г. Калуга |
|
11 апреля 2017 г. |
Дело N А09-8744/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.04.2017.
Полный текст постановления изготовлен 11.04.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Ключниковой Н.В. |
судей |
Панченко С.Ю. |
при ведении протокола в судебном помощником судьи |
Смолко С.И. заседании кассационной инстанции Частиковой О.В. |
при участии в заседании: |
|
от государственного автономного учреждения здравоохранения "Брянский клинико- диагностический центр" (ОГРН 1033265003298, ИНН 3234015569, ул. Бежицкая, 2, г. Брянск, 241050); |
- Егоровой Е.С. - представителя по доверенности от 11.04.2017; Соколиной И.В. - представителя по доверенности от 11.04.2017:
|
от Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Брянской области (ОГРН 1043244020280, ИНН 3250056989, ул. Дуки, 59, г. Брянск, 241050); |
Якушева В.Н. -представителя по доверенности от 24.04.2016 N 5831-4-2Д;
|
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области, кассационную жалобу государственного автономного учреждения здравоохранения "Брянский клинико-диагностический центр" на решение Арбитражного суда Брянской области от 28.09.2016 (судья Кулинич Е.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2016 (судьи Рыжова Е.В., Еремичева Н.В., Стаханова В.Н.) по делу N А09-8744/2016,
УСТАНОВИЛ:
Государственное автономное учреждение здравоохранения "Брянский клинико-диагностический центр" (далее - ГАУЗ "БКДЦ", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным предписания Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Брянской области (далее - ГУ МЧС по Брянской области, Управление) от 05.04.2016 N 149/1/1.
Решением суда от 28.09.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.12.2016, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Учреждение просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального права и принять новый судебный акт.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей Учреждения, Управления, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, на основании распоряжения от 03.03.2016 N 149 Управление в период с 16.03.2016 по 12.04.2016 в отношении Учреждения провело плановую выездную проверку соблюдения обязательных требований пожарной безопасности.
В ходе проверки установлено, что конструкция пожарных шкафов выполнена из горючих материалов, что является нарушением требований части 4 статьи 107 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) и Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390).
По результатам проверки Управлением составлен акт от 05.04.2016 N 149 и выдано предписание от 05.04.2016 N 149/1/1, в котором Учреждению предписано в срок до 01.02.2017 устранить вышеназванные нарушения.
ГАУЗ "БКДЦ" с предписанием Управления не согласилось и обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно исходил из следующего.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу статьи 2 Закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Статьей 20 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Закон N 123-ФЗ принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Названный закон определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям, строениям, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В соответствии со статьей 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Положения данного закона обязательны для исполнения, в том числе, при эксплуатации объектов защиты (пункт 1 части 2 статьи 1 Закона N 123-ФЗ).
На основании части 4 статьи 107 Закона N 123-ФЗ пожарные шкафы и многофункциональные интегрированные пожарные шкафы должны быть изготовлены из негорючих материалов.
Пожарный шкаф должен изготавливаться из листовой стали любой марки толщиной 1,0...1,5 мм. Допускается изготавливать ШП из других материалов, обеспечивающих выполнение требований настоящих норм (пункт 4.4 НПБ 151-2000).
Суды установили и материалами дела подтверждено, что корпуса пожарных шкафов, установленные на объекте защиты, выполнены из горючих материалов (древесина, пластик).
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии у Управления оснований для выдачи Учреждению предписания, обязывающего устранить нарушения Закона N 69-ФЗ, Закона N 123-ФЗ и Правил N 390.
Довод заявителя жалобы о том, что пожарные шкафы в здании были установлены при его строительстве, соответствовали действовавшим в то время требованиям пожарной безопасности, поэтому у Учреждения отсутствует обязанность приведения шкафов в соответствие с действующими в настоящее время нормами, обоснованно отклонен судами.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона N 123-ФЗ его положения об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения, в том числе при эксплуатации объектов защиты.
Согласно части 4 статьи 4 указанного закона его положения не распространяются на существующие здания, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
Суды установили, что выявленные Учреждением нарушения касаются безопасности людей, в связи с чем дальнейшая эксплуатация здания с такими нарушениями приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей при возможном возникновении пожара; указанное в предписании нарушение носит режимно-эксплуатационный, а не объемно-планировочный характер.
Таким образом, Учреждение обязано соблюдать действующие нормы и правила и устранить указанные в предписании нарушения.
Ссылка заявителя жалобы на Постановление Правительства от 20.09.2016 N 947 не может быть принята во внимание, так как начало действия этого постановления - 26.09.2017, а, кроме того, требования об изготовлении пожарных шкафов из негорючих материалов, установленные частью 4 статьи 107 Закона N 123-ФЗ, не изменены, не отменены.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о правомерности предписания и обоснованно отказали Учреждению в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 28.09.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2016 по делу N А09-8744/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
С.Ю. Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.