Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 4 апреля 2017 г. N Ф10-958/17 настоящее постановление оставлено без изменения
08 декабря 2016 г. |
Дело N А84-2331/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2016 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Горошко Н.П.,
Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем Ждера А.Р.,
при участии:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Золотой Символ" - Мацевича О.А.;
от заинтересованного лица, Федерального казенного учреждения "Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Севастополю" - Винс И.Ю.;
другие лица, участвующие в деле, не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Севастополю" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 05 октября 2016 года по делу N А84-2331/2016 (судья Колупаева Ю.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Золотой Символ" (299042, ул. Назукина, 1-А, г. Севастополь)
к Федеральному казенному учреждению "Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Севастополю" (299007, ул. Олега Кошевого, дом 6, г. Севастополь)
заинтересованные лица: Государственное унитарное предприятие "Центр эффективного использования собственности города" (299011, ул. Адмирала Октябрьского, дом 8, г. Севастополь)
Правительство Севастополя (299011, ул. Ленина, д. 2, г. Севастополь)
о признании предписания незаконным в части,
установил:
Решением суда первой инстанции удовлетворены заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Золотой Символ " (с 10 декабря 2014 года присвоен ОГРН 1149204045253, ранее с 07 июня 1996 года зарегистрированного по законодательству Украины с идентификационным кодом 24032466 - л.д. 25-31 т. 1, далее - ООО "Золотой Символ" или заявитель) требования; признано недействительным предписание Федерального казенного учреждения "Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Севастополю" (ОГРН 1149204008601 - л.д. 21-24, 74-83 т. 1, далее - ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по городу Севастополю") в части возложения обязанности зарегистрировать маломерные судна и предоставления договора аренды земельного участка, запрета на эксплуатацию базы стоянки маломерных судов. С ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по городу Севастополю" взыскано в пользу заявителя расходы по государственной пошлине в сумме 3.000 руб. (л.д. 94-107 т. 3).
Судебный акт мотивирован тем, что выездная внеплановая проверка проведена с грубыми нарушениями процедуры проведения таких проверок - без согласования с прокурором и без уведомления заявителя о проверке; находящиеся на эксплуатируемой заявителем базе для стоянок маломерных судов средства не являются маломерными судами, это гидротехнические сооружения (понтоны), не имеющие технического оборудования, позволяющего их использовать в судоходстве и мореплавании; ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по городу Севастополю" не вправе требовать от заявителя договор аренды земельного участка, так как такой договор необходим только при регистрации базы для стоянки маломерных судов; заявитель использует гидротехнические сооружения (причалы), к которым прикреплены понтоны, на основании действующего договора; старший государственный инспектор маломерных судов не имеет полномочий запрещать эксплуатацию базы для стоянки маломерных судов.
ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по городу Севастополю" подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и отказать в заявленных требованиях по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального права. В апелляционной жалобе указано на то, что ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по городу Севастополю" вправе проводить постоянный контроль, в рамках которого была проверена база для эксплуатации маломерных судов, по результатам этого контроля выявлено нахождение на базе для стоянок незарегистрированных маломерных судов; это нарушает безопасность судоходства и людей и является основанием для запрета эксплуатации базы для стоянки маломерных судов; старший государственный инспектор центра МЧС включен в перечень должностных лиц МЧС - государственных инспекторов, которые вправе запрещать эксплуатацию базы (л.д. 118-121 т. 3).
Отзыва на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании (с перерывом с 24 ноября по 01 декабря 2016 года) представитель ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по городу Севастополю" поддержал доводы апелляционной жалобы и пояснил, что понтоны могут быть использованы как маломерные суда, а потому подлежат регистрации; заявитель использует акваторию моря для размещения этих понтонов, не имея прав на земельный участок водного фонда; представитель ООО "Золотой Символ" с доводами апелляционной жалобы не согласился, так как понтоны не являются маломерными судами, это гидротехнические сооружения, которые зарегистрированы в соответствующем реестре.
Государственное унитарное предприятие "Центр эффективного использования собственности города" (ОГРН 1159204014540 - л.д. 17-30 т. 2, далее - ГУП "ЦЭИСГ") и Правительство Севастополя (ОГРН 1149204002166) в судебное заседание не явились.
О месте и времени судебного заседания на 24 ноября 2016 года участники извещены определением от 07 ноября 2016 года, копии которого получены ГУП "ЦЭИСГ" и Правительством Севастополя 09 ноября 2016 года, что подтверждается почтовыми уведомлениями (л.д. 114-116 т. 3).
Информация о судебном заседании на 24 ноября 2016 года и о перерыве до 01 декабря 2016 года опубликована на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда 08 и 25 ноября 2016 года соответственно, о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 117, 145 т. 3).
Учитывая эти обстоятельства, а также необязательность явки участников дела в судебное заседание суда, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: рассмотреть дело по апелляционной жалобе без участия лиц, которые не явились в судебное заседание.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд истребовал дополнительные доказательства (л.д. 155-160, 162 т. 3) и установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
31 мая 2016 года руководителем ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по городу Севастополю" Жуковым С.Е. вынесено распоряжение "О проведении мероприятий по контролю" N 27, которым в целях осуществления государственного надзора на водных объектах от государственных инспекторов Баринова С.В. и Лапина Д.Ю. потребовано в соответствии с планом контрольно-надзорной деятельности провести с 01 по 30 июня 2016 года патрулирование акватории водных объектов в административных границах Севастополя (л.д. 72 т. 1).
Из пояснений представителя ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по городу Севастополю" следует, что в результате этого патрулирования на базе для стоянки маломерных судов, расположенной по адресу: г. Севастополь, набережная Назукина, 1а, эксплуатируемой и на территории ООО "Золотой Символ", установлены нарушения требований безопасности на водных объектах, в связи с чем старшим государственным инспектором Бариновым С.В. принято предписание; выездная внеплановая проверка заявителя не проводилась.
Действительно, 02 июня 2016 года старшим государственным инспектором по маломерным судам ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по городу Севастополю" Бариновым С.В. вынесено предписание N 01 по устранению нарушений требований безопасности на водных объектах в отношении базы (сооружения) для стоянки маломерных судов, расположенной по адресу: г. Севастополь, набережная Назукина, 1а, эксплуатируемой и на территории ООО "Золотой Символ" по договору аренды N 2026 от 01 апреля 1997 года (л.д. 68-71, 17-20 т. 1).
Этим предписанием ООО "Золотой Символ" предписано (в том числе):
пункт 1 - зарегистрировать в срок до 01 июля 2016 года указанные маломерные суда в количестве 50 штук в зависимости от цели их использования в одном из реестров судов Российской Федерации;
пункт 19 - представить в срок до 01 июля 2016 года договор на землю;
до устранения выявленных нарушений не допускается эксплуатация названной базы для стоянки маломерных судов.
Иными пунктами предписания (которые заявителем не оспариваются) ООО "Золотой Символ" предписано привести в соответствие различную документацию (журналы, инструкции) и имущество, обеспечить безопасность посадки (высадки) и пропускного режима, расстояние между судами у причала, обеспечить связь со спасательным подразделением, предоставить лицензию на водопользование, акт соответствия базы пожарной безопасности, акт ежегодного испытания причалов, пирсов, мостков, сходов, не допускать стоянку незарегистрированных судов.
02 июня 2016 года копия предписания вручена директору ООО "Золотой Символ" Черному А.С. (л.д. 20, 26 т. 1).
Из пояснений представителя заявителя следует, что ООО "Золотой Символ" не имеет договора аренда земельного участка для организации базы для стоянки маломерных судов; причалами и недвижимым имуществом на причале заявитель пользуется на основании договора аренды этого имущества; к причалам заявитель прикрепил понтоны, которые зарегистрированы как гидротехнические сооружения; представление обжаловано только в части, так как иные требования предписания легко устранимы; после вынесения предписания заявитель продолжает эксплуатировать базу для стоянки маломерных судов.
Представленные заявителем договор аренды с изменениями, акт приема-передачи подтверждают пояснения представителя заявителя и свидетельствуют о том, что с 01 апреля 1997 года ООО "Золотой Символ" по договору N 2026 получило в аренду причалы N 260 и N 261 общей площадью 2.160 кв.м., участок берегоукрепления N 264 площадью 194 кв.м., 2-этажное отдельностоящее здание общей площадью 225 кв.м., расположенные по набережной Назукина, 1а, находившиеся на балансе ГКП "Аррикон", для организации причалов, стоянки плавсредств, перевалки грузов, перевозки пассажиров, организации торговли, гостиничного комплекса, яхт-клуба со всей необходимой инфраструктурой; срок аренды до 22 февраля 2022 года (л.д. 32-45 т. 1).
С 03 августа 2015 года эксплуатируемая ООО "Золотой Символ" база (причалы N N 259, 260, 261, 261А, 261Б, 261В) допущена к эксплуатации, о чем старшим государственным инспектором Ткачук И.В. составлен акт технического освидетельствования базы (сооружения) для стоянок маломерных судов (л.д. 44 т. 2).
Из свидетельств о годности сооружения к эксплуатации, актов об освидетельствовании гидротехнического сооружения, паспортов на плавпричалы следует, что на момент проведения патрулирования акватории и вынесения предписания заявитель имел документы для эксплуатации с 01 июня 2015 года причалов N 259, N 259А, N259Б, N 261А, N 261Б и N 261В. Эти причалы представляют собой соединенные между собой с помощью шарнирно-соединительных устройств железобетонные понтоны по 12 м; причал N 259 - 7 понтонов, причалы N 259А, N 259Б, N 261А и N 261Б - по 5 понтонов, причал N 261В - 6 понтонов (л.д. 91-168 т. 1).
Причалы N 260 и N 261 по сообщению ГУП "ЦЭИСГ" от 13 мая 2016 года проходят государственную регистрацию права собственности (л.д. 90 т. 1).
Согласно письмам Крымского территориального отдела Южного УГМРН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) стационарные причалы N 260, N 261 и плавучие причалы N 259, N 259А, N 259Б, N 261А, N 261Б, N261В в июне 2015 года внесены в Водный реестр причальных гидротехнических сооружений, срок освидетельствования - май 2018 года (л.д. 79 т. 2, л.д. 162 т. 3).
До 18 марта 2014 года названные стационарные и плавучие причалы были зарегистрированы как гидротехнические сооружения по законодательству Украины, о чем представлены письменные доказательства (л.д. 94-126 т. 2, л.д. 11-91 т. 3).
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 28 августа 2003 года N 991 (ред. от 29 июня 2013 года) "О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий дополнительно возложены функции по организации и осуществлению государственного надзора во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868 (ред. от 23 сентября 2016 года) "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" установлено, что в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий входят (в том числе):
территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;
Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2004 года N 835 (ред. от 08 ноября 2013 года, далее - Положение N 835), в систему Государственной инспекции по маломерным судам входят структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, территориальные органы Государственной инспекции по маломерным судам в составе территориальных органов МЧС России, государственные инспекторы по маломерным судам, а также соответствующие подразделения и организации МЧС России.
Из пунктов 1.2-1.4 Устава ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по городу Севастополю" следует, что ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по городу Севастополю" учреждено Российской Федерацией через учредителя МЧС России и МЧС России по городу Севастополя, является некоммерческой организацией и входит в систему Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (л.д. 74-83 т. 1).
Пункты 3, 4, 5 (подпункт 10) Положения N 835 устанавливают, что Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет свою деятельность в отношении принадлежащих юридическим и физическим лицам баз (сооружений) для стоянок маломерных судов и иных плавучих объектов (средств), на которых используются маломерные суда; ее основными задачами являются осуществление государственного надзора (в том числе) за базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов и обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах; одной из функций - учет и ежегодное освидетельствование баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, выдача разрешений на эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов.
Проведение ежегодного технического освидетельствования баз (сооружений) для стоянок маломерных судов в рамках технического надзора также предусматривают Правила технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами, утвержденные Приказом МЧС РФ от 29 июня 2005 года N 501 (ред. от 05 апреля 2010 года, далее - Правила технадзора N 501).
Пункт 3.1 Правил технадзора N 501 предусматривает, что технический надзор за базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов (далее - базы) включает проведение ежегодных технических освидетельствований и осуществление контроля в период их пользования за выполнением требований по обеспечению безопасности людей на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов и правил охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 года N 769 "О порядке утверждения правил охраны жизни людей на водных объектах".
Названное Постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 года N 769 устанавливает, что утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации после их согласования с территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в случае, когда водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставлены в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Постановлением Правительства Севастополя от 31 марта 2015 года N 236-ПП (ред. от 29 апреля 2016 года) утверждены Правила охраны жизни людей на водных объектах в городе Севастополе, согласно пункту 1.6 которых эксплуатация баз (сооружений) для стоянок маломерных судов осуществляется только после согласования условий и требований по обеспечению безопасности людей на воде с отделом ГИМС МЧС России по г. Севастополю; водопользователи, осуществляющие пользование водным объектом или его участком в рекреационных целях, несут ответственность за безопасность людей на предоставленных им для этих целей водных объектах или их участках; несоблюдение водопользователем указанных в договоре или решении условий и требований либо грубое нарушение требований настоящих Правил влекут прекращение права пользования водным объектом в порядке, установленном водным законодательством.
Пункт 3.4 Правил технадзора N 501 устанавливает, что при техническом освидетельствовании проверяется документация на образование базы, техническая документация, техническое состояние береговых и плавучих сооружений, укомплектованность аварийно-спасательным имуществом и оборудованием, организация и осуществление выпускного режима, обеспечение безопасной стоянки маломерных судов, отсутствие на базе незарегистрированных судов и соответствие количества маломерных судов установленным нормам базирования.
Согласно пункту 3.5 Правил технадзора N 501 результаты технического освидетельствования базы оформляются актом в двух экземплярах (приложение N 2), один экземпляр которого передается владельцу базы; при соответствии технического состояния базы установленным требованиям дается разрешение на пользование базой, о чем в акте делается соответствующая запись.
Как следует из установленных обстоятельств, эксплуатируемая заявителем база для стоянки маломерных судов была освидетельствована 03 августа 2015 года, при этом в соответствии с пунктом 3.4 Правил технадзора N 501 были проверены документация и техническое состояние базы, наличие маломерных судов.
Представленные доказательства свидетельствуют о том, что 01-02 июня 2016 года государственными инспекторами ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по городу Севастополю" проводилось не освидетельствование базы, а осуществлялся контроль в период пользования базой за выполнением требований по обеспечению безопасности людей на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов и правил охраны жизни людей на водных объектах. При осуществлении такого вида контроля законодательство не предусматривает проверку документации базы; а проверка технического состояния базы ограничивается проверкой соблюдения требований по обеспечению безопасности людей на базах и правил охраны жизни людей на базах.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 8 и пунктом 9 Положения N 835 должностные лица Государственной инспекции по маломерным судам имеют право запрещать эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, состояние которых не соответствует требованиям правил по обеспечению безопасности их эксплуатации, охраны жизни людей на воде, угрожает безопасности судоходства и мореплавания. Требования и указания должностных лиц Государственной инспекции по маломерным судам по вопросам, относящимся к ее компетенции, обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами.
Пункты 1.6, 1.7 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, утвержденного Приказом МЧС России от 18 октября 2012 года N 607 (далее - Административный регламент N 607), предусматривают, что право запрещать эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, состояние которых не соответствует требованиям правил по обеспечению безопасности их эксплуатации, охраны жизни людей на воде или угрожает безопасности судоходства и мореплавания, имеет Главный государственный инспектор по маломерным судам, заместители главного государственного инспектора по маломерным судам и главные государственные инспектора по маломерным судам субъектов Российской Федерации.
Также в соответствии с Перечнем должностей главных государственных инспекторов по маломерным судам субъектов Российской Федерации, государственных инспекторов по маломерным судам и их обязанностей (Приложения 1 и 2), утвержденного Приказом МЧС России от 12 марта 2015 года N 113, в обязанности государственного инспектора по маломерным судам центра Государственной инспекции по маломерным судам по субъекту Российской Федерации входит только осуществление ежегодного освидетельствования баз (сооружений) для стоянок маломерных судов и выдача разрешений на эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов. Полномочия запрещать эксплуатацию баз для стоянки маломерных судов этот Перечень для данного должностного лица не предусматривает.
Должностная инструкция старшего государственного инспектора по маломерным судам инспекторского участка ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по городу Севастополю", утвержденная начальником ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по городу Севастополю" и согласованная с начальником отдела ГИМС Главного подразделения МЧС России по г. Севастополю, предоставляет старшему государственному инспектору полномочие запрещать эксплуатацию баз для стоянок маломерных судов (пункт 2.15), но это противоречит указанным выше нормам действующего законодательства, и потому, на основании части 2 статьи 13 АПК РФ, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, то есть в соответствии с пунктами 1.6, 1.7 Административного регламента N 607, Перечнем должностей главных государственных инспекторов по маломерным судам субъектов Российской Федерации, государственных инспекторов по маломерным судам и их обязанностей (Приложения 1 и 2), утвержденного Приказом МЧС России от 12 марта 2015 года N 113 (л.д. 148-152 т. 3).
Таким образом, государственные инспекторы по маломерным судам полномочны:
- ежегодно освидетельствовать эти базы, в рамках чего проверять документацию на образование базы, техническую документацию, техническое состояние береговых и плавучих сооружений, укомплектованность аварийно-спасательным имуществом и оборудованием, организацию и осуществление выпускного режима, обеспечение безопасной стоянки маломерных судов, отсутствие на базе незарегистрированных судов и соответствие количества маломерных судов установленным нормам базирования; при этом такое освидетельствование проводится, как правило, до начала навигации, конкретные сроки проведения устанавливаются руководителями подразделений ГИМС МЧС России по согласованию с владельцами баз; по результатам чего составляются акты;
- в период использования баз (сооружений) для стоянок маломерных судов осуществлять контроль за выполнением требований по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд не согласен с выводами суда первой инстанции о том, что ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по городу Севастополю" была проведена внеплановая выездная проверка заявителя с нарушением процедуры ее проведения, исходя из следующего.
Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ (ред. от 03 июля 2016 года, далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусматривает, что государственный контроль (надзор) - это деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами установленных действующим законодательством требований посредством организации и проведения проверок юридических лиц, принятия предусмотренных законодательством мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований.
Под проверкой Федеральный закон N 294-ФЗ (пункт 6 статьи 2) понимает совокупность проводимых органом контроля (надзора) в отношении юридического лица мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых им деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых им товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям.
Пункт 3.28 Административного регламента N 607 предусматривает, что предметом внеплановой проверки является выполнение юридическим лицом требований, регламентирующих порядок пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов, информация о нарушении которых явилась поводом для издания приказа (распоряжения) о проведении внеплановой проверки.
Фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что государственными инспекторами по маломерным судам был проведен технический надзор за эксплуатируемой заявителем базой для стоянки маломерных судов; мероприятий по оценке соответствия осуществляемой заявителем деятельности по пользованию базой обязательным требованиям не проводилось, распоряжение на проведение внеплановой проверки не издавалось, акт проверки не составлялся.
Государственным инспекторам по распоряжению руководителя ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по городу Севастополю" надлежало провести патрулирование акватории; эти должностные лица в соответствии с названными выше нормами законодательства имели полномочия осуществлять технический надзор эксплуатируемой базы для стоянки маломерных судов. Однако при осуществлении такого вида надзора государственные инспектора не вправе были истребовать документацию, в том числе договор аренды земельного участка, поскольку проверка (предоставление) таких документов осуществляется при ежегодном освидетельствовании базы для стоянки маломерных судов, что имело место 03 августа 2015 года, когда база заявителя была освидетельствована, срок такого освидетельствования не истек.
Надзор за эксплуатируемой базой для стоянки маломерных судов также ограничен целью - соблюдение требований правил по обеспечению безопасности их эксплуатации, охраны жизни людей на воде. Запрет эксплуатации базы также возможен только при установлении нарушений правил по обеспечению безопасности их эксплуатации, охраны жизни людей на воде, угрозе безопасности судоходства и мореплавания. Отсутствие договора аренды земельного участка, нарушения ведения документации, требований пожарной безопасности, пропускного режима на базе для стоянки маломерных судов само по себе не свидетельствует о нарушении правил по обеспечению безопасности эксплуатации базы, охраны жизни людей на воде, угрозе безопасности судоходства и мореплавания. А потому такие нарушения не могут быть основанием для запрета эксплуатации базы. Кроме того, как указано выше, старший государственный инспектор по маломерным судам ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по городу Севастополю" не имел полномочий на запрет эксплуатации базы.
Из пояснений представителя ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по городу Севастополю" и предписания следует, что угроза безопасности жизни людей на воде и судоходства была создана ввиду наличия на базе 50 незарегистрированных маломерных судов, которые создавали угрозу безопасности жизни людей на воде и судоходства при швартовке судов и пересадке (высадке) пассажиров. Перечень этих 50 незарегистрированных маломерных судов в предписании не приведен. Как пояснил представитель ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по городу Севастополю", этими незарегистрированными маломерными судами являются понтоны, пример которых изображен на фото (л.д. 63-64 т. 2), такие понтоны могут использоваться как плавучие средства, в пример чего представлены фото иных понтонов, не находившихся на эксплуатируемой базе заявителя (л.д. 65-68 т. 2).
Однако, как следует из представленных доказательств и установлено судом первой инстанции, понтоны, которые ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по городу Севастополю" расценены как незарегистрированные маломерные суда, не являются маломерными судами; напротив, понтоны зарегистрированы как гидротехнические сооружения. С такими выводами суда первой инстанции Двадцать первый арбитражный апелляционный суд согласен исходя из следующих оснований.
Согласно статье 2, частям 1 и 3 статьи 7 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" от 30 апреля 1999 года N 81-ФЗ (ред. от 03 июля 2016 года, далее - Кодекс ТМ РФ) под судном в настоящем Кодексе понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания (перевозок грузов, пассажиров и их багажа; гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ; учебных, спортивных и культурных целей; иных целей); под маломерным судном в настоящем Кодексе понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
Понятие маломерного судна как судна длиной не более 20 метров и допустимым количеством людей на борту не более 12 человек, кроме построенных или оборудованных для рыболовства, перевозки грузов, пассажиров, буксировки, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, а также для осуществления мероприятий по защите водных объектов от загрязнения и засорения, дано и в статье 2 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 года N 33 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" (вместе с "ТР ТС 026/2012. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности маломерных судов".
Таким образом, действующее законодательство предусматривает, что маломерным судном является сооружение (самоходное или несамоходное плавучее), используемое в определенных целях (в частности, для перевозки или для гидротехнических работ), имеющее определенные параметры.
Судоходными гидротехническими сооружениями являются гидротехнические сооружения, представляющее собой инженерно-технические сооружения (в том числе берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, плотины, подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели и иные объекты) и предназначенные для обеспечения установленных габаритов судовых ходов и обеспечения пропуска судов, а также комплекс таких гидротехнических сооружений, о чем указано в статье 3 Кодекса ТМ РФ.
Плавучим объектом по требованиям статьи 3 Кодекса ТМ РФ является несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал, и другое техническое сооружение подобного рода.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ (ред. от 03 июля 2016 года, далее - Федеральный закон N 117-ФЗ) "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно статье 10 Федерального закона N 117-ФЗ гидротехнические сооружения подлежат внесению в Регистр сведений о гидротехническом сооружении, находящемся в эксплуатации, что является основанием для их эксплуатации.
Пункт 2 части 1 статьи 33 Кодекса ТМ РФ устанавливает, что судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации (далее - реестры судов), в частности, в реестре маломерных судов.
Пункт 2 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных Приказом МЧС РФ от 29 июня 2005 года N 500 (ред. от 21 июля 2009 года, далее - Правила регистрации маломерных судов N 500), также предусматривает, что государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам:
самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн, эксплуатируемые во внутренних водах;
прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных парусных судов), используемые в целях мореплавания.
Как установлено, понтоны заявителя являются плавучими гидротехническими сооружениями, в целях торгового мореплавания (перевозок грузов, пассажиров и их багажа; гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ; учебных, спортивных и культурных целей; иных целей) они не используются.
Доводы ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по городу Севастополю" о том, что такие понтоны могут быть использованы в целях мореплавания, не изменяют на момент вынесения предписания статус этих сооружений как гидротехнических, так как на 02 июня 2016 года понтоны не использовались с названной целью и были зарегистрированы как гидротехнические сооружения; при изменении цели использования понтонов вопрос об обязательности их регистрации как маломерного судна может быть разрешен по-иному.
На основании изложенного Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что предписание ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по городу Севастополю" в части пунктов 1 и 19 принято с нарушением норм законодательства, регулирующих надзор за эксплуатируемой базой для стоянки маломерных судов; отсутствие договора аренды земельного участка для такой базы не является основанием для запрета эксплуатации базы при проведении надзора за эксплуатируемой базой; старший государственный инспектор ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по городу Севастополю" не имеет полномочий запрещать эксплуатацию базы для стоянки маломерных судов; используемые заявителем понтоны (плавучие причалы) не являются маломерными судами, подлежащими регистрации. Пункты 1 и 19 предписания ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по городу Севастополю" и изложенный в нем запрет эксплуатации базы нарушают права заявителя и возлагают на него обязанности, не предусмотренные законом. А потому предписание в указанной части правильно признано судом первой инстанции недействительным. Ошибочность вывода суда первой инстанции о проведении внеплановой выездной проверки не повлияла на результат разрешения заявленных требований. Решение суда принято без нарушений норм материального права. Оснований для отмены этого судебного решения, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 05 октября 2016 года по делу N А84-2331/2016 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Севастополю" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
Н.П. Горошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-2331/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 4 апреля 2017 г. N Ф10-958/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Золотой Символ"
Третье лицо: ГУП "Центр эффективного использования собственности города", ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕВАСТОПОЛЯ, Федеральное казенное учреждение "Центр государственной инспекции по маломерным судам министерства российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Севастополю"