г.Калуга |
|
12 апреля 2017 г. |
Дело N А36-6606/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.04.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.04.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при ведении протокола помощником судьи при участии в заседании: |
Ключниковой Н.В. Смирнова В.И.
Тарасовой О.В. |
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Ювента" (г.Липецк, пр.Трубный, вл. 7В, ОГРН 1144825001507, ИНН 4825098474) - не явились;
от заинтересованного лица - Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области (г.Липецк, пл.Плеханова, д.1, ОГРН 1064823060576, ИНН 4826036368) - Ларкина Л.С. (дов. от 07.03.2017 N 4),
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Липецкой области, кассационную жалобу Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 26.09.2016 (судья Карякина Н.И.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2016 (судьи Протасов А.И., Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д.) по делу N А36-6606/2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ювента" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании недействительным приказа Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области (далее - Управление) от 05.07.2016 N 204-пр о приостановлении действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Решением суда от 26.09.2016 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2016 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит состоявшиеся судебные решения отменить, в удовлетворении заявления общества отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Управления поддержала доводы кассационной жалобы.
Общество надлежаще извещено о времени и месте судебного разбирательства, но его представитель в суд округа не явился. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя общества в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя Управления, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 28.04.2016 Управлением выдана обществу лицензия серии 48АА N 001178, регистрационный номер 48РПА0011199 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции в 23 торговых точках в городе Липецк и Липецкой области, в том числе, в магазине "Продукты" по адресу: г. Липецк, ул. Терешковой, д. 13Б и магазине "Продукты" по адресу: Липецкая область, г. Грязи, ул. Гагарина, д. 2Д, сроком действия с 28.04.2016 по 09.09.2016.
Приказом директора общества от 14.06.2016 N 14 предписано закрыть четыре магазина, в том числе указанные выше два магазина в связи с прекращением деятельности (т.1, л.д.77).
21 июня 2016 г. общество подало в Управление заявление с просьбой переоформить лицензию в связи с закрытием четырех магазинов, в том числе двух спорных, и созданием одного нового магазина (т.1, л.д.74-76).
Так как с 01.07.2016 в отношении розничной продажи алкогольной продукции в городских поселениях вступают в действие требования Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 N 1459), которыми в обязанности юридических лиц, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, вменено использовать Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС), работниками Управления был проведен мониторинг информации, представленной Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по запросу Управления на 01.07.2016 по использованию системы ЕГАИС при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции лицензиатами.
Установив, что в двух магазинах "Продукты", расположенных в г.Липецке, по ул.Терешковой, д.13Б и в г.Грязи Липецкой области, по ул.Гагарина, д.2Д, в которых торговлю алкогольной продукции осуществляет общество, не используется система ЕГАИС, Управление 01.07.2016 выдало обществу предписание N 190-пр, которым обязало общество в срок до 04.07.2016 представить в Управление документы, подтверждающие оснащение оборудования, используемого для фиксации розничной продажи алкогольной продукции, техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме оборота алкогольной продукции в ЕГАИС, прием и передачу информации в отношении закупленной алкогольной продукции с применением исправных технических средств фиксации и передачи информации об объеме оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС по месту нахождения указанных магазинов.
Из отчета об отправлении Управлением электронного письма на адрес электронной почты общества, указанный в лицензии (ooo.alkomarket@mail.ru), следует, что предписание направлено лицензиату 01.07.2016 в 18:01 (пятница).
5 июля 2016 г. в связи с неисполнением предписания от 01.07.2016 руководителем Управления издан приказ N 204-пр о приостановлении с 07.07.2016 действия лицензии от 28.04.2016 серии 48 АА N 001178, регистрационный N 48РПА0011199, по всем точкам торговли, перечисленным в этой лицензии.
7 июля 2016 г. общество направило в адрес Управления ходатайство о возобновлении действия лицензии, указав, что 21.06.2016 оно подало заявление в Управление о переоформлении лицензии в связи с закрытием 4-х торговых точек, в т.ч. магазина "Продукты" - г. Липецк, ул. Терешковой, д. 13Б и магазина "Продукты" - Липецкая область, г. Грязи, ул. Гагарина, д. 2Д. Но действие лицензии не было возобновлено.
Полагая, что приказ от 05.07.2016 N 204-пр является незаконным и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций исследовали представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дали им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришли к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судами установлено, что проверка юридических лиц, осуществляющих розничную торговлю алкогольной продукции, на предмет использования оборудования для учета объема оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, оснащенного техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме оборота алкогольной продукции в ЕГАИС, вынесение предписания в адрес юридических лиц, нарушающих требования действующего законодательства, издание приказа о приостановлении действия лицензии входит в полномочия Управления.
В пункте 1 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) определен перечень оснований, по которым лицензирующий орган может приостановить действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Одним из оснований является невыполнение лицензиатом предписаний лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии.
В соответствии со статьей 8 Закона N 171-ФЗ, подпунктом "в" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1459 организации, осуществляющие реализацию этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, с 01.07.2016 в отношении розничной продажи алкогольной продукции в городских поселениях должны быть оснащены техническими средствами фиксации и передачи информации об обороте указанной продукции в ЕГАИС.
Оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС, запрещен - пункт 1 статьи 26 названного Закона.
Как установлено судами и не отрицается Управлением, 21.06.2016 общество направило в Управление заявление на переоформление лицензии, ссылаясь на закрытие, в том числе, двух магазинов "Продукты", расположенных по адресам: г. Липецк, ул. Терешковой, д. 13Б и Липецкая область, г. Грязи, ул. Гагарина, д. 2Д.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Управления пояснила, что такие заявления рассматриваются Управлением в течение 30 дней, а, значит, магазины должны были работать и после 01.07.2016 - до даты принятия решения о переоформлении лицензии.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с такой позицией представителя Управления.
В соответствии с пунктами 12, 13 статьи 19 Закона N 171-ФЗ в случае изменения наименования лицензиата (без его реорганизации), изменения места его нахождения или указанных в лицензии мест нахождения его обособленных подразделений, окончания срока аренды производственного или складского помещения, стационарного торгового объекта, используемого для осуществления лицензируемого вида деятельности, изменения иных указанных в лицензии сведений переоформление лицензии осуществляется на основании заявления лицензиата с приложением документов, подтверждающих указанные изменения. Заявление о переоформлении лицензии подается в лицензирующий орган в течение 30 дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии.
Обстоятельством, вызвавшим необходимость переоформления лицензии, явилось закрытие магазинов приказом директора от 14.06.2016 N 14. Из приказа следует, что магазины закрыты в связи с прекращением деятельности.
Таким образом, на 01.07.2016 магазины уже не работали.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Управления не опровергла факт прекращения к 01.07.2016 деятельности магазинами "Продукты", расположенными по адресам: г. Липецк, ул. Терешковой, д. 13Б и Липецкая область, г. Грязи, ул. Гагарина, д. 2Д. При этом представитель Управления сослалась на то, что данный факт не проверялся.
При таких обстоятельствах требование Управления о необходимости до 04.07.2016 оснастить закрытые магазины оборудованием для учета объема оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, оснащенным техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме оборота алкогольной продукции в ЕГАИС, необоснованно.
А поэтому суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемый приказ о приостановлении действия лицензии в связи с неиспользованием обществом в закрытых магазинах оборудования для учета объема оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, оснащенного техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме оборота алкогольной продукции в ЕГАИС, является недействительным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, судами не допущено.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 26.09.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2016 по делу N А36-6606/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.