г.Калуга |
|
4 апреля 2017 г. |
Дело N А62-3593/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.03.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.04.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Ключниковой Н.В. Стрегелевой Г.А. |
при участии в заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (г.Москва, Комсомольский проспект, д.18, стр.3, ОГРН 1157746180305, ИНН 7704307993); обособленное подразделение "Тверской" ООО "ГУЖД" (г.Тверь, наб.Аф.Никитина, 150) - не явились;
от заинтересованного лица - администрации Вязьма-Брянского сельского поселения Вяземского района Смоленской области (Смоленская обл., Вяземский р-н, с.Вязьма-Брянская, ул.Горького, д.2, ОГРН 1056708186237, ИНН 6722018054) - не явились;
от третьих лиц - Министерства обороны Российской Федерации (г.Москва, ул.Знаменка, д.19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261) - Гоглева Е.А. (дов. от 15.03.2017 N 212/1/90);
Совета депутатов Вязьма-Брянского сельского поселения (Смоленская обл., Вяземский р-он, с.Вязьма-Брянская, ул.Горького, д.2, ОГРН 1056708181826, ИНН 6722017830) - не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.08.2016 (судья Лукашенкова Т.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2016 (судьи Рыжова Е.В., Еремичева Н.В., Стаханова В.Н.) по делу N А62-3593/2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Вязьма-Брянского сельского поселения Вяземского района Смоленской области (далее - администрация), изложенного в письме от 23.03.2016 N 143/02-39, от установления размера платы для граждан за содержание и ремонт жилых помещений государственного жилищного фонда и об обязании администрации установить размер платы для граждан за содержание и ремонт жилых помещений государственного жилищного фонда, находящегося в управлении общества по договору от 27.07.2015 N 2-УЖФ-02 управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Министерства обороны Российской Федерации, расположенного по адресу: Смоленская область, Вяземский район, село Вязьма-Брянская, улица 50 лет Победы, дом 56.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны) и Совет депутатов Вязьма-Брянского сельского поселения (далее - Совет депутатов поселения).
Решением суда от 26.08.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2016 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся судебные решения отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В отзывах на кассационную жалобу Минобороны также просит отменить принятые судебные акты, соглашаясь с доводами общества, администрация просит оставить обжалуемые решение и постановление без изменения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Минобороны просила отменить судебные решения судов двух инстанций, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Иные участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на жалобу, заслушав пояснения представителя Минобороны, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, общество на основании договора от 27.07.2015 N 2-УЖФ-02, заключенного с Минобороны, осуществляет управление специализированным жилищным фондом военных городков Минобороны, в том числе, жилым домом N 56, расположенным по адресу: Смоленская область, Вяземский район, село Вязьма-Брянская, улица 50 лет Победы.
Письмом от 16.02.2016 N 206 общество обратилось в администрацию с просьбой установить экономически обоснованные тарифы на содержание и текущий ремонт жилого дома, расположенного по адресу: Смоленская область, Вяземский район, село Вязьма-Брянская, улица 50 лет Победы, дом 56.
Письмом от 23.03.2016 N 143/02-39 администрация сообщила, что в соответствии с частью 3 статьи 158 и частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) Советом депутатов поселения установлен размер платы за наем и размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений муниципального жилищного фонда Вязьма-Брянского сельского поселения Вяземского района Смоленской области.
Полагая, что названным письмом администрация незаконно отказала в установлении цены на содержание и ремонт жилых помещений государственного жилищного фонда, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления общества, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что собственником помещений дома N 56 по ул.50 лет Победы с.Вязьма-Брянская является Российская Федерация в лице Минобороны, которое заключило с обществом договор управления, а в соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяют собственники помещений дома. Орган местного управления устанавливает плату за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений лишь в случаях, когда ими не избран способ управления многоквартирным домом.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с принятыми судебными актами.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
Как установлено судами, 27.07.2015 между Минобороны (заказчик) и обществом (управляющая организация) заключен договор N 2-УЖФ-02 управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации, в соответствии с пунктами 2.2, 3.1.2, 3.1.3, 3.1.4, 3.1.6 которого общество принимает в управление жилищный фонд и обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений (далее - наниматели); предоставлять нанимателям коммунальные и иные услуги; принимать от нанимателей плату за содержание и текущий ремонт общего имущества, плату за пользование жилым помещением, коммунальные и другие услуги (т.1, л.д.9).
Во исполнение договора дом N 56 по улице 50 лет Победы села Вязьма-Брянская передан по акту от 03.08.2015 N 56/3663 в управление филиалу "Тверской" - обособленному подразделению общества (т.1, л.д.17, 38 об.).
Из акта следует, что дом N 56 по улице 50 лет Победы села Вязьма-Брянская является общежитием для военнослужащих и относится к жилищному фонду Российской Федерации, то есть, к государственному жилищному фонду.
Так как в соответствии с частью 3 статьи 156 ЖК РФ обязанность по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда возложена законом на органы местного самоуправления, суды пришли к неверному выводу об отсутствии у администрации обязанности совершить требуемые обществом действия.
Аналогичная позиция высказана Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 15.02.2016 N 303-КГ15-19744.
В связи с изложенным, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости решение от 26.08.2016 и постановление от 15.12.2016 отменить. Так как обстоятельства дела установлены полно, но судами неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным рассмотреть дело по существу и принять свое решение. Заявление общества удовлетворить. Признать недействительным отказ администрации, изложенный в письме от 23.03.2016 N 143/02-39, и обязать администрацию установить размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в спорном доме N 56 по ул.50 лет Победы села Вязьма-Брянская.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за подачу заявления в суд, подачу апелляционной и кассационной жалоб в сумме 6000 рублей взыскать с администрации в пользу общества.
Руководствуясь п.2ч.1ст.287, ч.1ст.288, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.08.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2016 по делу N А62-3593/2016 отменить.
Признать недействительным отказ Администрации Вязьма-Брянского сельского поселения Вяземского района Смоленской области, изложенный в письме от 23.03.2016 N 143/02-39.
Обязать Администрацию Вязьма-Брянского сельского поселения Вяземского района Смоленской области установить размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в доме N 56 по ул.50 лет Победы села Вязьма-Брянская Вяземского района Смоленской области.
Взыскать с Администрации Вязьма-Брянского сельского поселения Вяземского района Смоленской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" 6000 (шесть тысяч) рублей расходов по государственной пошлине по заявлению, апелляционной и кассационной жалобам.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.