г.Калуга |
|
19 апреля 2017 г. |
Дело N А68-5897/2016 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Бессоновой Е.В. Лукашенковой Т.В. |
при участии в заседании:
от заявителя - акционерного общества "Газпром газораспределение Тула" (г.Тула, ул.Мориса Тореза, д.5а, ОГРН 1027100507180, ИНН 7107029245) - Хохлов А.И. (дов. от 03.08.2015 N 71 ТО 0950187 на 3 года);
от заинтересованного лица - Комитета Тульской области по тарифам (г.Тула, ул.Ленина, д.2, ОГРН 1067107006218, ИНН 7107092712) - Васин Д.А. - председатель Комитета (удост. N 81), Наимова Е.Н. (дов. от 17.04.2017 N 40-01-11/811), Позднов А.А. (дов. от 18.04.2017 N 40-01-11/822);
от третьего лица - акционерного общества "Тульская региональная корпорация развития государственно-частного партнерства" (г.Тула, ул.Менделеевская, д.4) - не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Тула" на решение Арбитражного суда Тульской области от 11.11.2016 (судья Рыжикова Н.А. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2017 (судьи Мордасов Е.В., Рыжова Е.В., Еремичева Н.В. по делу N А68-5897/2016,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Газпром газораспределение Тула" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным постановления Комитета Тульской области по тарифам (далее - Комитет) от 14.04.2016 N 11/1 "Об установлении платы за технологическое присоединение к газовым сетям АО "Газпром газораспределение Тула" по объекту: "Газопровод высокого давления от точки врезки в районе Тульской ГРС до границ земельного участка N 71:14:040401:597 и газопровод - закольцовка от врезки в районе д. Алексеевка до границ земельного участка N 71:14:040301:304" в части установления платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования в размере 120906,51 тыс.руб. и об обязании Комитета установить плату за технологическое присоединение объекта к газовым сетям общества без учета фактических расходов по подключению объекта.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора акционерное общество "Тульская региональная корпорация развития государственно-частного партнерства" (далее - государственная корпорация).
Решением суда от 11.11.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2017 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение Комитетом и судами норм материального права, которыми следовало руководствоваться при утверждении платы за технологическое присоединение газопровода.
В отзыве на жалобу Комитет просит оставить принятые судебные решения без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, представители Комитета поддержали доводы отзыва на жалобу.
Государственная корпорация надлежаще извещена о времени и месте судебного разбирательства, но её представитель в суд округа не явился. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя государственной корпорации в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 19.02.2014 между обществом (исполнитель) и государственной корпорацией (заявитель) был заключен договор N 1371/2014 на осуществление технологического присоединения, по условиям которого исполнитель обязался осуществить мероприятия по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования заявителя к газораспределительной системе исполнителя в соответствии с техническими условиями N 12-24-СП/4631 от 03.09.2013.
В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 договора предварительный размер платы за технологическое присоединение - 60 000 000 руб., включая стоимость разработки проекта газоснабжения и проведения его экспертизы; окончательный размер платы за технологическое присоединение устанавливается Комитетом Тульской области по тарифам в соответствии с Законом от 05.04.2013 N 35-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты".
Дополнительным соглашением от 18.12.2014 пункт 3.1 договора от 19.02.2014 изменен, предварительный размер платы за технологическое присоединение сторонами установлен в размере 130 000 000 руб.
8 июля 2016 г. общество обратилось в Комитет с заявлением об утверждении платы за технологическое присоединение объекта капитального строительства к сетям газораспределения общества по индивидуальному проекту "Газопровод высокого давления от точки врезки в районе Тульской ГРС до границ земельного участка N 71:14:040401:597 и газопровод - закольцовка от врезки в районе д. Алексеевка до границ земельного участка 71:14:040301:304" в размере 190596,33 тыс.руб. (без НДС).
Установив в ходе рассмотрения заявления и документов, представленных обществом, факт того, что газопровод построен, Комитет затребовал у общества информацию о фактических затратах по названному объекту, а у государственной корпорации - отчеты о выполнении мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 2.1.6 договора.
В результате анализа проектной документации и отчета о выполненных мероприятиях, экспертная группа Комитета установила, что остались невыполненными следующие мероприятия: проверка выполнения государственной корпорацией технических условий, осуществление фактического подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства заявителя к сетям газораспределения и осуществление пуска газа.
С учетом фактически не выполненных мероприятий скорректированная экспертной группой Комитета стоимость технологического присоединения составила 120 906,51 тыс. руб. (без НДС).
Постановлением Комитета от 14.04.2016 N 11/1 утверждена плата за технологическое присоединение указанного выше объекта капитального строительства к системе газораспределения общества в размере 120 906,51 тыс. руб. (без НДС).
Полагая, что данное постановление является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с названным заявлением.
Суд первой инстанции исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции согласен с принятыми судебными актами.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении), пункту 96 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314), государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину. Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Пунктом 1, подпунктом 70 пункта 3 Положения о Комитете Тульской области по тарифам, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 07.10.2011 N 17, Комитет является органом исполнительной власти Тульской области в области государственного регулирования тарифов (цен), утверждает размер платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину (п.1, пп.70 п.3 Положения).
Пунктом 105 Правил N 1314 предусмотрено, что после окончания разработки проекта газоснабжения и проведения его экспертизы исполнитель в течение 5 рабочих дней направляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проект. К заявлению об установлении платы прилагаются следующие материалы: а) заключенный договор о подключении; б) технические условия (если выдавались); в) положительное заключение экспертизы проекта газоснабжения; г) расчет необходимой валовой выручки по подключению (технологическому присоединению) с выделением стоимости каждого мероприятия, необходимого для осуществления газораспределительной организацией подключения (технологического присоединения) по индивидуальному проекту с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), выполненный в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления подключения (технологического присоединения) по индивидуальному проекту, в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы - пункт 107 Правил N 1314.
В рассматриваемой ситуации газопровод был построен до обращения общества в Комитет с заявлением по вопросу утверждения платы за технологическое присоединение, государственная экспертиза по объекту капитального строительства проводилась после начала строительства газопровода. Кроме того, в нарушение пункта 105 Правил расчетные материалы для утверждения платы за технологическое присоединение направлены обществом в Комитет 08.07.2015, в то время как положительные заключения государственной экспертизы получены обществом до 18.02.2015 (спустя более чем 4 месяца).
В качестве обосновывающих материалов при расчете фактических затрат экспертной группой Комитета рассматривались акты выполненных работ, договоры на выполнение определенных работ по данному присоединению, платежные поручения и др.
В результате анализа заявки общества, а также представленных государственной корпорацией материалов, экспертная группа Комитета пришла к выводу, что фактические затраты за вышеуказанное присоединение составили 120 792,107 тыс. руб. (без НДС). При этом судами установлено, что экспертной группой Комитета выявлено превышение сметной стоимости материалов (в том числе, труб) над фактической стоимостью более чем на 30%.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что Комитет нарушил требования пункта 105 Правил N 1314 и не вправе был запрашивать документы о фактических затратах по выполнению работ по технологическому присоединению, был предметом подробного исследования суда апелляционной инстанции, этому доводу дана надлежащая правовая оценка и он обоснованно отклонен как несостоятельный. При этом суд свой вывод обосновал тем, что так как объект был фактически построен, то Комитет вправе был запрашивать документы о фактических затратах.
При этом суд верно руководствовался пунктом 11 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации", согласно которому государственное регулирование цен платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней исходя из возмещения газораспределительным организациям экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием услуг по технологическому присоединению к газораспределительным сетям.
Из материалов дела следует, что общество обжаловало постановление Комитета от 14.04.2016 N 11/1 в Федеральную антимонопольную службу России (ФАС России), ссылаясь на незаконность использования Комитетом при утверждении размера платы за технологическое присоединение объекта к газовым сетям общества фактических затрат на выполнение этого присоединения. Приказом ФАС России 1116/16 от 08.08.2016 в удовлетворении заявления общества отказано со ссылкой на отсутствие нарушения закона в действиях Комитета (т.2, л.д.82-87).
Исходя из изложенного, суды пришли к правильному выводу о необоснованности требований заявителя. А поэтому в удовлетворении заявления общества по праву отказано.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 11.11.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2017 по делу N А68-5897/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Е.В.Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.