город Калуга |
|
27 апреля 2017 г. |
Дело N А84-1506/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.04.2017.
Постановление изготовлено в полном объёме 27.04.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Леоновой Л.В. |
судей |
Сорокиной И.В. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Циплякова В.В.
Колесниковой Н.А. |
при участии в заседании: |
|
от истцов: Федеральное автономное учреждение Министерства обороны Российской Федерации "Центральный спортивный клуб армии" ОГРН 1037714063078 ИНН 7714317863
Министерство обороны Российской Федерации ОГРН 1037700255284 ИНН 770452261 |
Шеметова Е.Г. - представитель по доверенности от 13.02.2017;
Хмиль О.Ю. - представитель по доверенности N 212/1/132 от 19.12.2016 |
от ответчика: Общество с ограниченной ответственностью "Остров "Омега" ОГРН 1149204023330 ИНН 9201007845
от третьих лиц: Федеральное государственное казенное учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России
Федеральное казенное учреждение "Управление Черноморского Флота"
Правительство Севастополя
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
при участии Военной прокуратуры Черноморского флота |
Щербакова Ю.А. - представитель по доверенности от 25.04.2016;
Кравец А.Н. - представитель по доверенности N 431 от 02.12.2016;
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
Этцель О.Е. - представитель по доверенности от 18.04.2017. |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда города Севастополя, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Остров "Омега"" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 20.09.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2017 по делу N А84-1506/2016,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное автономное учреждение Министерства обороны Российской Федерации "Центральный спортивный клуб армии" (далее - истец, ФАУ МО РФ "Центральный спортивный клуб армии") обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Остров "Омега" (далее - ответчик, общество) о признании незаключенным подписанный 14.03.2014 договор о внесении изменений в договор аренды целостного имущественного комплекса государственного предприятия Министерства обороны Украины "Детский оздоровительный лагерь "Омега" от 18.10.2004 N 183 (далее - дополнительный договор), и истребовании из чужого незаконного владения здания военного городка N 174, расположенного в городе Севастополе в бухте Омега: здание по ГП N 3 спальный корпус общей площадью 195 кв. м, здание по ГП N 32 общежитие общей площадью 249 кв. м, здание по ГП N 34 служебное общей площадью 216 кв. м, здание по ГП N 35 душевая с прачечной общей площадью 100 кв. м, здание по ГП N 36 спальный корпус общей площадью 1 043 кв. м, здание по ГП N 37 спальный корпус общей площадью 977 кв. м, здание по ГП N 38 спальный корпус общей площадью 538 кв. м, здание по ГП N 40 клуб с открытой площадкой общей площадью 190 кв. м, здание по ГП N 41 кинобудка общей площадью 18 кв. м, здание по ГП N 42 проходная общей площадью 13 кв. м, здание по ГП N 43 медпункт общей площадью 48 кв. м, здание по ГП N 44 душевая с туалетом общей площадью 37 кв. м, здание по ГП N 45 душевая с туалетом общей площадью 39 кв. м (с учетом уточненных исковых требований).
В качестве соистца по делу привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное казенное учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, Федеральное казенное учреждение "Управление Черноморского Флота", Правительство Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 20.09.2016 (судья Смоляков А.Ю.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2017 (судьи Тарасенко А.А., Остапова Е.А., Проценко А.И.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, ООО "Остров "Омега"" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять новый судебный акт.
Третьи лица - Федеральное казенное учреждение "Управление Черноморского Флота", Правительство Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа и официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, в суд не прибыли, явку своих представителей не обеспечили.
Арбитражный суд Центрального округа полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие вышеуказанных лиц, на основании ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 30.06.1980 на основании акта государственной приемки здания N 22, утвержденного исполкомом Севастопольского городского Совета народных депутатов "Об утверждении актов приемки в эксплуатацию зданий государственными комиссиями" от 30.06.1980 N 13/557, введен в эксплуатацию комплекс пионерлагеря "Омега" расположенный по адресу: город Севастополь, Гагаринский район, Бухта "Омега" (в дальнейшем присвоен адрес улица Челнокова, 10), построенного войсковой частью 97701.
На основании Соглашения, заключенного между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота от 28.05.1997 указанный объект передан Военно-Морским Силам Украины.
До вступления в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, комплекс зданий и сооружений детского оздоровительного лагеря "Омега" находился в собственности государства Украина в лице Министерства обороны Украины.
18.10.2004 между Региональным отделением Фонда государственного имущества Украины в городе Севастополе (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды целостного имущественного комплекса государственного имущества N 183, согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает в срочное платное пользование целостный имущественный комплекс государственного предприятия Министерства обороны Украины "Детский оздоровительный лагерь "Омега", состав и стоимость которого определены в соответствии с актом оценки, протоколом о результатах инвентаризации и передаточному балансу, составленным по состоянию на 31.07.2004.
За арендатором закреплена обязанность возвратить арендованное имущество арендодателю в случае прекращения или расторжения договора.
Договор заключен на срок до 31.12.2014. Действие договора прекращается вследствие окончания срока, на который он был заключен.
В договоре предусмотрено, что в случае отсутствия заявления одной из сторон о прекращении или изменении договора после окончания срока его действия на протяжении одного месяца договор подлежит продолжению на тот период и на тех условиях, какие были предусмотрены данным договором.
14.03.2014 между Региональным отделением Фонда государственного имущества Украины в Автономной республике Крым и городе Севастополе и обществом подписан договор о внесении изменений в договор аренды целостного имущественного комплекса государственного предприятия Министерства обороны Украины "Детский оздоровительный лагерь" Омега" от 18.10.2004 N 183 (дополнительный договор). С учетом которого, арендодатель передает, а арендатор принимает в срочное платное пользование целостный имущественный комплекс государственного предприятия "Детский оздоровительный лагерь "Омега", расположенный в городе Севастополь по улице Челнокова, 10; состав и стоимость передаваемого имущества определена согласно акту оценки, протоколу о результатах инвентаризации и передаточному балансу, являющихся приложениями к договору аренды имущества от 18.10.2004 N 183.
Пунктами 2.4, 2.5 и 5.5 дополнительного договора урегулировано исполнение арендатором обязанности по возврату арендованного имущества.
Согласно условиям дополнительного договора от 14.03.2014 стороны договорились о сроках его действия, а именно: с момента подписания и до 31.12.2024.
Письмом от 12.03.2015 Главное управление имущественных и земельных отношений Правительства Севастополя уведомило общество о том, что договор от 14.03.2014 о внесении изменений в договор аренды от 18.10.2004 N 183 заключен с нарушением действующего на тот момент арендного законодательства Украины; договор аренды от 18.10.2004 N 183 прекратил свое действие в связи с истечением срока, на который заключен. В указанном письме содержится требование передать арендованное имущество по акту приема-передачи в установленном порядке.
На основании распоряжения Правительства Севастополя от 20.03.2015 N 195-РП "О передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя, в федеральную собственность" из собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность передано имущество военного городка N 174, расположенное в бухте "Омега", в количестве 16 зданий. По акту приема-передачи имущества от 25.03.2015 недвижимое имущество передано в федеральную собственность.
Приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 01.10.2015 N 2261 принято решение о закреплении за учреждением на праве оперативного управления недвижимого имущества, в том числе 13 объектов в бухте Омега: столовой, трех спальных корпусов, кинобудки, общежития, медпункта, служебного здания, душевой с прачечной, клуба с открытой площадкой, проходной и двух зданий душевых с туалетом, кадастровые номера 91:026001002:2385-91:026001002:2388, 91:026001002:2390, 91:026001002:2391, 91:026001002:2395-91:026001002:2399, 91:026001002:2416-91:026001002:2418. По акту приема-передачи от 05.10.2015 имущество передано истцу.
Письмом от 01.04.2016 N 1089 истец уведомил общество о незаконности внесения изменений в договор и об одностороннем отказе от договора, прекращении его действия по истечении трех месяцев с момента получения уведомления и просил освободить занимаемые помещения, а также подписать соглашение о расторжении договора.
Полагая, что уклонение общества от возврата арендованного имущества, истец обратился в суд с настоящими требованиями.
Рассматривая спор по существу суды исходили из следующего.
Согласно ст. 1 договора между Российской Федерацией Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым образовании в ее составе новых субъектов Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с 18.03.2014.
Поскольку правоотношения между сторонами по данному делу возникли в период действия законодательства Украины и оспариваемый договор подписан 14.03.2014, суды обосновано руководствовались при рассмотрении спора в части требований о признании договора незаключенным нормами материального права украинского законодательства, регулирующие спорные правоотношения и действующие на момент их возникновения.
В соответствии со ст. 793 и 794 Гражданского кодекса Украины, договор аренды недвижимого имущества - здания или другого капитального сооружения, заключенный на срок не менее трех лет, подлежит нотариальному удостоверению и государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 4 того же Закона, обязательной государственной регистрации подлежат вещные права и обременения на недвижимое имущество, размещенное на территории Украины, которое принадлежит физическим и юридическим лицам, государству в лице органов, уполномоченных управлять государственным имуществом, иностранцам и лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, международным организациям, иностранным государствам, а также территориальным общинам в лице органов местного самоуправления, а именно: право собственности на недвижимое имущество; право владения; право пользования (сервитут); право пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис); право застройки земельного участка (суперфиций); право хозяйственного ведения; право оперативного управления; право постоянного пользования и право аренды земельного участка; право пользования (найма, аренды) зданием или иными капитальными сооружениями, их отдельными частями; ипотека; доверительное управление имуществом.
В статье 5 указанного Закона Украины установлено, что в государственном реестре прав регистрируются права на такие объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке, перемещение которых невозможное без их обесценения и изменения назначения: жилые дома; квартиры; здания, в которых расположены помещения, предназначенные для пребывания человека, размещения движимого имущества, сохранения материальных ценностей, осуществления производства и т.п.; сооружения (инженерные, гидротехнические и т.п.) - земельные улучшения, которые не входят в состав зданий и помещений, предназначенные для выполнения специальных технических функций; помещения - части внутреннего объема жилых домов, зданий, квартир, ограниченные строительными элементами.
Действующее на дату подписания спорного договора законодательство Украины устанавливает, что договор, подлежащий нотариальному удостоверению и государственной регистрации, считается заключенным с момента такой государственной регистрации.
Доказательств обращения ответчика или иного лица с заявлением о государственной регистрации оспариваемого договора, в материалы дела не представлены, в связи с чем, суд обосновано пришел к выводу об обоснованности заявленных исковых требований в части признания подписанного сторонами дополнительного договора незаключенным.
В связи с прекращением деятельности государственных органов Украины на территории города Севастополя на основании (пункт 3 решения внеочередной сессии Севастопольского городского совета от 17.03.2014 N 7156 "О статусе города-героя Севастополя"), их имущество и денежные средства перешли к органам, определенным Севастопольским городским Советом.
Согласно ст. 617 ГК РФ, факт передачи собственником арендуемого обществом имущества в федеральную собственность не влечет прекращение арендных правоотношений и ограничение арендатора в реализации его права на пользование имуществом. Истец как обладатель спорного имущества на ограниченном вещном праве оперативного управления фактически вступил в спорные правоотношения в качестве арендодателя по договору. Однако смена публичного собственника арендованного ответчиком имущества и передача этого имущества в федеральную собственность не повлияла на права ответчика как арендатора по заключенному договору.
В силу статьи 12 Закона N 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Руководствуясь вышеизложенным, суд кассационной инстанции полагает, что договор аренды целостного имущественного комплекса государственного предприятия Министерства обороны Украины "Детский оздоровительный лагерь "Омега" N 183 от 18.10.2004 г. в соответствии с требованиями гражданского законодательства ст. 794 ГК Украины также подлежал государственной регистрации.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, вышеназванный договор не был зарегистрирован.
В этой связи, выводы суда о том, что договор аренды N 183 возобновлен сторонами на неопределенный срок основаны на неправильном толковании норм материального права.
Однако неправильное применение судом норм материального права не повлекло принятие незаконного решения по делу.
Судом установлено, что Правительство Севастополя обращалось с требованием о возврате спорного имущества.
Таким образом, общество обязано возвратить арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил.
В этой связи, суды обосновано удовлетворили требования Федерального автономного учреждения Министерства обороны Российской Федерации "Центральный спортивный клуб армии" о признании незаключенным подписанного 14.03.2014 договора и истребовании из чужого незаконного владения спорного имущества.
Суд обосновано отклонил довод заявителя, о том, что спорное имущество не соответствует имуществу, находящемуся у ответчика, сравнив перечень спорного имущества согласно предмету иска и согласно договору от 18.10.2004.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции полагает, что выводы суда первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 20.09.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2017 по делу N А84-1506/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
И.В. Сорокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.