г.Калуга |
|
24 апреля 2017 г. |
Дело N А83-296/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.04.2017.
Полный текст постановления изготовлен 24.04.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Лукашенковой Т.В.,
судей Бессоновой Е.В., Смирнова В.И.,
при участии:
от потребительского гаражно-лодочного кооператива "Аю-Даг" (ОГРН 1149102115942, ИНН 9101004463): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
от Администрации города Алушты Республики Крым (ОГРН 1149102091610, ИНН 9101003371): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
от Алуштинского городского совета Республики Крым (ОГРН 1149102064572, ИНН 910100200): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
от Управления имущественных отношений Администрации города Алушты (ОГРН 1149102112301, ИНН 9101004230): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу потребительского гаражно-лодочного кооператива "Аю-Даг" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 05.08.2016 (судья Букина Е.Н.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016 (судьи Карев А.Ю., Градова О.Г., Омельченко В.А.) по делу N А83-296/2016,
УСТАНОВИЛ:
Потребительский гаражно-лодочный кооператив "Аю-Даг" (далее - ПГЛК "Аю-Даг", Кооператив) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Администрации города Алушты Республики Крым (далее - Администрация), Алуштинскому городскому совету Республики Крым (далее - Совет), Управлению имущественных отношений Администрации города Алушты (далее - Управление) о признании незаконным отказа Администрации в завершении приватизации Кооперативом объекта недвижимости - лодочной станции, площадью 614 кв.м, расположенного по адресу: ул. Прибрежная, 162, пгт. Партенит, гор. Алушта, АР Крым; об обязании Совет выполнить решение 28-й сессии 6-го созыва Партенитского поселкового совета от 22.02.2013 N 28-8 "Об утверждении Программы приватизации коммунального имущества территориальной громады пгт. Партенит на 2013 - 2014 годы и Перечня объектов коммунального имущества, подлежащих приватизации путем выкупа в 2013 году" в отношении объекта недвижимости - лодочной станции площадью 614 кв.м, расположенного по адресу: ул. Прибрежная, 162, пгт. Партенит, гор. Алушта, Республика Крым, путем издания органом приватизации приказа о приватизации потребительским гаражно-лодочным кооперативом "Аю-Даг" указанного объекта с определением ее способа, даты инвентаризации и оценки объекта приватизации; определения цены продажи объекта путем принятия органом приватизации приказа об утверждении его независимой оценки; публикации информации об объекте малой приватизации в соответствующих информационных бюллетенях и массовой прессе, иных печатных изданиях, определенных органом приватизации.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 05.08.2016, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Кооператив обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Крым. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель указывает на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.
Администрация города Алушты Республики Крым в отзыве на кассационную жалобы просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в суд округа своих представителей не направили, что не является в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации препятствием рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат, исходя из следующего.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, 09.06.2005 между Партенитским поселковым советом (арендодатель) и ПГЛК "Аю-Даг" (арендатор) был заключен договор аренды, в соответствии с условиями которого ПГЛК "Аю-Даг" в срочное платное пользование на правах аренды была передана лодочная станция площадью 614 кв.м, расположенная в городе Алушта, пгт. Партенит.
15.07.2010 решением исполнительного комитета Партенитского поселкового совета N 64 Потребительскому гаражно-лодочному кооперативу "Аю-Даг" разрешено проведение капитального ремонта части арендуемого имущества - крановой эстакады. Исполнительным комитетом Партенитского поселкового совета 30.03.2012 принято решение N 4-7 об утверждении проектно-сметной документации на капитальный ремонт крановой эстакады стоянки плавсредств на арендуемом Потребительским гаражно-лодочным кооперативом "Аю-Даг" объекте, расположенном по адресу: ул. Прибрежная, 162, пгт. Партенит, гор. Алушта, АР Крым.
30.06.2012 деклараций о готовности объекта к эксплуатации инспекцией ГАСК в АР Крым подтверждено окончание строительства и готовность объекта к эксплуатации. 25.12.2012 актом осмотра комиссии Партенитского поселкового совета установлено, что капитальный ремонт крановой эстакады стоянки плавсредств завершен.
16.08.2013 за Партенитским поселковым советом зарегистрировано право собственности на нежилые строения стоянки плавсредств, расположенные по адресу: ул. Прибрежная, 162, пгт. Партенит, гор. Алушта, АР Крым, что подтверждается выпиской из государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество о регистрации права собственности (индексный номер 8286769).
Решением 28-й сессии 6-го созыва Партенитского поселкового совета от 22.02.2013 N 28-8 "Об утверждении Программы приватизации коммунального имущества территориальной громады пгт. Партенит на 2013-2014 годы и Перечня объектов коммунального имущества, подлежащих приватизации путем выкупа в 2013 году" утверждена Программа приватизации и утвержден Перечень объектов коммунального имущества, подлежащих приватизации; объект по адресу: ул. Прибрежная, 162, пгт. Партенит, гор. Алушта, АР Крым, включен в названную Программу и Перечень объектов коммунального имущества, подлежащих приватизации в 2013 году.
06.02.2014 потребительский гаражно-лодочный кооператив "Аю-Даг" обратился в МКП ЖКЗ пгт. Партенит с заявлением о выкупе имущества.
18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым был подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
11.12.2014 потребительский гаражно-лодочный кооператив "Аю-Даг" привел свою организационно-правовую форму в соответствие с законодательством Российской Федерации.
11.09.2015 Управлением имущественных отношений Администрации города Алушты Республики Крым в адрес Кооператива для подписания был направлен договор аренды N 15-02/2015, не согласившись с которым потребительский гаражно-лодочный кооператив "Аю-Даг" направил в адрес Управления протокол разногласий.
05.10.2015 и 15.10.2015 Кооператив обратился в Алуштинский городской совет Республики Крым с заявлениями о завершении приватизации.
Письмом Администрации от 03.11.2015 N 2460/02-40-4307 Кооперативу отказано в завершении приватизации в связи с тем, что потребительский гаражно-лодочный кооператив "Аю-Даг" не реализовал свое право на выкуп арендованного имущества, предусмотренное законодательством Украины до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также разъяснено, что приватизация арендованного имущества может быть осуществлена кооперативом в рамках законодательства Российской Федерации, но только после принятия Алуштинским городским советом программы приватизации объектов муниципальной собственности муниципального образования городской округ Алушта, в случае включения вышеуказанного объекта в программу приватизации.
Не согласившись с указанным отказом Администрации от 03.11.2015 N 2460/02-40-4307, Кооператив обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им правовую оценку и пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд округа не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Судами двух инстанций установлено, что арендуемый Кооперативом объект был включен в перечень объектов, подлежащих приватизации в соответствии с законодательством Украины до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ), однако процедура приватизации указанного объекта, начатая до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, завершена не была.
Между Российской Федерацией и Республикой Крым 18.03.2014 подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, ратифицированный Федеральным законом от 21.03.2014 N 36-ФЗ. 21.03.2014 принят также Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Согласно частям 1, 2 статьи 23 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено данным Федеральным конституционным законом.
Согласно статье 6 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Частью 1 статьи 12.1 названного Федерального конституционного закона предусмотрено, что до 01.01.2019 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В соответствии с решением 5-й сессии 1-го созыва Алуштинского городского совета Республики Крым от 19.12.2014 N 5/91 "О вопросах правопреемства" имущество, находящееся у органов местного самоуправления, действующих на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и территории которых отнесены к территории муниципального образования городской округ Алушта переходит в собственность муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым.
Отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества, регулируются Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 1 Закона N 159-ФЗ отношения, связанные с участием субъектов малого или среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества и не урегулированные данным Законом, регулируются Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Пунктом 1 статьи 10 названного закона предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества.
Порядок приватизации и иного отчуждения объектов муниципального имущества муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым предусмотрен статьей 14 Положения о порядке владения, пользования и распоряжения собственностью муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, утвержденного решением Алуштинского городского совета от 23.01.2015 N 7/9 (далее - Положение N 7/9), согласно пункту 2 которого приватизация объектов муниципальной собственности осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и с программой приватизации объектов муниципальной собственности муниципального образования городской округ Алушта, утвержденной Алуштинским городским советом.
Судами установлено, что спорное имущество - лодочная станция площадью 614 кв.м, расположенная на поселковой набережной пгг. Партенит гор. Алушты, является собственностью муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым и в программу приватизации объектов муниципальной собственности муниципального образования городской округ Алушта, не включено. Доказательства иного в материалах дела отсутствуют.
Установив, что в программу приватизации объектов муниципальной собственности спорное имущество не включено, суды правомерно указали на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований Кооператива.
Ссылка заявителя на Программу приватизации коммунального имущества территориальной громады пгт. Партенит на 2013-2014 годы, утвержденную решением 28-й сессии 6-го созыва Партенитского поселкового совета от 22.02.2013 N 28-8, является несостоятельной, не соответствующей системному толкованию положений статьи 6, части 1 статьи 23 Закона N 6-ФКЗ; кроме того, названный нормативный правовой акт органа местного самоуправления не подпадает под действие статьи 12 Закона N 6-ФКЗ.
Особенности приватизации на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым урегулированы Положением N 7/9 в соответствии с требованиями Законов NN 178-ФЗ и 159-ФЗ, которое является действующим и подлежит применения к спорным правоотношениям.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов судов, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, что противоречит положениям статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов в кассационном порядке по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными государственная пошлина для юридических лиц составляет 1500 руб.
На основании статьи 104 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату заявителю кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 05.08.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016 по делу N А83-296/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить потребительскому гаражно-лодочному кооперативу "Аю-Даг" (ОГРН 1149102115942, ИНН 9101004463) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., уплаченную по платежному поручению от 27.01.2016 N 4, о чем выдать справку.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Лукашенкова |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.