г.Калуга |
|
14 августа 2018 г. |
Дело N А09-9952/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.08.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.08.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при ведении протокола помощником судьи при участии в заседании: |
Ключниковой Н.В. Лукашенковой Т.В.
Тарасовой О.В. |
от заявителя: Брянской городской администрации (241050, г. Брянск, пр. Ленина, д.35, ОГРН 1023202743574, ИНН 3201001909) - Чебыкина Е.В. (дов. от 25.12.2017 N 1/06-2508и);
от заинтересованного лица: межрегионального территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (248600, г. Калуга, ул. Баженова, д.2, почтовый адрес: 241050, г. Брянск, пл. К. Маркса, д.2, ОГРН 1094027005071, ИНН 4027096522) - Коростелева М.И. (дов. от 14.03.2018 N 951-32/ГЮ);
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области, кассационную жалобу межрегионального территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях на решение Арбитражного суда Брянской области от 05.02.2018 (судья Копыт Ю.Д.) по делу N А09-9952/2017,
УСТАНОВИЛ:
Брянская городская администрация (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным отказа территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области (далее - управление Росимущества в Брянской области, управление) в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и согласовании раздела земельного участка, выраженного в письме от 17.05.2017 N 05/1577, об обязании управления в течение 10 дней принять и направить администрации решение о безвозмездной передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования "город Брянск" земельного участка 32:02:0400106:1:ЗУ1 площадью 45141 кв.м, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 32:02:0400106:1.
В ходе судебного разбирательства администрация уточнила свои требования и просила признать незаконным отказ управления Росимущества в Брянской области в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и согласовании раздела земельного участка, выраженный в письме от 17.05.2017 N 05/1577; обязать межрегиональное территориальное управление Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях (далее - управление Росимущества, управление) утвердить схему расположения земельного участка 32:02:0400106:1:ЗУ1 площадью 45141 кв.м. на кадастровом плане территории и согласовать раздел земельного участка с кадастровым номером 32:02:0400106:1; обязать управление Росимущества в течение одного месяца принять и направить администрации решение о безвозмездной передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования "город Брянск" земельного участка 32:02:0400106:1:ЗУ1 площадью 45141кв.м., образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 32:02:0400106:1 (уточненные требования).
Решением суда от 05.02.2018 требования администрации удовлетворены в полном объеме.
В апелляционном суде дело не пересматривалось в связи с тем, что управлению было отказано в восстановлении срока на апелляционное обжалование и апелляционная жалоба возвращена управлению.
В кассационной жалобе управление Росимущества просит решение суда отменить, в удовлетворении требований администрации отказать, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве на жалобу администрация просит судебное решение оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
В суде кассационной инстанции представитель управления поддержала доводы кассационной жалобы, представитель администрации поддержала доводы отзыва на жалобу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в муниципальной собственности городского округа город Брянск находятся административно - приемный корпус площадью 1350,6 кв.м, кадастровый номер 32:02:0080801:122, и водолечебный корпус площадью 447,7 кв.м, кадастровый номер 32:02:0080801:121, расположенные по адресу: Брянская обл., Брянский р-н, п.Антоновка.
Данные объекты недвижимости были переданы в муниципальную собственность городского округа город Брянск из государственной собственности Брянской области и расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 32:02:0400106:1, площадью 60100 кв.м, являющегося собственностью Российской Федерации, адрес расположения земельного участка: Брянская обл., Брянский р-н, п. Антоновка, разрешенное использование земельного участка: для лечебно-оздоровительного назначения (т.1, л.д. 28).
Согласно данным выписок из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) правообладателем указанных зданий является муниципальное бюджетное учреждение "Центр отдыха молодежи и семей с детьми "Лесная поляна", которому объекты принадлежат на праве оперативного управления с 2012 года (т.1, л.д.52-56).
12 апреля 2017 г. администрация обратилась в управление Росимущества с заявлением о безвозмездной передаче в муниципальную собственность земельного участка с условным кадастровым номером 32:02:0400106:1:ЗУ1, площадью 45141 кв.м, расположенного в п.Антоновка Брянского района Брянской области на территории базы отдыха "Лесная поляна", образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером 32:02:0400106:1, приложив схему расположения земельного участка в 3-х экземплярах на бумажном носителе (т.1, л.д.26,27).
Письмом от 17.05.2017 N 05/1577 управление отказало администрации в передаче указанных земельных участков в муниципальную собственность, ссылаясь на то, что не представлена схема расположения земельного участка (ЗУ1) в форме электронного документа; графическая часть не соответствует требованиям к форме и содержанию кадастрового плана территории, отсутствуют сведения о зданиях и сооружениях на испрашиваемом земельном участке (т.1, л.д.22-24).
Полагая, что отказ управления является незаконным и нарушает права и законные интересы муниципального образования город Брянск, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования администрации, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что создать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в формате ХМL-файла в соответствии с требованиями Приказов Минэкономразвития от 27.11.2014 N 762 и Росреестра от 11.06.2015 N П/289 не представилось возможным, а поэтому администрация вправе была представить схему на бумажном носителе; требование управления Росимущества о необходимости отображения на схеме расположения земельного участка объектов капитального строительства несостоятельно, так как в государственном кадастре недвижимости сведения о местоположении объектов капитального строительства отсутствуют.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции, так как они сделаны при неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, неправильном применении норм материального права.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом установлено, что управление Росимущества полномочно рассматривать заявления по передаче земельного участка федерального уровня собственности безвозмездно в муниципальную собственность.
Обращаясь в управление Росимущества с заявлением о передаче земельного участка в муниципальную собственность, администрация сослалась на подпункт 1 пункта 1 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 39.30 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 настоящего Кодекса лиц в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.
Как указано выше, спорный земельный участок расположен по адресу: Брянская обл., Брянский район, пос.Антоновка.
Суду следовало установить, входит ли пос.Антоновка Брянского района Брянской области в границы городского округа город Брянск, и если не входит, может ли быть передан земельный участок из федеральной собственности в муниципальную собственность по основаниям и в порядке, предусмотренными главой V.5 ЗК РФ.
Сведения о земельном участке 32:02:0400106:1:ЗУ1 площадью 45141 кв.м, образуемом путем раздела земельного участка с кадастровым номером 32:02:0400106:1, не внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.31 ЗК РФ в случае, если земельный участок, который предлагается передать в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, предстоит образовать, к заявлению о передаче земельного участка прилагается утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или при отсутствии этого проекта - схема расположения земельного участка, а в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер исходного земельного участка (в случае образования земельного участка из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости).
Подпунктом 3 пункта 7 статьи 39.31 ЗК РФ установлено, что решение об отказе в передаче земельного участка принимается, в том числе, когда имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 1 пункту 16 статьи 11.10 основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 12 форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 9 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
Приказом Минэкономразвития РФ от 27.11.2014 N 762 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа (далее - Требования).
В соответствии с пунктом 12 Требований схема расположения земельного участка в форме электронного документа формируется в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем, размещаемых на официальном сайте, а также в формате HTML. Графическая информация формируется в виде файла в формате PDF.
В соответствии с пунктом 10 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка может быть реализована не только посредством сервисов официального сайта, а также с использованием иных технологических и программных средств.
Об этом же свидетельствует и пункт 5 Требований, согласно которому подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) или с использованием иных технологических и программных средств.
Из совокупности указанных норм права следует, что юридическое лицо подготавливает схему расположения земельного участка в форме электронного документа. Подготовка схемы возможна не только с использованием сервисов официального сайта, но и с использованием иных программных средств.
Администрация вообще не подготовила схему в форме электронного документа.
Вывод суда о том, что юридическое лицо может подготовить и представить схему на бумажном носителе, противоречит требованиям закона.
Кроме того, как указано выше, на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, которые переданы в оперативное управление муниципальному бюджетному учреждению "Центр отдыха молодежи и семей с детьми "Лесная поляна" (далее - учреждение). Владеет и пользуется объектами недвижимости, а, соответственно, и земельным участком под этими объектами, учреждение. Так как земельный участок формируется под этими объектами недвижимости, то вопрос утверждения схемы расположения земельного участка и передачи земельного участка в муниципальную собственность может затрагивать права и интересы учреждения.
При таких обстоятельствах суду следовало в соответствии со статьей 51 АПК РФ рассмотреть вопрос о привлечении учреждения к участию в деле в качестве третьего лица на стороне заявителя.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости решение суда от 05.02.2018 отменить, дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела учесть отмеченные недостатки.
Руководствуясь п. 3 ч.1 ст.287, ч.1 ст.288, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 05.02.2018 по делу N А09-9952/2017 отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.