город Калуга |
|
20 апреля 2017 г. |
Дело N А09-8072/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.04.2017.
Постановление изготовлено в полном объёме 20.04.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Леоновой Л.В. |
судей |
Циплякова В.В. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Солодовой Л.В.
Колесниковой Н.А. |
при участии в заседании: |
|
от истца: Общество с ограниченной ответственностью "Три - М" ОГРН 1063243005660 ИНН 3243002661 |
Сидоров М.М. - генеральный директор; Питерская Н.Н. - представитель по доверенности от 25.05.2016; |
от ответчика: Управление лесами Брянской области ОГРН 1073250000108 ИНН 3250071271 |
Пафнутьев О.Б. - представитель по доверенности от 13.04.2017. |
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Три-М" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2016 по делу N А09-8072/2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Три - М" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к управлению лесами Брянской области (далее - управление) о признании недействительным в силу ничтожности пунктов 2.1.1, 2.1.2, 2.5, 2.6 дополнительного соглашения от 29.05.2013 к договору аренды лесного участка, применить последствия недействительности (ничтожности) части дополнительного соглашения от 29.05.2013 N 8 путем проведения перерасчета арендной платы за 2013-2015 годы в соответствии с условиями договора аренды лесного участка, и возвратить обществу излишне уплаченную арендную плату за период с 01.01.2013 по 31.12.2015 в размере 1 674 008 рублей 41 копейки (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 21.10.2016 (судья Абалакова Т.К.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2016 (судьи Капустина Л.А., Тучкова О.Г., Тимашкова Е.Н.) решение суда первой инстанции отменено. В удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции ООО "Три-М" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Определением Арбитражного суда Центрального округа от 06.04.2017 в судебном заседании объявлен перерыв до 15 час. 30 мин. "13" апреля 2017.
13.04.2017 в 15 час.30 мин. судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителей сторон и проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная коллегия считает необходимым отменить постановление суда апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, 16.03.2010 между управлением (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 8, по условиям которого арендодатель на основании протокола аукциона N 1 обязуется представить арендатору во временное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, площадью 7 889 га, являющийся частью лесного участка, входящего в состав земель лесного фонда площадью 14 452 га с кадастровым номером - 32-32-04/002/2008-072, расположенный по адресу: Брянская область, Жуковский район, ГУ "Жуковское лесничество", Троснянское участковое лесничество, кварталы 117-123 (бывшие сельские леса, ПХ "БМЗ"), площадью 666 га; ГУ "Жуковское лесничество", Фошнянское участковое лесничество, кварталы 14-63 (бывшие сельские леса, СПК "Чапаевский") площадью 3959 га, кварталы 1-13 (бывшие сельские леса, СПК "Красный партизан") площадью 1 035 га, кварталы 64-91 (бывшие сельские леса, СПК "Жуковский") площадью 2 229 га.
Согласно договору, размер арендной платы оставляет 517 000 рублей в год. Арендатор вносит арендную плату ежеквартально до 15 числа последнего месяца квартала согласно приложению N 4.
Срок действия договора устанавливается с момента его государственной регистрации до 15.03.2030.
По акту приема-передачи 16.03.2010 лесной участок передан в аренду.
Дополнительным соглашением от 29.05.2013, пункт 2.1.1 договора изменен и согласно ему размер арендной платы за 2013 увеличен до 1 878 578 рублей, а за 2014 и последующие годы - до 1 158 724 рублей. Порядок изменения арендной платы установлен в приложении N 7.
Кроме этого, пунктами 2.5 и 2.6 дополнительного соглашения изменено приложение N 4, регламентирующее порядок сроков внесения арендной платы и расчета ее размера, а также договор дополнен приложением N 7 о порядке изменения арендной платы.
Полагая, что условия пунктов 2.1.1, 2.1.2, 2.5 и 2.6 договора противоречат Лесному кодексу Российской Федерации, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что условия договора аренды о размере арендной платы, порядке ее расчета и изменения согласованы сторонами в нарушение аукционной документации, а потому противоречат установленному частью 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации прямому запрету на изменение условий такого договора аренды. В связи с этим суд пришел к выводу о недействительности спорной сделки на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), отказав в применении срока исковой давности.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал на пропуск срока исковой давности, а также что дополнительное соглашение не затрагивает интересы неопределенного круга лиц и вопросы обеспечения безопасностей жизни и здоровья граждан, обороны и безопасности государства, окружающей природной среды, в связи с чем ее квалификация судом первой инстанции по нормам ст. 168 ГК РФ, как ничтожной ошибочна.
Между тем, судами не учтено следующее.
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации (часть 3 статьи 71 ЛК РФ).
Статьей 94 ЛК РФ предусмотрено, что использование лесов в Российской Федерации является платным (часть 1); за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений (часть 2); размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 данного Кодекса (часть 3).
Аукционы по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности урегулированы в главе 8 ЛК РФ.
В силу части 1 статьи 78 ЛК РФ договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
Согласно пункту 4 части 4 статьи 79 ЛК РФ начальный размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, но не ниже минимального размера арендной платы.
Частью 1 статьи 73 ЛК РФ закреплено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Согласно части 2 статьи 74 ЛК РФ при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, в соответствии с п. 2.3 договора аренды N 8 от 16.03.2010, размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов участка, устанавливаемых в соответствии со ст. 73 ЛК РФ. В этом случае арендодатель обязан предварительно (за 15 календарных дней) до направления счета на оплату направить арендатору для подписания дополнительное соглашение к настоящему договору об изменении арендной платы, а арендатор обязан подписать дополнительное соглашение в течение 14 календарных дней. Не подписание указанного дополнительного соглашения является основанием для расторжения настоящего договора.
Таким образом, применение коэффициента индексации с учетом редакции п.2.3 договора не может быть расценено как изменение условий договора и не противоречит действующему законодательству.
При указанных обстоятельствах заключенный сторонами договор содержит соответствующее закону условие о возможности изменения определенного по итогам аукциона размера арендной платы путем корректировки на установленный в нормативном акте соответствующим органом коэффициент к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, то есть пропорционально изменению минимальных ставок платы, заключив дополнительное соглашение.
Данные выводы согласуются с правовой позицией, сформулированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 17.12.2013 по делу N 12157/2013, Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 08.12.2016 по делу N 303-ЭС15-19719.
Частью 2 статьи 74 ЛК РФ (в редакции действовавшей на момент подписания сторонами дополнительного соглашения от 29.05.2013) предусмотрено, что при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
Вместе с тем, частью 7 статьи 53.7 ЛК РФ предусмотрено, что в случае, если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении такого договора, он может быть изменен или расторгнут в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.
Если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении такого договора, стороны вправе вносить изменения или расторгнуть договор аренды лесного участка.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 29.05.2014 N 1021-О указал, что часть 2 статьи 74 ЛК РФ о недопустимости - при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона - изменения условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 данного Кодекса, создает - наряду с другими законоположениями - необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлена на обеспечение баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В последующем Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ "О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации" редакция части 2 статьи 74 ЛК РФ была изменена, указанная норма в настоящей редакции содержит положения, которые предусматривают случаи возможного изменения условий договора в результате: изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 этого Кодекса.
При этом введенная Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ в статью 74 ЛК РФ часть 2.1 содержит положение о том, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Согласно статье 168 ГК РФ в редакции на дату заключения спорного дополнительного соглашения сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно п. 2 дополнительного соглашения от 29.05.2013 в связи с проведением таксации лесов и утверждением государственной экспертизы проекта освоения лесов приказом управления лесами Брянской области от 17.01.2013 N 14 внесены изменения в договор аренды от 16.03.2010 по количественным и качественным характеристикам.
Вместе с тем, на момент заключения сторонами дополнительного соглашения от 29.05.2013 к договору аренды от 16.03.2010 закон не допускал возможность изменения условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора, поскольку указанное противоречило положениям статьи 74 ЛК РФ.
Ввиду изложенного выводы судов сделаны без учета статей 73, 74 ЛК РФ, что повлекло принятие неправомерных судебных актов.
Кроме того, суд кассационной инстанции отмечает, что согласно пункту 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Учитывая изложенное, при применении последствий недействительности сделки, суду необходимо учесть имевшее место фактическое лесопользование обществом объемами зафиксированными в дополнительном соглашении от 29.05.2013.
Кроме того, суд кассационной инстанции полагает отметить следующее.
В соответствии с п. 1. ст. 181 Гражданского кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.09.2013 г.) срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
В соответствии с п. 1. ст. 181 Гражданского кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ) срок исковой давности по требованиям о применении последствий действительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки.
Оспариваемое дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка N 8 от 16.03.2010 г. заключено сторонами 29.05.2013 г., общество обратилось с заявлением в суд 26.05.2016 г.
Таким образом, требование ООО "Три-М" о признании недействительным пунктов дополнительного соглашения заявлено в пределах трехлетнего срока исковой давности.
При таких обстоятельствах, судом при принятии решения и постановления нарушены нормы материального права, в связи с чем, постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть вышеизложенные обстоятельства, дать надлежащую правовую оценку доводам и доказательствам сторон, представленным в материалы дела, и правильно применив нормы действующего в спорных правоотношениях законодательства, разрешить спор по существу, приняв законное и обоснованное решение.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст.288, ст. 289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2016 по делу N А09-8072/2016, отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
В.В. Ципляков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.