г.Калуга |
|
21 апреля 2017 г. |
Дело N А83-2469/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.04.2017.
Полный текст постановления изготовлен 21.04.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Лукашенковой Т.В.,
судей Бессоновой Е.В., Смирнова В.И.,
при участии:
от товарищества собственников недвижимости "Киевская 7-Б" (ОГРН 1159102082743, ИНН 9102179787): не явились, извещены надлежащим образом,
от Администрации города Симферополя Республики Крым (ОГРН 1149102098749, ИНН 9102048470): не явились, извещены надлежащим образом,
от общества с ограниченной ответственностью "Киевский ряд" (ОГРН 1159102028260, ИНН 9102159519): не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Симферополя Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 15.08.2016 (судья Колосова А.Г.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2017 (судьи Карев А.Ю., Градова О.Г., Горошко Н.П.) по делу N А83-2469/2016,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников недвижимости "Киевская 7-Б" (далее - ТСН "Киевская 7-Б", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Администрации города Симферополя Республики Крым (далее - Администрация) об обязании произвести формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, находящийся по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Киевская, д. 7-Б, площадью и размерами в соответствии с требованиями законодательства с учетом придомовой территории.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 15.08.2016, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2017, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель указывает, что факт бездействия Администрации в части формирования земельных участков под многоквартирным домом по ул. Киевская 7Б в г. Симферополе не доказан и не соответствует действительности.
ТСН "Киевская 7-Б" в отзыве на кассационную жалобы просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в суд округа своих представителей не направили, что не является в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации препятствием рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат, исходя из следующего.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, 01.04.2015 товарищество собственников недвижимости "Киевская 7-Б" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц (ОГРН 1159102082743).
Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Киевская, дом 7-Б принято решение, оформленное протоколом от 20.06.2015 N 4, об оформлении права общей долевой собственности на земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом, и установлении пределов его использования, управляющий Донец Ю.В. уполномочен выполнить все необходимые действия по оформлению права общей долевой собственности на земельный участок (пункты 5, 6 протокола). Согласно данному протоколу общая площадь многоквартирного дома - 1155,8 кв.м, площадь, находящаяся в собственности граждан - 1007,8 кв.м.
02.07.2015 ТСН "Киевская 7-Б" обратилось в муниципальное образование г. Симферополь с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, для предоставления в общую долевую собственность.
Письмом от 22.10.2015 N 3349/36.1-18 Департамент муниципального имущества Администрации г. Симферополя уведомил Товарищество о том, что Администрацией рассматривается вопрос о формировании земельных участков под многоквартирными домами, расположенными на территории г. Симферополя, а также разрабатывается муниципальная целевая программа, в соответствии с которой финансирование будет предусмотрено из бюджета соответствующего муниципального образования. Указанная муниципальная целевая программа находится в стадии разработки.
01.03.2016 ТСН "Киевская 7-Б" повторно обратилось в Администрацию с аналогичным заявлением.
Письмом от 06.04.2016 N 1825/40/05-09 Департамент муниципального имущества Администрации г. Симферополя сообщил заявителю, что Управлением земельных отношений Департамента подготовлена и утверждена постановлением администрации г. Симферополя от 07.12.2015 N 1458 муниципальная программа "Совершенствование земельных отношений и повышение эффективности использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2016-2018 года", предусматривающая проведение мероприятий по формированию земельных участков парков и скверов города Симферополя. Работы по постановке земельных участков под многоквартирными домами на государственный кадастровый учет будут проводиться в рамках муниципальных заказов, оплачиваемых за счет средств местного бюджета после проведения конкурса и заключения муниципального контракта на данные виды работ с организацией, победившей в конкурсе.
Полагая, что такой ответ является бездействием и нарушает права и законные интересы Товарищества, последнее обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им правовую оценку и пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд округа не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 28.05.2010 N 12-П разъяснил, что обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Пунктом 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено применение статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ, и указано, что если земельный участок не сформирован и в отношении его не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Как следует из статьи 16 Закона N 189-ФЗ, переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (части 2, 3 и 5) и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка (часть 4).
В соответствии с частью 3 статьи 16 Закона N 189-ФЗ, с учетом толкования Конституционного Суда Российской Федерации, изложенного в Постановлении от 28.05.2010 N 12-П, собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5 статьи 16 Закона N 189-ФЗ).
Таким образом, пунктом 7 статьи 36, пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации на Администрацию как орган местного самоуправления возложена обязанность осуществить такие действия по формированию земельного участка, как утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, в установленный законом срок.
Поскольку формирование участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения.
При этом формирование земельного участка включает в себя выполнение в отношении земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, в том числе установление его границ, осуществление кадастрового учета такого земельного участка.
Судами установлено, что Администрацией было разработано техническое задание на выполнение работ по формированию земельных участков под 53 домами, в том числе по данному адресу, проведен электронный аукцион и заключен муниципальный контракт для выполнения указанных работ. Из содержания муниципального контракта от 19.07.2016 N Ф.2016.173122, заключенного между Администрацией г. Симферополя (заказчик) и ООО "Первая Межевая Компания" (подрядчик), усматривается, что данный контракт был заключен уже после обращения ТСН "Киевская 7-Б" в Арбитражный суд Республики Крым с рассматриваемым заявлением. Согласно п. п. 1.1, 1.2 контракта, подрядчик обязался выполнить работы по формированию земельных участков под многоквартирными жилыми домами в четырехмесячный срок с момента заключения муниципального контракта, при этом земельный участок по ул. Киевской, 7-Б указан четвертым в приложении к контракту.
Вместе с тем, суды, в том числе с учетом указанных документов, установили, что на момент рассмотрения спора Администрацией не был осуществлен комплекс необходимых действий по формированию земельного участка.
В материалы дела не представлено доказательств того, что, получив заявление Товарищества, Администрация в разумные сроки в рамках осуществления возложенных на нее полномочий совершила необходимые и достаточные действия при формированию земельного участка под указанным многоквартирным домом.
Доводы заявителя жалобы о недоказанности факта бездействия являются несостоятельными исходя из объективной невозможности доказывания отрицательного факта (несовершения действий), поскольку при этом в нарушение статей 65, 200 АПК РФ в материалы дела не представлено доказательств того, что земельный участок под спорным многоквартирным жилым домом сформирован в установленном порядке, в соответствии с федеральными законами определены его границы.
Доводы Администрации о длительности процедуры формирования земельного участка отклоняются судом округа как несостоятельные, не основанные на нормах права и установленных по данному делу фактических обстоятельствах и не свидетельствующие о незаконности обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов судов, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, что противоречит положениям статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 15.08.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2017 по делу N А83-2469/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном статей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Лукашенкова |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 3 статьи 16 Закона N 189-ФЗ, с учетом толкования Конституционного Суда Российской Федерации, изложенного в Постановлении от 28.05.2010 N 12-П, собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5 статьи 16 Закона N 189-ФЗ).
Таким образом, пунктом 7 статьи 36, пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации на Администрацию как орган местного самоуправления возложена обязанность осуществить такие действия по формированию земельного участка, как утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, в установленный законом срок."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 апреля 2017 г. N Ф10-1365/17 по делу N А83-2469/2016
Хронология рассмотрения дела:
21.04.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1365/17
03.04.2017 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1365/17
19.01.2017 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1861/16
15.08.2016 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-2469/16