г.Калуга |
|
11 апреля 2017 г. |
Дело N А14-1608/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.04.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.04.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при ведении протокола помощником судьи при участии в заседании: |
Ключниковой Н.В. Смирнова В.И.
Тарасовой О.В. |
от заявителя - сельскохозяйственного производственного кооператива "Воронежский тепличный комбинат" (г.Воронеж, ул.Тепличная, 1, ОГРН 1023601558562, ИНН 3665022352) - Шмойлов Д.А. (дов. от 06.08.2015 N 64 на 3 года), Воропаев Н.П. (дов. от 21.04.2015 N 68 на 3 года);
от заинтересованного лица - государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (г.Воронеж, ул.Станкевича, д.43, ОГРН 1023601551071, ИНН 3666016915) - Золоткова О.И. (дов. от 29.10.2015 на 3 года);
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Воронежской области от 14.11.2016 (судья Козлов В.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2017 (судьи Скрынников В.А., Михайлова Т.Л., Осипова М.Б.) по делу N А14-1608/2016,
УСТАНОВИЛ:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Воронежский тепличный комбинат" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд соцстраха) от 28.12.2015 N 1799 о привлечении к ответственности страхователя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Решением суда от 14.11.2016 требование кооператива удовлетворено.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2017 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд соцстраха просит состоявшиеся судебные решения отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами норм материального права.
В возражениях на жалобу кооператив просит оставить принятые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель фонда поддержала доводы кассационной жалобы, представители кооператива поддержали доводы возражений на жалобу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителей фонда и кооператива, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, фонда соцстраха проведена выездная документарная проверка страхователя - кооператива по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
По результатам рассмотрения материалов проверки директором филиала N 1 фонда соцстраха вынесено решение от 28.12.2015 N 1799, которым кооператив привлечен к ответственности за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 27.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), в виде штрафа в размере 7269,09 руб. Кроме того, кооперативу предложено перечислить в добровольном порядке недоимку по страховым взносам в сумме 36310,47 руб. и пени в размере 2713,07 руб. за просрочку платежа.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод фонда соцстраха о занижении кооперативом облагаемой страховыми взносами базы в общей сумме на 1519177,85 руб. в связи с невключением в ее состав произведенных заявителем на основании неправильно оформленных листков нетрудоспособности расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 60993,85 руб. (в акте проверки от 30.11.2015 N 1799 эта сумма указана как 57938,80 руб. - т.1, л.д.96); переплаты по пособию по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя в сумме 3055,05 руб.; компенсации стоимости молока, выданного работникам, для которых не предусмотрена выдача молока в соответствии с картой аттестации рабочего места по условиям труда в сумме 51984 руб.; суточных, выплачиваемых сотрудникам при однодневных командировках в сумме 500 руб.; расходов по найму жилого помещения, не подтвержденных документами, в сумме 1394700 руб.; дважды оплаченных суточных в сумме 11000 руб.
Не согласившись с решением от 28.12.2015 N 1799, кооператив обратился в арбитражный суд с названным заявлением.
Суд первой инстанции исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции согласен с принятыми судебными актами.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) организации являются страхователями по обязательному социальному страхованию в отношении граждан, работающих у них по трудовому договору.
На основании статей 8, 12 названного закона страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования, в том числе, пособия по временной нетрудоспособности и с связи с материнством.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом N 255-ФЗ от 29.12.2006 "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
В силу части 2 статьи 5, части 1 статьи 6 этого Закона пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования; пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая - пункт 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности - часть 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ, часть 1 статьи 59 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ).
Частью 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Суды, ссылаясь на то, что поскольку фондом соцстраха не опровергнуты факты наступления страховых случаев в виде временной утраты трудоспособности застрахованных лиц - работников кооператива, выдача листков нетрудоспособности и выплата работникам пособий по временной нетрудоспособности не поставлены фондом под сомнение, а недочеты при оформлении листков нетрудоспособности, допущенные лечебными учреждениями, не свидетельствуют об отсутствии факта наступления страховых случаев, пришли к правильному выводу о том, что суммы расходов, выплаченных по листкам нетрудоспособности на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятые фондом к зачету в счет уплаты страховых взносов, не могут быть автоматически квалифицированы в качестве выплат в пользу работников в рамках трудовых отношений и, соответственно, на них не подлежат начислению страховые взносы по всем видам страхового обеспечения.
Аналогично вышеизложенному неправомерно обложение страховыми взносами произведенной заявителем излишней выплаты по пособию по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя суммы 3055,05 руб.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по иным договорам. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу части 1 статьи 8 названного Закона база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Закона.
В соответствии с пп. "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.
Фонд соцстраха включил в сумму занижения базы для начисления страховых взносов и доход в виде молока, ссылаясь на то, что исходя из карт аттестации рабочих мест у кооператива отсутствовали основания для бесплатной выдачи молока своим работникам, а поэтому сумма 51984 руб., эквивалентная стоимости молока, не относится к компенсационным выплатам и облагается страховыми взносами.
Суды не согласились с такой позицией фонда по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 222 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 N 168 "О порядке определения норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов и осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов" (далее - Постановление Правительства РФ N 168) предусмотрено, что работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов осуществляется в соответствии с перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, нормами и условиями бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов; работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, выдача по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов может быть заменена по их письменным заявлениям компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.
Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н утверждены "Нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока" (далее - Нормы).
5 сентября 2012 г. председателем кооператива по согласованию с профсоюзным комитетом организации утвержден перечень профессий и должностей с вредными условиями труда, которым установлена бесплатная выдача молока с нормой 0,5 л молока за смену, являющийся приложением к коллективному договору на 2012-2014 гг. (т.1, л.д.89).
Как следует из материалов дела и установлено судами, в проверяемый период в кооперативе действовал коллективный договор на 2012-2014 годы, которым, в том числе, предусмотрена обязанность работодателя по выдаче молока работникам, занятым на работе с вредными условиями труда. Коллективным договором предусмотрена возможность замены молока по письменным заявлениям работников на компенсационную денежную выплату в размере стоимости молока.
Согласно пункту 13 Норм в случае обеспечения безопасных (допустимых) условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест и заключением государственной экспертизы условий труда, работодатель принимает решение о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при их наличии у работодателя).
Судами установлено, что профсоюзный комитет кооператива выступил против отмены выдачи молока либо компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока, работникам кооператива (т.1,л.д. 92, 93).
При указанных обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что у кооператива отсутствовали правовые основания для отмены выдачи молока либо компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока, а, следовательно, у фонда отсутствовали основания для включения в базу для начисления страховых взносов стоимости молока, выданного работникам.
Суды отклонили и довод фонда о занижении кооперативом базы для начисления страховых взносов на сумму дважды оплаченных суточных и сумму суточных при однодневных командировках, а также на сумму расходов по найму жилого помещения, которые документально не подтверждены, по следующим основаниям.
Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 164 ТК РФ гарантии - есть средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений; компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 165 ТК РФ предусмотрено, что помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации, в том числе, при направлении в служебные командировки; в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.
В случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом (статья 168 ТК РФ).
Согласно статье 168.1 ТК РФ работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает связанные со служебными поездками расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие); иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя. При этом размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, указанных в части 1 статьи 168.1, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Приказом председателя кооператива от 01.02.2013 N 18а установлено возмещение расходов, связанных с командировками, в следующих размерах: расходов по найму жилого помещения - 700 руб. за каждый наем (не требуются документы); расходов на выплату суточных - 500 руб. за каждый день нахождения в командировке (т.1, л.д.91).
То есть, кооператив установил фиксированные размеры компенсаций в связи с необходимостью возмещения дополнительных расходов, связанных с нахождением работников вне места постоянного жительства.
Суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что денежные средства, названные суточными, выплаченные производственным кооперативом своим работникам при направлении их в служебные командировки сроком на один день, выплаты, произведенные работникам, вернувшимся из служебной командировки и вновь направленным в этот день в служебную командировку (дважды оплаченные суточные) по своему характеру и содержанию не являются оплатой труда, а представляют собой компенсацию, направленную на возмещение дополнительных затрат работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер. Данные выплаты установлены локальным нормативным актом и производятся вне зависимости от трудового результата.
Аналогичный подход и к расходам по найму жилого помещения лицами, направленными в командировку. Указанные расходы не являлись выплатами и иными вознаграждениями, начисляемыми работодателем в пользу работников в качестве платы за выполнение трудовой функции в рамках трудовых отношений, а носили компенсационный характер в связи с разъездным характером работы, следовательно, они не могут являться объектом обложения страховыми взносами.
Выплаты компенсационного характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников, а представляют собой компенсационную выплату по возмещению затрат работника, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы.
Вывод судов двух инстанций об отсутствии у фонда правовых оснований для начисления страховых взносов на суммы указанных выплат является правомерным, а поэтому оспариваемое решение фонда обоснованно признано недействительным.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 14.11.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2017 по делу N А14-1608/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.