г.Калуга |
|
23 мая 2017 г. |
Дело N А68-1904/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи судей |
Бессоновой Е.В. Николаевой Н.Н. Смирнова В.И. |
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Промышленное оборудование" (300012, г.Тула, ул.Ф.Энгельса, д.62, оф.107): генеральный директор Гладких Н.В., Сергеева С.А. представитель по доверенности от 01.04.2017 N 8/230/010417,
от правительства Тульской области (300041, г.Тула, пр.Ленина, д.2): Гуленкова И.А по доверенности от 11.01.2017 N 8,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Промышленное оборудование" на решение Арбитражного суда Тульской области от 24.10.2016 (судья Егураева Н.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2017 (судьи Грошев И.П., Селивончик А.Г., Бычкова Т.В.) по делу N А68-1904/2016,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Тульской области (далее - Правительство, заказчик) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Промышленное оборудование" (далее - ООО "Промышленное оборудование", поставщик, общество) об обязании выполнить сопутствующие работы, предусмотренные пунктом 5 Технического задания, являющегося неотъемлемой частью государственного контракта от 02.12.2015 N 2015.441577, и передать результаты выполненных работ по акту сдачи-приемки товара правительству Тульской области в течение 14 календарных дней с момента вступления решения Арбитражного суда Тульской области в законную силу (с учетом уточнения).
ООО "Промышленное оборудование" предъявило встречное исковое заявление, уточненное в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании контракта на поставку оконных блоков от 02.12.2015 N 2015.441577, заключенного между сторонами, недействительным в части содержания п. 5 Технического задания на поставку оконных блоков, являющегося приложением N 2 к контракту; об обязании Правительство принять у Общества поставленный товар - оконные блоки по государственному контракту на поставку оконных блоков от 02.12.2015 N 2015.441577; о взыскании 1 219 138 руб. 04 коп. долга по оплате поставленного товара.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 24.10.2016 исковые требования правительства Тульской области удовлетворены в полном объеме. В удовлетворении встречных исковых требований ООО "Промышленное оборудование" отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований правительства, удовлетворив встречные требования общества.
В судебном заседании представитель общества поддержал требования, по основаниям изложенным в кассационной жалобе.
Представитель правительства, поддержал позицию, изложенную в письменном мотивированном отзыве о законности и обоснованности обжалуемых судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, выслушав представителей, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как установлено судами 02.12.2015 между правительством Тульской области (Государственный заказчик) и ООО "Промышленное оборудование" (Поставщик) заключен государственный контракт N 2015.441577 на поставку оконных блоков.
11.12.2015 сторонами было заключено дополнительное соглашение N 1, которым в п. 6.1 контракта внесено изменение: цена контракта составляет 1 219 138 руб. 04 коп.
В соответствии с п. 1.1. контракта Поставщик обязался поставить и передать Государственному заказчику в срок, предусмотренный контрактом, товар - оконные блоки в соответствии со Спецификацией и Техническим заданием, а Государственный заказчик обязался принять и оплатить товар.
Согласно п. 2.3 контракта поставка товара осуществляется транспортом поставщика на условиях: "Доставка до места назначения" по адресу: г. Тула, ул. Демонстрации, д. 34.
Срок поставки товара: в течение 20 календарных дней с момента заключения контракта, то есть не позднее 22 декабря 2015 года.
Пунктом 2.8 контракта предусмотрено, что моментом исполнения обязательства Поставщика по поставке товара считается факт передачи товара Государственному заказчику.
Факт передачи товара заказчику подтверждается актом сдачи-приемки товара и товарной/товарно-транспортной накладной, подписанными уполномоченными представителями Поставщика и Государственного заказчика, и счетом/счетом-фактурой.
В соответствии с п. п. 5.1.9, 5.1.10 контракта Поставщик в ходе выполнения сопутствующих работ должен обеспечить защиту помещений от атмосферных осадков на период выполнения работ; обязан выполнить в полном объеме все свои обязательства, предусмотренные в других статьях Контракта.
Государственный заказчик имеет право задержать оплату поставленного товара при допущенных недостатках (повреждениях, дефектах) или причиненном ущербе до момента устранения недостатков (повреждении, дефектов) или возмещения ущерба (п. 5.3.1 контракта).
В соответствии с пунктом 6.1 контракта цена контракта составляет 1 170 511 руб. 58 коп., в том числе НДС.
Согласно п. 6.2 контракта цена за единицу товара устанавливается в российских рублях и остается неизменной на весь срок исполнения контракта. Цена контракта включает стоимость товара, упаковки, маркировки, транспортные и погрузочно-разгрузочные расходы - расходы на перевозку, страхование, уплату пошлин, налогов (в том числе НДС) и сборов, установленных законодательством Российской Федерации.
Срок действия контракта определен сторонами в п. 12.1 и составляет с момента заключения государственного контакта до "31 декабря 2015 г. (срок действия контракта включает срок поставки товара и выполнения сопутствующих работ, указанных в п. 2.3 контракта, период приемки результатов поставки, в том числе экспертизы результатов исполнения обязательств Поставщиком по контракту, оплаты за поставленные товары).
Согласно пункту 5 Технического задания, являющегося неотъемлемой частью вышеуказанного контракта, условия поставки товара включают в себя следующее:
товар должен быть поставлен в соответствии с государственным контрактом с учетом требований законодательства Российской Федерации;
поставщик должен обеспечить поставку товара государственному заказчику;
поставляемый товар должен быть новым (не бывшим в употреблении, в ремонте, в том числе, который не был восстановлен);
поставка товара осуществляется единовременно, в один этап;
поставщик своими силами и за свой счет и в срок, указанный в п. 4 настоящего Технического задания, обязан осуществить сопутствующие работы: во всех местах поставки товара - демонтаж старых оконных блоков (в том числе подоконных досок), доставку, выгрузку к месту монтажа, работы по монтажу оконных блоков (в том числе внутренних откосов и подоконных досок), заделку монтажных зазоров, установка отливов, отделка с уличной стороны монтажного шва (с применением пароизоляционной ленты), восстановление наружных откосов (грунтовка наружных откосов (не менее 3 слоев), оштукатуривание откосов, шпатлевание, шлифовка, окраска откосов с наружной стороны в белый цвет), поставщик также осуществляет вывоз мусора;
поставщик обязан осуществить до начала осуществления поставки уточнение размеров поставляемых товаров по месту.
Как указывал заказчик, в согласованный срок товар поставлен не был.
В запросе от 29.12.2015 N 53-01-13/1790 Правительство просило Общество предоставить информацию о ходе исполнения обязательств по контракту, сертификаты соответствия на ввезенные оконные блоки, документы, отражающие их характеристики, и одновременно сообщило, что поставщиком осуществлен ввоз и складирование оконных блоков в месте поставки, однако сопутствующие работы Обществом не осуществляются.
15.01.2016 в соответствии с пунктом 5.1.6. контракта от Поставщика в адрес Государственного заказчика поступило уведомление о поставке 22.12.2015 товара с его распределением по конкретным помещениям.
18.01.2016 приемочной комиссией составлен протокол отказа от приемки товара и установлен срок устранения данных недостатков и даты повторной приемки (25 января 2016 года).
В указанный в протоколе срок поставщик допущенные недостатки не устранил, указал заказчику, что готов произвести замену оконных блоков в срок до 10.02.2016.
После 10.02.2016 поставщик просил заказчика создать приемочную комиссию и принять поставленный товар, а заказчик указывал на необходимость выполнения поставщиком сопутствующих работ по контракту, после чего возможно проведение сдачи-приемки товара и подписания соответствующего акта.
Общество указывало Правительству, что сопутствующие работы не предусмотрены условиями контракта.
Товарную накладную от 10.02.2016 N 8 на сумму 1 219 138 руб. 04 коп. заказчик не подписал, поставленный товар не оплатил.
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения Правительства и Общества в арбитражный суд.
Суды двух инстанций удовлетворяя требования правительства обоснованно исходили из следующего.
Основываясь на положениям ст.ст. 506, 702 ГК РФ судами верно сделан вывод, что заключенный договор по своей правовой природе является смешанным, содержащим элементы договора поставки и подряда.
На основании п. 1 ст. 705 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами.
Общие положения о подряде применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст. 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (ст. 783 ГК РФ).
Согласно ст. 711 ГК РФ обязанность по оплате выполненных работ обусловлена сдачей результатов работ заказчику.
В договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения.
При отсутствии в договоре таких указаний цена определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 709 ГК РФ).
На основании ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 720 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
Как следует из документации о проведении электронного аукциона наименование и описание объекта закупки, количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг" указано в части II "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" документации об аукционе, где указано, что поставщик своими силами и за свой счет и в срок, указанный в пункте 5 Технического задания, обязан осуществить сопутствующие работы: во всех местах поставки товара - демонтаж старых оконных блоков (в том числе подоконных досок), доставку, выгрузку к месту монтажа, работы по монтажу оконных блоков (в том числе внутренних откосов и подоконных досок), заделку монтажных зазоров, установка отливов, отделка с уличной стороны монтажного шва (с применением пароизоляционной ленты), восстановление наружных откосов (грунтовка наружных откосов (не менее 3 слоев), оштукатуривание откосов, шпатлевание, шлифовка, окраска откосов с наружной стороны в белый цвет). Поставщик также осуществляет вывоз мусора.
Более того, в разъяснениях положений документации об электронном аукционе указано, что в соответствии с частью 4 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчиком было установлено требование о проведении обязательного монтажа товара, именованного в Контракте сопутствующими работами, а также перечень таких работ.
Таким образом, суды справедливо пришли к выводу, что контрактом установлен порядок приемки товара и его цена, включающая в стоимость единицы самого товара и стоимость сопутствующих работ.
В соответствии с пунктом 2.8 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе на поставку оконных блоков, моментом исполнения обязательства Поставщика по поставке товара по настоящему контракту считается факт передачи товара Государственному заказчику. Факт передачи товара Государственному заказчику подтверждается, в том числе, актом сдачи-приемки.
В данном акте должен быть отражен перечень сопутствующих работ, выполненных Поставщиком.
Согласно пункту 1.1. контракта Поставщик обязуется поставить и передать Государственному заказчику в срок, предусмотренный Контрактом, товар - оконные блоки, в соответствии со Спецификацией и Техническим заданием (приложения NN 1-2 соответственно), являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта, а заказчик обязуется принять и оплатить товар на условиях, предусмотренных Контрактом.
Судами верно отклонен довод общества об отсутствии обязанности выполнять работы по демонтажу и монтажу оконных блоков, так как участвуя в аукционе на заключение спорного контракта, ответчик обязан был ознакомиться со всей конкурсной документацией, в том числе с обязанностями, которые Поставщик обязан выполнить по контракту.
Также суды верно учли, что пункты 1.1, 5.1.9, 5.1.10, 6.1, 6.2, 12.1 контракта, пункт 5 технического задания включают в цену контракта выполнение сопутствующих работ.
Суды обоснованно отказали в удовлетворении встречных исковых требований о понуждении принять товар и оплатить его, поскольку обществом поставленный товар с выполненными сопутствующими работами не передан заказчику по акту сдачи-приемки товара.
Оснований для признания контракта недействительным в силу ст.ст.167, 168, 180, 431.1 ГК не усматривается.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций, и нашли свое отражение в судебных актах.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 24.10.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2017 по делу N А68-1904/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.