г.Калуга |
|
18 мая 2017 г. |
ДелоN А83-6362/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2017 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2017 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Николаевой Н.Н. |
судей |
Бессоновой Е.В. |
|
Смирнова В.И. |
при участии:
от Федерального государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымская железная дорога" (ОГРН 1159102022738, ИНН 9102157783, ул. Павленко, 34, г. Симферополь, Республика Крым, 295006) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Службы финансового надзора Республики Крым (ОГРН 1149102017536, ИНН 9102011424, бульвар Ленина, 5/7, г. Симферополь, Республика Крым, 295006) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Крымская железная дорога" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.03.2016 (судья Лукачев С.О.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2016 (судьи Голик В.С., Вахитов Р.С., Гонтарь В.И.) по делу N А83-6362/2015,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымская железная дорога" (далее - ФГУП РК "КЖД", ГУП РК "Крымская железная дорога") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым к Службе финансового надзора Республики Крым (далее - Крымфиннадзор) об отмене постановления о назначении административного наказания от 08.12.2015 N 2, согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации - 2 202 337,20 руб., а также о прекращении производства по указанному делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В порядке ст. 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведено изменение наименования заявителя по его ходатайству на Федеральное государственное унитарное предприятие "Крымская железная дорога".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 24.03.2016, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2016 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, и направить дело на новое рассмотрение. Общество указывает, что суды неправильно применили нормы материального права, а именно статью 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), посчитав, что ФГУП РК "КЖД" является получателем бюджетных средств, как орган государственной власти.
В составе суда после приостановления производства по жалобе определениями от 10.01.2017 и 10.04.2017 произведена замена судей.
В судебном заседании представитель ФГУП РК "Крымская железная дорога" поддержал доводы жалобы.
Представитель Службы финансового надзора Республики Крым возражал против доводов кассационной жалобы, просил оставить обжалуемые решение и постановление без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, выслушав мнение представителей сторон, кассационная инстанция полагает судебные акты подлежащими отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленного требования исходя из следующего.
Как установлено судом, по результатам внеплановой проверки финансово-хозяйственной деятельности ГУП РК "Крымская железная дорога" за период с 01.01.2015 по 30.09.2015 Службой финансового надзора Республики Крым сделан вывод о нецелевом использовании бюджетных средств на общую сумму 7 031 846,39 руб., выразившихся в направлении средств, полученных в виде иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Республики Крым на финансовое обеспечение деятельности ГУП РК "Крымская железная дорога" и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих целям, определенным Перечнем мероприятий по обеспечению функционирования ГУП РК Крымская железная дорога", являющимся приложением N 1 к Соглашению от 04.06.2014 N 67-НФ/14 как правового основания предоставления указанных средств и Планом использования бюджетных средств на 2015 год по ГУП РК "Крымская железная дорога" с учетом перераспределения по направлениям использования бюджетных средств на 2015 год.
Проверяемые факты хозяйственной деятельности связаны с заключением 04.07.2014 между Республиканским комитетом по транспорту и связи (комитет) и ГП "Крымская железная дорога" соглашения N 67-НФ/14 на предоставление в 2014 году трансферта из бюджета Республики Крым с целью финансового обеспечения деятельности ГП "Крымская железная дорога" в соответствии с перечнем мероприятий по обеспечению функционирования ГП "Крымская железная дорога" на период до конца 2014 года и предоставлении на 2015 год (проверяемый период) дополнительным соглашением от 27.02.2015 N 2 в соответствии с пунктом 1.2 соглашения в новой редакции на указанные цели и в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств в размере остатка неиспользованного в 2014 году трансферта 1 225 229 849,57 руб.
Указанные средства по соглашению между Министерством транспорта Республики Крым (министерство) и ГУП РК "Крымская железная дорога" от 08.07.2015 N 171-437/15 предоставлены в 2015 году в качестве субсидии на финансовое обеспечение деятельности ГУП РК "Крымская железная дорога" в соответствии с планом финансового обеспечения деятельности ГУП РК "Крымская железная дорога" на период до конца 2015 года.
ГУП РК "Крымская железная дорога" вменены нарушения, связанные с
- оплатой за счет бюджетных средств командировочных расходов и средств на культурно-массовую работу в размере 0,5% фонда оплаты труда профсоюзному комитету (ДОРПРОФЖЕЛ на Крымской железной дороге) при том, что Перечнем мероприятий по обеспечению функционирования ГУП РК "Крымская железная дорога", которое является Приложением N 1 к Соглашению от 04.06.2014 N 67-НФ/14 и Планом использования бюджетных средств на 2015 год по ГУП РК "Крымская железная дорога" с учетом перераспределения по направлениям использования бюджетных средств на 2015 год, не предусмотрены вышеуказанные расходы;
- оплатой за счет бюджетных средств, полученных по Соглашению от 04.06.2014 N 67-НФ/14, электрической энергии на сумму 5 821 890,51 руб., что превысило размер средств на оплату электрической энергии, предусмотренный Планом использования бюджетник средств на 2015 год по ГУП РК "Крымская железная дорога" с учетом перераспределения по направлениям использования бюджетных средств на 2015 год;
- оплатой за счет бюджетных средств, полученных по Соглашению от 08.07.2015 N 171-НЗЭ/15, природного газа на общую сумму 1 631 924,45 руб. при том, что Планом финансового обеспечения деятельности ГУП РК "Крымская железная дорога", который является Приложением N 1 к Соглашению от 08.07.2015 N 171-НЗЭ/15, не предусмотрены вышеуказанные расходы, поскольку Служба сочла указанные расходы коммунальными расходами, а не транспортными (топливо дл транспортных средств).
04.12.2015 Службой финансового надзора Республики Крым в присутствии представителя ГУП РК "Крымская железная дорога" составлен протокол об административном правонарушении.
08.12.2015 вынесено постановление N 2 о привлечении ГУП РК "Крымская железная дорога" к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ и назначении административное наказание в виде административного штрафа в размере 25-ти процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации 2 202 337,20 руб.
Не согласившись с постановлением, ГУП РК "Крымская железная дорога" обратилась в суд.
Суд двух инстанций исходил из доказанности события правонарушения и вину предприятия в его совершении, не учтя следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 15.14 Кодекса использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) нецелевое использование бюджетных средств является одним из видов бюджетных нарушений.
В силу статьи 289 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, являются в соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 14.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 (ред. от 26.02.2009) "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел о привлечении лиц к административной ответственности на основании статьи 15.14 КоАП РФ, судам необходимо учитывать следующее.
Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 289 БК РФ использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.
Таким образом, объективную сторону правонарушения включает, в частности, несоответствие расходования бюджетных средств условиям их получения.
Между тем, вывод о целевом или нецелевом использовании бюджетных средств можно сделать лишь по итогам проверяемого периода, поскольку финансовый результат в целом, как и факт расходования бюджетных средств, формируется по результатам финансового года.
Применительно к статье 15.14 КоАП РФ правонарушение, таким образом, считается оконченным, по истечении финансового года
Проверка контрольно-надзорным органом проведена до окончания проверяемого периода, в связи с чем любые выводы такой проверки по промежуточным результатам текущего периода не образуют событие правонарушения, в связи с чем выводы судов ошибочны, сделаны при неправильном применении пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, и судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленного требования по названному, достаточному основанию.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции не может согласиться с позицией заявителя кассационной жалобы (изложена в письменных пояснениях) о неприменении положений Бюджетного кодекса Российской Федерации о целевом использовании бюджетных средств к предприятию по мотиву того, что он не является получателем бюджетных средств.
Действительно, в соответствии со статьей 6 БК РФ получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета,
Вместе с тем, оговорка в данной норме закона "если иное не установлено настоящим Кодексом" требует учета иных положений Кодекса, который предусматривает предоставление бюджетных средств иным лицам в качестве межбюджетных трансфертов, субсидий и субвенций.
Пункт 1 статьи 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимает направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, не ограничивая круг субъектов- адресатов указанной нормы лицами, прямо поименованными в статье 6 БК РФ.
В свою очередь, ранее действовавшие положения части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации были изменены Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 181-ФЗ "О внесении изменений в статьи 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части предоставления грантов", и действующая редакция данной нормы прямо предусматривает целевой характер средств, предоставляемых в виде бюджетных субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Кроме того, Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 15.14 КоАП РФ изложена в новой редакции, исходя из которой административной ответственности по данной статье подлежат не только получатели бюджетных средств, отвечающие признакам, изложенным в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, но и иные получатели средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При таких обстоятельствах названный довод кассационной жалобы не может быть принят во внимание, а кассационная жалоба подлежит удовлетворению по иным, вышеназванным основаниям.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288,289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.03.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2016 по делу N А83-6362/2015 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Службы финансового надзора Республики Крым от 08.12.2015 N 2.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Николаева |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.