г.Калуга |
|
4 апреля 2017 г. |
Дело N А84-2331/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.03.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.04.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при ведении протокола помощником судьи при участии в заседании: |
Ключниковой Н.В. Стрегелевой Г.А.
Тарасовой О.В. |
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Золотой Символ" (г.Севастополь, наб. Назукина, д.1а, ОГРН 1149204045253, ИНН 9202002455) - не явились;
от заинтересованного лица - федерального казенного учреждения "Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Севастополю" (г.Севастополь, ул.О.Кошевого, д.6, ОГРН 1149204008601, ИНН 9204004553) - Винс И.Ю. (дов. от 24.06.2016);
от третьих лиц - государственного унитарного предприятия "Центр эффективного использования собственности города" (г.Севастополь, ул.Адмирала Октябрьского, д.8, ОГРН 1159204014540, ИНН 9204551676) - не явились;
Правительства Севастополя (г.Севастополь, ул.Ленина, 2, ОГРН 1149204002166, ИНН 9204001231) - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда города Севастополя, кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Севастополю" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 05.10.2016 (судья Колупаева Ю.В.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016 (судьи Градова О.Г., Горошко Н.П., Карев А.Ю.) по делу N А84-2331/2016
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Золотой Символ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании недействительным предписания Федерального казенного учреждения "Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Севастополю" (далее - инспекция) от 02.06.2016 N 1 в части пункта 1, обязывающего общество зарегистрировать маломерные судна в количестве 50 шт. в зависимости от цели их использования в одном из реестров судов РФ; в части пункта 19, обязывающего общество предоставить договор аренды на землю, и в части запрета на эксплуатацию базы стоянки маломерных судов.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, государственное унитарное предприятие "Центр эффективного использования собственности города" (далее - предприятие) и Правительство Севастополя.
Решением суда от 05.10.2016 заявление общества удовлетворено в полном объеме.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит состоявшиеся судебные акты отменить, в удовлетворении заявления общества отказать, ссылаясь на несоответствие выводов суда двух инстанций обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Иные участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя инспекции, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, распоряжением руководителя инспекции от 31.05.2016 N 27 предписано в целях осуществления государственного надзора на водных объектах на основании пунктов 3.4 и 3.34 Административного регламента Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, утвержденного Приказом МЧС России от 18.10.2012 N 607 (далее - Административный регламент), государственным инспекторам Баринову С.В. и Лапину Д.Ю. в соответствии с планом контрольно-надзорной деятельности провести с 1 по 30 июня 2016 г. патрулирование акваторий водных объектов в административных границах Севастополя на м/л "Лидер-10" РДЕ 0001, катере БП-820 РДЕ 1000, пешим нарядом (т.1, л.д.72).
По результатам контроля 02.06.2016 старшим государственным инспектором по маломерным судам Бариновым С.В. в адрес общества вынесено предписание N 01 по устранению нарушений требований безопасности на водных объектах, пунктом 1 которого предписано зарегистрировать в срок до 01.07.2016 маломерные суда в количестве 50 штук в зависимости от цели их использования в одном из реестров судов Российской Федерации, пунктом 19 - представить в срок до 01.07.2016 договор на землю. Кроме того, в предписании указано, что до устранения недостатков, отмеченных в предписании (всего 21 пункт), эксплуатация базы не допускается (т.1, л.д.17-20).
Ссылаясь на то, что техническое состояние базы для стоянок маломерных судов проверяется один раз в год и такое освидетельствование было проведено 03.08.2015 старшим государственным инспектором инспекторского участка г.Севастополь (Балаклавский р-он) ГИМС МЧС России Ткачук И.В. и эксплуатируемая обществом база (причалы N N 259, 260, 261, 261А, 261Б, 261В) допущена к эксплуатации, что внеплановая проверка проведена без приказа руководителя инспекции о проведении такой проверки, что указанные в пунктах 1 и 19 предписания нарушения не являются таковыми, общество обратилось в арбитражный суд с названным заявлением.
Суды двух инстанций исследовали представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дали им правовую оценку и пришли к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя.
Суд кассационной инстанции согласен с судебными актами в части удовлетворения заявления общества.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 28.08.2003 N 991 "О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" на МЧС России дополнительно возложены функции по организации и осуществлению государственного надзора во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 N 835, государственная инспекция осуществляет свою деятельность в отношении принадлежащих юридическим и физическим лицам маломерных судов, используемых в некоммерческих целях; баз (сооружений) для стоянок маломерных судов и иных плавучих объектов (средств), пляжей и других мест массового отдыха на водоемах, переправ (кроме паромных переправ), на которых используются маломерные суда, и ледовых переправ, а также наплавных мостов на внутренних водах, не включенных в Перечень внутренних водных путей Российской Федерации. Основными задачами государственной инспекции по маломерным судам являются осуществление государственного надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации; обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.
Исходя из изложенного, государственный надзор на водных объектах в целях обеспечения безопасности людей входит в компетенцию инспекции.
Судами установлено, что на основании распоряжения от 31.05.2016 N 27 предполагалось осуществить надзор за выполнением требований безопасности на водных объектах.
Как видно из названного распоряжения государственным инспекторам было предписано произвести патрулирование акваторий водных объектов в административных границах Севастополя на основании пунктов 3.4 и 3.34 Административного регламента.
Согласно пункту 3.4 Административного регламента мероприятия по надзору за пользованием маломерными судами осуществляются в виде патрулирования, рейда, наблюдения с плавучих или береговых контрольных постов.
В распоряжении от 31.05.2016 N 27 указано, что патрулирование акваторий водных объектов провести на м/л "Лидер-10", катере и пешим нарядом.
Пунктом 3.33 Административного регламента предусмотрено, что по результатам мероприятий по надзору за пользованием маломерными судами старшим патрульной группы в течение 3 рабочих дней составляется отчет. К отчету прилагаются документы, подтверждающие результаты и меры, принятые по результатам мероприятий по надзору за пользованием маломерными судами.
В силу пункта 3.34 Административного регламента при выявлении нарушений требований правил пользования маломерными судами в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, составляется протокол об административном правонарушении.
Исходя из указанных норм права, мероприятия по осуществлению надзора на водных объектах не должны были состоять из проверки организации в части наличия документов о регистрации маломерных судов в одном из реестров, договоров на землю и др., и в результате указанных надзорных мероприятий не выносится предписание, а составляется отчет и при выявлении нарушений требований правил пользования маломерными судами - протокол об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах суды по праву признали незаконным предписание от 02.06.2016 N 1 в обжалуемой части.
Оснований для отмены решения от 05.10.2016 и постановления от 08.12.2016 не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 05.10.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016 по делу N А84-2331/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.