г.Калуга |
|
27 марта 2017 г. |
Дело N А64-8183/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.03.2017.
Полный текст постановления изготовлен 27.03.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Лукашенковой Т.В.,
судей Ключниковой Н.В., Стрегелевой Г.А.,
при участии:
от акционерного общества "Тамбовский завод "Комсомолец" имени Н.С. Артемова" (ОГРН 1026801159550, ИНН 6831004284): Кромская Ю.А. - представитель (доверенность от 29.12.2016 N 114-2016), Быкова Е.Л. - представитель (доверенность от 11.01.2017),
от Государственного учреждения - Тамбовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1026801159550, ИНН 6831004284): не явился, извещен надлежащим образом, поступило ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие его представителя,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Тамбовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 03.10.2016 (судья Копырюлин А.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2016 (судьи Михайлова Т.Л., Скрынников В.А., Ольшанская Н.А.) по делу N А64-8183/2015,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Тамбовский завод "Комсомолец" имени Н.С. Артемова" (далее - общество, АО "Завком") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Тамбовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение Фонда) от 07.12.2015 N 476 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах".
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 03.10.2016, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2016, заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое решение признано недействительным в части пунктов 1, 2 и подпункта "а" пункта 3. В удовлетворении остальной части требований обществу отказано.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, отделение Фонда обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права.
АО "Завком" в отзыве на кассационную жалобы просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отделение Фонда, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своего представителей в суд округа не обеспечило, ходатайствовало о проведении судебного заседания в отсутствие его представителя, в связи с чем в силу части 3 статьи 284 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей указанного лица.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей АО "Завком", явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат, исходя из следующего.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, отделением Фонда проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) обществом страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, по результатам которой составлен акт от 06.11.2015 N 476н/с.
Решением отделения Фонда от 07.12.2015 N 476 общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), в виде штрафа в сумме 390 070 руб. 23 коп. за неполную уплату страховых взносов (пункт 1 решения). Данное решение содержит также указание на направление обществу требования об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей (пункт 2 решения); предложение страхователю в срок, указанный в требовании, перечислить суммы недоимки, пени и штрафов, указанных в пункте 1 решения, по реквизитам, в том числе: КБК 39310202050071000160 (недоимка), КБК 39310202050072000160 (пени) и КБК 39310202050073000160 (штраф), и представить в отделение Фонда копию платежного поручения с отметкой банка о перечислении денежных средств (подпункт "а" пункта 3), а также отразить в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам фонда доначисленные страховые взносы, не принятые к зачету расходы (подпункт "б" пункта 2 резолютивной части решения).
При этом мотивировочная часть решения от 07.12.2015 N 476 содержит выводы о наличии у общества недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний всего в сумме 1 950 351,16 руб., в том числе за 2012 год - 635 513,91 руб., за 2013 год - 807 142,09 руб. и за 2013 год - 507 695,16 руб., а также о необходимости начисления страхователю пеней в сумме 273 570,86 руб.
Основанием для указанных доначислений послужил вывод отделения Фонда о том, что произведенные обществом в проверенном периоде фиксированные выплаты работникам, постоянная работа которых носит разъездной и экспедиционный характер, являются составной частью их заработной платы, а не компенсационными выплатами, установленными законодательством Российской Федерации, вследствие чего они не подпадают под перечень доходов, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, установленный статьей 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ. Кроме того, обществу доначислены страховые взносы, пени и штраф за нарушение статей 20.1, 20.2 Закона N 125-ФЗ за занижение базы для начисления страховых взносов на сумму расходов по листкам нетрудоспособности, произведенных, по мнению отделения Фонда, с нарушением требований законодательных и иных нормативных актов, либо не подтвержденных документами в установленном порядке.
Не согласившись с решением отделения Фонда, общество обратилось в арбитражный суд с названным заявлением.
Суд первой инстанции исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им правовую оценку и пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд округа не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктами 2, 17 пункта 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы, вести учет начисления и перечисления страховых взносов и производимых им страховых выплат, обеспечивать сохранность имеющихся у него документов, являющихся основанием для обеспечения по страхованию.
Согласно пункту 1 статьи 22 названного Закона страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
В силу пункта 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 20.1 Закона, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 данного Закона (пункт 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ).
В пункте 2 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ указано, что при оплате страхователями расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам в соответствии со статьями 164, 165, 168, 168.1 ТК РФ предоставляются иные гарантии и компенсации, в частности, связанные с направлением в служебные командировки.
Статьей 168.1 ТК РФ предусмотрено, что работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает связанные со служебными поездками расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие); иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя. Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.
Как установлено судами, общество в проверяемый отделением Фонда период осуществляло компенсационные выплаты работникам, работа которых носит разъездной характер, на основании Коллективного договора акционерного общества "Тамбовский завод "Комсомолец" имени Н.С. Артемова" на 2014-2016 годы и Положения от 31.12.2007.
Положением от 31.12.2007 установлено, что перечень работ, профессий и должностей, постоянная работа которых носит разъездной или экспедиционный характер, устанавливается приказом.
В соответствии с пунктом 5 указанного положения работникам, постоянная работа которых носит разъездной или экспедиционный характер, работодатель возмещает расходы, связанные с их служебными поездками, а именно: по проезду; по найму жилого помещения; суточные; иные расходы, произведенные с согласия работодателя. Расходы возмещаются только в том случае, если поездка являлась служебной, то есть осуществлялась в соответствии с трудовой функцией работника по распоряжению работодателя.
Компенсационные выплаты производятся за каждый день нахождения в служебной командировке в фиксированной сумме в размере, установленном приказами генерального директора.
Расходы по проезду возмещаются в размере стоимости транспорта при предъявлении подтверждающих документов. Расходы по найму жилого помещения возмещаются при предъявлении подтверждающих документов в размере фактических затрат. Расходы на услуги связи возмещаются в пределах лимита, установленного приказом. Иные расходы, произведенные с письменного разрешения работодателя, возмещаются в размере, установленном этим разрешением.
Приказом от 01.10.2010 N 290-ахв утвержден перечень категорий работников (приложение N 1) и размер фиксированных компенсационных выплат за сутки нахождения в служебной поездке вне основного места работы, в нерабочие выходные и праздничные дни, в пути работникам, работа которых носит разъездной и экспедиционный характер (приложение N 2). В указанный перечень (с учетом последующих изменений и дополнений, утвержденных соответствующими приказами в 2013-2014 годах) в течение проверенного периода входили до пятидесяти профессий из различных подразделений, в том числе, водители транспортного цеха; газорезчики, маляры, медники, стропальщики досборочного производства; менеджеры и инженеры 1 категории отдела инжиниринга химического и нефтегазового оборудования (приложения N 1 к приказам).
Компенсации, как следует из приложений N 2, имеют фиксированный размер от 1 500 руб. до 2 000 руб. за одни сутки в зависимости от структурного подразделения завода, а также от занимаемой должности.
Согласно сметам расходов на компенсационные выплаты, являющимся приложениями N 3 к приказам, действовавшим в 2012-2014 годах, размер компенсаций определен исходя из таких статей расходов, как: питание, проезд на общественном транспорте, проезд по платным дорогам, плата за стоянки.
Проанализировав содержание локальных нормативных актов общества, регулирующих порядок предоставления компенсаций работникам, работа которых носит разъездной и экспедиционный характер, учитывая, что компенсации предоставлялись только за период фактического нахождения этих работников в служебных командировках, суды пришли к обоснованному выводу о том, что по своему характеру данные выплаты направлены на возмещение дополнительных расходов, связанных с проживанием работников вне места их постоянного жительства, то есть, в силу положений статьи 168.1 ТК РФ они могут быть отнесены к суточным.
При таких обстоятельствах судами сделаны правильные выводы о том, что спорные выплаты не подлежат включению в облагаемую базу для исчисления страховых взносов на основании статьи 168.1 Трудового кодекса и подпункта 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ, в связи с чем у отделения Фонда не имелось оснований для доначисления страховых взносов в сумме 1 950 196,74 руб., исчисленной с компенсационных выплат работникам, работа которых носит разъездной характер, а, следовательно, и для начисления в соответствующей части пени в соответствии со статьей 22.1 Закона N 125-ФЗ, а также штрафа в соответствии с абз. 5 пункта 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ.
Суды двух инстанций также пришли к обоснованному выводу о недействительности оспариваемого решения в части доначисления страховых взносов в сумме 154,42 руб., исчисленных, как следует из решения, с суммы расходов, произведенных страхователем с нарушением требований законодательства и иных нормативных правовых актов, либо не подтвержденных документами в установленном порядке - 8 277,99 руб.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.
В силу пункта 1 статьи 22 указанного Закона основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н утвержден Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, согласно пунктам 1, 2, 5 которого документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности, на период долечивания в санаторно-курортных учреждениях, при необходимости ухода за больным членом семьи, на период карантина, на время протезирования в условиях стационара, на период отпуска по беременности и родам, при усыновлении ребенка.
Из пунктов 60, 61 Методических указаний от 07.04.2008 N 81 "Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам" следует, что при проверке назначения (исчисления) пособия по временной нетрудоспособности фонд проверяет правильность оформления листка нетрудоспособности. При наличии нарушений, допущенных в оформлении листка нетрудоспособности фонд в ходе проверки дает возможность исправить (устранить) нарушение либо принимает решение о непринятии к зачету расходов на основании акта проверки, либо принимает меры к лечебному учреждению, выдавшему листки нетрудоспособности с нарушением Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности.
Из материалов дела не следует и отделением Фондом не устанавливалось, что листки нетрудоспособности выдавались при отсутствии медицинских показаний к их выдаче (при отсутствии заболевания), а также не усматривается, что отделением Фонда предоставлялась возможность для устранения нарушений и нарушения носят неустранимый характер либо принимались отделением Фонда меры к лечебному учреждению, выдавшему листки нетрудоспособности.
Как установлено судами, в решении отделения Фонда от 07.12.2015 N 476 отсутствуют сведения о том, какие именно нарушения повлекли непринятие отделением Фонда произведенных страхователем расходов на оплату листков нетрудоспособности в сумме 8 277,99 руб. В материалы дела доказательств наличия таких нарушений отделением Фонда в нарушение статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Отделение Фонда в отсутствие какого-либо обоснования в тексте решения утратило возможность доказать его законность и обоснованность, поскольку проверить какие конкретные обстоятельства, выявленные в ходе проверки, повлекли непринятие отделением Фонда произведенных страхователем расходов на оплату листков нетрудоспособности, невозможно.
В нарушение норм, регулирующих порядок проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, фиксирования выявленных нарушений, рассмотрения материалов проверки и принятия по результатам рассмотрения решений, в оспариваемом решении (в его мотивировочной части) отсутствуют сведения о том, на основании каких документов выявлены нарушения в расходовании страхователем средств Фонда социального страхования, в чем именно эти нарушения выразились, что следует квалифицировать как отсутствие в решении изложения обстоятельств совершенного страхователем нарушения, как они установлены проведенной проверкой, а также ссылок на документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства. Также в решении отсутствуют и доводы, приводимые страхователем в свою защиту и результаты проверки этих доводов.
В резолютивной части решения отсутствуют сведения о выявленной недоимке и пенях, начисленных на нее. То обстоятельство, что указанные суммы установлены в мотивировочной части решения от 07.12.2015 N 476, само по себе не свидетельствует о соблюдении отделением Фонда социального страхования процедуры привлечения к ответственности, в том числе, учитывая отсутствие в мотивировочной части решения оснований для начисления страховых взносов по листкам нетрудоспособности, а также суммы соответствующих пеней и штрафных санкций.
Кроме того, в пункте 3 резолютивной части решения обществу предложено в срок, указанный в требовании, перечислить суммы недоимки, пени и штрафов, "указанные в пункте 1 настоящего решения", при этом в названном пункте указание на суммы недоимки по страховым взносам и соответствующие пени отсутствует.
При указанных обстоятельствах суды двух инстанцией пришли к обоснованному выводу о недоказанности фактов нарушения страхователем требований законодательства при расходовании средств на цели обязательного социального страхования в сумме 8277,99 руб., в связи с чем признали необоснованными начисление страховых взносов в сумме 154,42 руб.
Таким образом, решение отделения Фонда от 07.12.2015 N 476 "О привлечении страхователя к ответственности" правомерно было признано судом недействительным в части пунктов 1, 2 и подпункта "а" пункта 3 резолютивной части решения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов судов, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, что противоречит положениям статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 03.10.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2016 по делу N А64-8183/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Лукашенкова |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.