были ввезены товары на территорию РФ, имеются штампы таможенного органа "выпуск разрешен" и оттиск личной печати должностного лица таможенного органа и его подпись.
Заявителем соблюдены все установленные действующими нормативными актами РФ требования в отношении таможенного оформления товаров, при ввозе которых на территорию РФ был уплачен заявленный к возмещению (возврату) НДС.
В частности соблюдены положения Глав 21 и 26 указанного выше Таможенного кодекса Российской Федерации, Инструкции "О порядке заполнения грузовой таможенной декларации", утвержденной Приказом ГТК РФ от 16.12.1998 за N 848. Так, согласно п.п. 2.3. (Правила заполнения граф должностным лицом таможенного органа) раздела II (Правила заполнения ГТД при декларировании товаров, помещаемых под таможенный режим выпуска для свободного обращения) Инструкции в графах "Д" "таможенный контроль" и "С" (добавочного листа) "проставляются отметки о принятом решении по вопросу выпуска товаров в виде оттисков штампов "Выпуск разрешен" или "Выпуск запрещен", являющихся средствами идентификации.... Внесенные в графу отметки заверяются подписью и личной номерной печатью должностного лица таможенного органа"
В соответствии с п. 1 Приложения N 2 "Порядок подтверждения таможенными органами фактического ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации" к Приказу ГТК РФ от 26.06.2001, действующий в июне-июле 2002 года подтверждение фактического ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации производится на основании обращений, непосредственно представляемых либо направляемых по почте в таможню, в регионе деятельности которой расположен пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации, следующих лиц:
а) российских перевозчиков, выполняющих работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке ввозимых в Российскую Федерацию товаров, а также иные подобные работы (услуги);
б) лиц, выполняющих работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и переработки товаров под таможенным контролем;
в) лиц, выполняющих работы (услуги), непосредственно связанные с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим транзита.
Из данного пункта видно, что подтверждение фактического ввоза товаров не является обязательным, кроме того, среди лиц, которые могут обращаться за подтверждением, нет категории импортеров, которым является заявитель.
Ни в ст. 151 Налогового кодекса Российской Федерации, ни в ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации, на которые ссылается ответчик, не содержаться нормы, устанавливающие какой-либо порядок оформления ввоза товаров на территорию РФ и правовую связь между соблюдением такого порядка и возмещением НДС.
Довод ответчика о том, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие оплату НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, не соответствует материалам дела.
Заявителем были представлены в материалы дела все необходимые документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов в виде сумм НДС, уплаченных заявителем при ввозе товаров на таможенную территорию РФ за июнь, июль 2002 года. Данными документами являются: ГТД, оформленные при ввозе товаров в режиме выпуска в свободное обращение; платежные поручения, подтверждающие уплату НДС на счета таможенных органов, по указанным выше ГТД; банковские выписки, подтверждающие фактическое перечисление сумм НДС в составе таможенных платежей на бюджетные счета таможенных органов по указанным в предыдущем пункте платежным поручениям и списание денежных средств по каждому из этих платежных поручений; бухгалтерские документы, подтверждающие принятие на учет ввезенных товаров. Таким образом, заявитель, в полном соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации (статьи 171, 172) документально обосновал наличие подлежащей возмещению суммы НДС, о чем правомерно указал суд первой инстанции.
Довод Инспекции об отсутствии на предоставленных заявителем платежных документах, которыми авансом уплачивались таможенные платежи при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, выделенных сумм НДС в составе соответствующих авансовых платежей, правомерно отклонен судами.
Согласно п. 3 Методических рекомендации по расходованию и возврату авансовых платежей, являющихся приложением к Письму ГТК РФ от 07.05.2001 N 01-06/17752, денежные средства, внесенные в качестве авансовых платежей, не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока налогоплательщик не распорядился ими в формах, указанных в пункте 4, при этом, в п. 4 Рекомендаций закрепляется, что основанием расходования авансовых платежей является принятая таможенным органом таможенная декларация. В соответствии с п. 5 Рекомендаций днем уплаты таможенных платежей путем зачисления сумм авансовых платежей, внесенных на счета таможенного органа, является день принятия таможенным органом таможенной декларации. В силу ст. 110 Таможенного кодекса Российской Федерации, действующего в июне, июле 2002 года в таможенные платежи входил НДС. Именно путем сопоставления предоставленных заявителем авансовых платежных поручении с принятыми таможенным органом таможенными декларациями суды установили факт списания с авансовых платежей суммы НДС при ввозе товара на территорию РФ за январь, февраль, март 2003 года и, исходя их этой суммы, счел требования заявителя о возмещении НДС, как разницы между суммой налоговых вычетов и суммой исчисленной по налогооблагаемым операциям, подлежащими удовлетворению.
В графе "В" каждой ГТД под N 32 (данный номер предусмотрен "Классификатором процедуры перемещения товаров через таможенную территорию РФ", утвержденным Приказом ГТК РФ от 25.12.96 за N 774) указана сумма НДС, уплаченная в отношении тех товаров, которые были ввезены по соответствующей налоговой декларации, при этом, в графе "В" каждой ГТД указан номер платежного поручения, которым была уплачена соответствующая сумма НДС, то есть ГТД корреспондируют с соответствующими платежными поручениями.
В соответствии со ст. 118 Таможенного кодекса Российской Федерации, действующего в указанный выше период, таможенные платежи, в состав которых, согласно ст. 110 Таможенного кодекса Российской Федерации, входит НДС, уплачиваются непосредственно декларантом либо иным лицом в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. Любое заинтересованное лицо вправе уплатить таможенные платежи, если иное не предусмотрено Таможенным кодексом Российской Федерации. При этом согласно ст. 159 Таможенного кодекса Российской Федерации Таможенный брокер вправе от собственного имени совершать любые операции по таможенному оформлению и выполнять другие посреднические функции в области таможенного дела за счет и по поручению представляемого лица. При осуществлении таможенного контроля таможенного оформления таможенный брокер выполняет все обязанности и ответственность, как если бы он самостоятельно перемещал товары через таможенную границу Российской Федерации. Права, обязанности и ответственность таможенного брокера по отношению к таможенным органам Российской Федерации не могут быт ограничены договором с представляемым лицом.
Между ОАО "Автофрамос" (Заказчиком) и ООО "ТНТ Экспресс Уорлдуайд (СНГ)" (Исполнителем), являющимся лицензированным таможенным брокером был заключен Договор N 10000/0017/3695 от 30.09.2001 на транспортные услуги и таможенное оформление. В соответствии с подп. 2 п. 1.1. ст. 1 указанного договора Исполнитель принял на себя обязанности совершать операции по таможенному оформлению грузов и выполнению других посреднических функций в области таможенного дела в качестве таможенного брокера от своего имени, но за счет Заказчика, в том числе осуществлять оплату таможенных и иных платежей предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации, в отношении декларируемых товаров с депозита Исполнителя. На основании указанного договора заявитель осуществлял перечисление денежных средств на счета ООО "ТНТ Экспресс Уорлдуайд (СНГ)", которое осуществляло оплату НДС в составе таможенных платежей при таможенном оформлении товара. При этом в соответствии с данным договором, ООО "ТНТ Экспресс Уорлдуайд (СНГ)") выставляло заявителю счета-фактуры с выделением суммы НДС, уплаченного в составе таможенных платежей при таможенном оформлении ввозимого заявителем товара. Соответствующие платежные поручения на перечисление денежных средств на счета ООО "ТНТ Экспресс Уорлдуайд (СНГ)"
Приказом ГТК РФ от 03.08.2001 N 757 "О совершенствовании системы уплаты таможенных платежей" утверждена "Технология расчетов по таможенным и иным платежам с применением микропроцессорных карт (таможенных карт)". Согласно п. 1 Технологии, она определяет порядок приема таможенными органами таможенных карт для уплаты таможенных и иных платежей, порядок учета поступающих на счет таможни денежных средств, уплаченных с применением таможенных карт. Как установлено п. 7 Технологии при использовании таможенной карты для уплаты таможенных платежей декларант одновременно с подачей грузовой таможенной декларации представляет в таможню таможенную карту, указав ее в описи прилагаемых к ГТД документов. В п. 12 Технологии установлено, что при получении положительного ответа процессингового центра на авторизационный запрос терминал распечатывает счет в трех экземплярах. Далее в п. 15 Технологии указано, что в экземпляр счета с подписью держателя карты инспектор вносит данные, удостоверяющие личность держателя карты, которые заверяет личной номерной печатью и подписывает (с расшифровкой). Данный экземпляр счета (1-ый экз.) инспектор передает в отдел таможенных платежей таможни. На двух неподписанных экземплярах счета инспектор делает запись "Оплачено", которую заверяет личной номерной печатью и подписывает (с расшифровкой). Один экземпляр не подписанного держателем карты счета инспектор передает декларанту (держателю карты), второй - инспектор приобщает к комплекту документов с ГТД, внеся в опись документов номер и дату счета. При этом в п. 16 Технологии указано, что после завершения каждой успешной операции на терминале инспектор осуществляет передачу информации о совершенной сделке из терминала в процессинговый центр. При этом терминал распечатывает чек, подтверждающий успешное завершение проведенной операции. В соответствии с абзацем 3 п. 2 Технологии наличие счета (чека, подтверждающего совершение сделки по таможенной карте), сформированного электронным терминалом и подписанного держателем таможенной карты и инспектором таможни, считается фактическим поступлением денежных средств на счет таможни.
Осуществляя деятельность по таможенному оформлению ввозимых заявителем товаров ООО "ТНТ Экспресс Уорлдуайд (СНГ)" производило оплату таможенных платежей, включая НДС, в соответствии с Технологией с использованием таможенной карты. При этом, в соответствии с положениями указанной технологии, по каждому из произведенных платежей оформлялся соответствующий счет. Платежи производились в отношении каждой отдельной ГТД, по которой осуществлялся ввоз товаров заявителя а номер соответствующего счета (чека) указывался непосредственно на ГТД. Очевидно, что общие суммы таможенных платежей, указанные на ГТД, совпадают с суммами, указанными в счете. При этом суммы НДС на ГТД занесены под N 32 в графе "В".
Копии счетов, подтверждающих уплату таможенных платежей (включая НДС) по ввезенным в режиме выпуска в свободное обращение товаром были исследованы судом и получили надлежащую правовую оценку.
С учетом требований п. 2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому налоговым вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также совокупностью доказательств, подтверждающих уплату НДС при ввозе товаров на территорию РФ, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 12.04.2004, постановление от 28.06.2004 по делу N А40-4176/03-33-64 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, кассационную жалобу ИМНС РФ N 9 по ЦАО г. Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 октября 2004 г. N КА-А40/9496-04-П
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании