г.Калуга |
|
28 марта 2017 г. |
Дело N А23-2182/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.03.2017.
Постановление изготовлено в полном объёме 28.03.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Шильненковой М.В. |
судей |
Егоровой С.Г. Сладкопевцевой Н.Г. |
при участии в заседании:
от истца:
ПАО "МРСК Центра и Приволжья" Яковлевой С.В. (дов. от 28.11.2016),
от ответчика:
АО "Обнинскгорсинтез" не явились, извещены надлежаще,
от третьих лиц:
ОАО "Калужская сбытовая компания" не явились, извещены надлежаще,
ООО "Эвтек-сервис" не явились, извещены надлежаще,
Министерство тарифного регулирования
Калужской области не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "МРСК Центра и Приволжья" на решение Арбитражного суда Калужской области от 31.05.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2016 по делу N А23-2182/2015,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "МРСК Центра и Приволжья", ОГРН 1075260020043, ИНН 5260200603 (далее - ПАО "МРСК Центра и Приволжья") обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском к акционерному обществу "Обнинскгорсинтез", ОГРН 1074025007781, ИНН 4025415519 (далее - АО "Обнинскгорсинтез") о взыскании 861 073 руб. 67 коп. задолженности по договору от 01.02.2014 N 2014/0784кэ на оказание услуг по передаче электрической энергии за февраль 2015 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ОАО "Калужская сбытовая компания", ООО "Эвтек-сервис", Министерство тарифного регулирования Калужской области.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 31.05.2016 (судья Иванова Е.В.) в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2016 (судьи Селивончик А.Г., Токарева М.В., Заикина Н.В.), рассмотревшим дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, решение Арбитражного суда Калужской области от 31.05.2016 отменено. В удовлетворении исковых требований ПАО "МРСК Центра и Приволжья отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение судами норм материального и процессуального права, ПАО "МРСК Центра и Приволжья" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене решения Арбитражного суда Калужской области от 31.05.2016 и постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2016 и удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В представленных отзывах на кассационную жалобу АО "Обнинскгорсинтез" и Министерство конкурентной политики Калужской области (правопреемник Министерства тарифного регулирования Калужской области) просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы жалобы по изложенным в ней мотивам.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения соответствующих сведений на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
АО "Обнинскгорсинтез" и Министерство конкурентной политики Калужской области заявили письменные ходатайства о рассмотрении дела без участия своих представителей
Арбитражный кассационный суд в порядке ст. 284 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей указанных лиц.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на неё ответчика и третьего лица, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 01.02.2014 между ОАО "МРСК Центра и Приволжья", в настоящее время - ПАО "МРСК Центра и Приволжья", (исполнитель) и ЗАО "Обнинскгорсинтез" (потребитель) заключен договор N 2014/0784кэ оказания услуг по передаче электрической энергии, по условиям которого исполнитель обязался оказывать потребителю услуги по передаче электроэнергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином законном основании, в указанные точки поставки, а ЗАО "Обнинскгорсинтез" - оплачивать эти услуги исходя из уровня напряжения, на котором подключены его энергопринимающие устройства.
Ссылаясь на то, что во исполнение обязательств по договору истцом в феврале 2015 года оказаны потребителю услуги по передаче электроэнергии в объеме 895, 542 МВт/ч на общую сумму 2 412 029 руб. 19 коп., которые были оплачены АО "Обнинскгорсинтез" частично, в результате чего образовалась задолженность в размере 861 073 руб. 67 коп. задолженности, ПАО "МРСК Центра и Приволжья" обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, арбитражный апелляционный суд руководствовался следующим.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что энергопринимающие устройства ЗАО "Обнинскоргсинтез" непосредственно присоединены к ячейкам центральной распределительной подстанции (ЦРП-500), принадлежащей ООО "Эвтек-сервис", на уровне напряжения 6 кВ, от ячеек N 27, N 12. Данная ЦРП-500 присоединена к подстанции "Цветково", принадлежащей исполнителю, от ячеек N 18, N 19.
При этом на подстанции "Цветково" происходит понижение уровня напряжения с 220 кВ и со 110 кВ до 10 кВ и 6 кВ, соответственно.
ООО "Эвтек-сервис" не является сетевой организацией и не оказывает услуги по передаче электроэнергии.
Расчеты ПАО "МРСК Центра и Приволжья" и ООО "Эвтек-сервис" за оказанные услуги производятся исходя из уровня напряжения ВН, а с ответчиком - по уровню напряжения СН2.
В силу статей 1, 2, 21, 23, 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в этой сфере и потребителей электроэнергии установлены указанным Законом и принятыми на его основе нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Согласно статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный Закон N 36-ФЗ) утверждаемые Правительством Российской Федерации нормативные документы, регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков, обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.
В соответствии с пунктом 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), объем взаимных обязательств субъектов розничных рынков по договору оказания услуг по передаче электроэнергии определяется в точке поставки на розничном рынке, которая по общему правилу располагается на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя и объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и фиксируется в акте разграничения балансовой принадлежности (до его составления - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики).
Место физического соединения энергопринимающего устройства потребителя услуг по передаче электроэнергии с электрической сетью сетевой организации определяется законодательством как точка присоединения к электрической сети (пункт 2 Правил N 861).
Для потребителя, энергопринимающее устройство которого присоединено к электрическим сетям сетевой организации опосредованно, точкой поставки является точка присоединения этого устройства к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электроэнергии. Указанные потребители оплачивают услуги в соответствии с утвержденными методическими указаниями (пункты 5, 6 Правил N 861).
Согласно пункту 15 (1) Правил N 861 стоимость услуг территориальных сетевых организаций по передаче электроэнергии рассчитывается исходя из тарифа и объема оказанных услуг.
Объем услуг определяется в отношении каждого уровня напряжения либо исходя из фактического объема потребления электрической энергии и величины фактически потребленной мощности, либо только из фактического объема потребления электроэнергии.
В силу естественно-монопольного характера деятельности электросетевых организаций цена услуг по передаче электроэнергии подлежит государственному ценовому регулированию. Тарифы устанавливаются в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, к которым, помимо прочего, отнесено обеспечение стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, определение экономической обоснованности планируемых себестоимости и прибыли, обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на передачу электроэнергии, обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электроэнергии (пункт 1 статьи 424 Гражданского Кодекса Российской Федерации, статьи 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 4 статьи 23.1 Федерального закона N 35-ФЗ, пункты 6, 46, 48 Правил N 861, подпункт 3 пункта 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования).
При установлении тарифов учитываются нормативные акты, устанавливающие правила функционирования рынков электроэнергии (статья 23 Федерального закона N 35-ФЗ, пункт 4 Основ ценообразования, раздел V Правил N 861).
По общему правилу тарифы для территориальных сетевых организаций устанавливаются регулирующими органами субъектов Российской Федерации посредством оценки представленных регулируемыми организациями до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, предложений и обосновывающих их материалов. Расчет тарифов и форма представления предложений должна соответствовать нормативно-методическим документам по вопросам регулирования тарифов. Тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев (пункт 3 статьи 24 Федерального закона N 35-ФЗ, пункт 63 Основ ценообразования, пункты 7, 8, 12, 17, подпункт 7 пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила N 1178).
При использовании метода экономически обоснованных расходов тарифы рассчитываются исходя из соотношения размера необходимой валовой выручки (НВВ) регулируемой организации, полученной от реализации каждого вида услуг, и расчетного объема производства соответствующего вида услуг за расчетный период регулирования (пункт 15 Основ ценообразования).
Законодательством предусмотрена дифференциация ставки тарифа на услуги по передаче электроэнергии в зависимости от уровня напряжения (высокого - 110 кВ и выше; среднего первого - 35 кВ; среднего второго - 20-1 кВ; низкого - 0,4 кВ и ниже) в точке подключения потребителя к электросети сетевой организации. При этом НВВ сетевой организации рассчитывается для каждого уровня напряжения (пункты 44, 48 Методических указаний).
Для потребителей, электросети которых подключены к центрам питания (подстанциям), правила определения и, как следствие, применения тарифа (пункт 35 Правил N 1178) установлены пунктом 45 Методических указаний: за уровень напряжения принимается значение питающего (высшего) напряжения центра питания (подстанции) независимо от уровня напряжения, на котором подключены электрические сети потребителя (при указанных в этом пункте вариантах определения границы балансовой принадлежности).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 N 740 пункт 15 (2) Правил N 861 изложен в новой редакции и в нем установлен порядок определения уровня напряжения в отношении каждой точки поставки для расчета и применения тарифов при различных вариантах присоединения (подключения) энергопринимающих устройств потребителей к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций.
Из абзаца 3 пункта 15 (2) Правил N 861 следует, что, если граница раздела балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств потребителя электроэнергии установлена на трансформаторной подстанции, то принимается уровень напряжения, соответствующий значению питающего (высшего) напряжения указанной трансформаторной подстанции.
В абзаце 5 пункта 15 (2) Правил N 861 установлено правило определения уровня напряжения в отношении опосредованно присоединенных потребителей. В этом случае принимается уровень напряжения, на котором подключены объекты несетевых организаций (лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства) к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации.
По смыслу пункта 15 (2) Правил N 861 не исключено применение одновременно абзацев 3 и 5 данного пункта Правил N 861 в случае одновременного наличия нескольких факторов, влияющих на определение уровня напряжения в отношении каждой точки поставки (решение Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2016 N АКПИ15-1377).
Указанные особенности независимо от условий заключенных договоров являются обязательными для лиц, производящих расчеты за услуги по передаче электрической энергии в случаях, предусмотренных этим пунктом. Данный вывод следует из пункта 4 статьи 421, статьи 422, пунктов 2 и 4 статьи 426 Гражданского Кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ, статьи 6 Федерального закона N 36-ФЗ.
Уровень напряжения для определения подлежащего применению тарифа не может определяться соглашением сторон и объективно зависит от условий технологического присоединения энергопринимающих устройства потребителя к сетям сетевой организации и императивных предписаний законодательства.
Судебная практика по данному вопросу сформирована Президиумом Верховного Суда Российской Федерации (пункты 2, 3 раздела II Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015).
Таким образом, порядок расчета и применения тарифов на услуги по передаче электроэнергии, установленный законодательством, допускает одновременное применение абзацев 3 и 5 пункта 15 (2) Правил N 861, то есть, если энергопринимающее устройство потребителя подключено к объекту несетевой организации, который в свою очередь подключен к трансформаторной подстанции сетевой организации, то потребитель вправе оплачивать услуги сетевой организации по уровню напряжения, соответствующему значению питающего (высшего) напряжения указанной трансформаторной подстанции.
При таком подходе сетевая организация получает плату за оказание тех услуг, которые она действительно оказывала по своим сетям. Кроме того, опосредованно присоединенные потребители ставятся в равное положение с непосредственными, чем достигается реализация принципов недискриминационного доступа к услугам сетевых организаций (пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 20, пункт 9 статьи 25 Федерального закона N 35-ФЗ).
Деятельность сетевых организаций по оказанию услуг по передаче электроэнергии подчинена государственному регулированию, в основе которого определение экономически обоснованной цены этих услуг (тарифа), устанавливаемой по определенным правилам на период регулирования - не менее чем на год. По этим же правилам должны осуществляться и расчеты за услуги в периоде регулирования. Иное искусственным образом вносит дисбаланс в тарифное решение, что не способствует устойчивому существованию и развитию электросетевого хозяйства и входит в противоречие с общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики (статья 6 Федерального закона N 35-ФЗ).
Вывод суда о том, что в силу абзацев 3 и 5 пункта 15(2) Правил N 861 ответчик должен оплачивать услуги сетевой организации по тарифу, предусмотренному для питающего напряжения указанной трансформаторной подстанции, является соответствующим нормам действующего законодательства и сложившейся правоприменительной практике.
Довод кассационной жалобы о том, что тариф на 2015 год формировался в 2014 году, до внесения изменений в п. 15 (2) Правил N 861, в связи с чем при его формировании был учтен объем оказанных истцом ответчику услуг на уровне напряжения СН-2, не может быть принят во внимание.
Порядок определения уровня напряжения в отношении опосредованно присоединенных потребителей установлен в июле и вступил в силу в августе 2014 года. Таким образом, указанный порядок подлежит применению в тарифообразовании со дня его вступления в силу, а в расчетах за услуги - со следующего периода регулирования, то есть с 01.01.2015.
ОАО "МРСК Центра и Приволжья" как профессиональный участник рынка электроэнергетики при формировании тарифа на 2015 год с учетом изменившегося законодательства имело возможность представить в регулирующий орган достоверную и исчерпывающую информацию по уровням напряжения с учетом действующего законодательства, тем самым предпринять все меры для соблюдения основных принципов государственного регулирования в электроэнергетике.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом оценки арбитражного суда апелляционной инстанции, правомерно отклонены по мотивам, изложенным в принятом постановлении, и по существу направлены на переоценку доказательств, положенных в основу оспариваемого судебного акта, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения оспариваемого постановления не имеется, поскольку арбитражным судом апелляционной инстанции полно установлены обстоятельства дела, всесторонне исследованы имеющиеся доказательства.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии постановления суда апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2016 по делу N А23-2182/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
М.В.Шильненкова |
Судьи |
С.Г.Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.