г.Калуга |
|
30 мая 2017 г. |
Дело N А35-7500/2016 |
Резолютивная часть объявлена 23.05.2017.
Полный текст постановления изготовлен 30.05.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Лукашенковой Т.В.,
при участии представителей:
от Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" (ОГРН 1134600001029, ИНН 4632132778, ул.Радищева, д.7, г.Курск, 305000) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области (ОГРН 1024600964123, ИНН 4629015760, ул.Марата, 9, г.Курск, 305000) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от ООО "Экомонтаж" (ул.Запольная, д.56, г.Курск, 305040) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 15.11.2016 (судья Суходольская Н.Е.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2017 (судьи Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д., Донцов П.В.) по делу N А35-7500/2016,
УСТАНОВИЛ:
Фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконными решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее - УФАС по Курской области, антимонопольный орган) от 28.07.2016 по делу N 02-08-83-2016 и предписания от 02.08.2016 об аннулировании торгов.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего требований относительно предмета спора, ООО "Экомонтаж".
Решением Арбитражного суда Курской области от 15.11.2016, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2017, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе УФАС по Курской области просит отменить состоявшиеся по настоящему делу судебные акты, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований Фонда, указывая, что судами неверно применены нормы материального права.
Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, суд кассационной инстанции считает, что решение и постановление судов подлежат отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами, следует из материалов дела, ООО "Экомонтаж" обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия Фонда, указав на нарушение порядка определения победителя по результатам проведенного Фондом открытого конкурса N 71.КР.2016 на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (кровель, фасадов, внутридомовых инженерных систем, фундаментов) многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Курской области на 2014-2016 годах (далее - конкурс), а также на нарушение Фондом положений части 1.1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ), выразившееся в неразмещении на официальном сайте в сети "Интернет" (zakupki.gov.ru) информации об открытом конкурсе.
Комиссией УФАС по Курской области по жалобе общества возбуждено дело N 02-08-83-2016 по признакам нарушения Фондом части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее- Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции).
В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом установлено, что 30.05.2016 на официальном сайте Фонда (фондкр46.рф) размещены извещение о проведении открытого конкурса и конкурсная документация. Конкурс проводился на основании постановления администрации Курской области от 11.07.2014 "Об утверждении Временного порядка привлечения Фондом "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме". Организатором конкурса является Фонд.
В конкурсе приняли участие общества с ограниченной ответственностью "Ремстройсервис-Курск", "Экомонтаж", "Спецстройсервис", ПКФ "Мастер Групп", победителем конкурса признано ООО "Ремстройсервис-Курск".
Рассмотрев жалобу ООО "Экомонтаж" в части доводов о нарушении комиссией Фонда порядка определения победителя, Курское УФАС не усмотрело нарушений при оценке заявок участников конкурса, указав, что комиссия антимонопольного органа не наделена полномочиями подменять конкурсную комиссию в части оценки квалификации участников торгов, поскольку данный критерий не является универсальным и обладает спецификой, зависящей от предмета закупки и сферы деятельности заказчика.
В части неразмещения Фондом извещения о конкурсе на официальном сайте в сети Интернет - www.zakupki.gov.ru антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении организатором конкурса положений части 1.1 статьи 180 ЖК РФ, что повлекло нарушение прав неопределенного круга лиц - потенциальных участников торгов, не получивших информации об их проведении, что не позволило им принять участие в конкурсе.
Решением комиссии УФАС по Курской области от 02.08.2016 по делу N 02-08-83-2016 жалоба ООО "Экомонтаж" признана частично обоснованной (пункт 1), Фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" признан нарушившим ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ в части неразмещения в установленном порядке (ч. 1.1 ст. 180 Жилищного кодекса Российской Федерации) на официальном сайте в сети "Интернет" (www.zakupki.gov.ru) информации об открытом конкурсе N71.КР.2016 (п. 2 решения). А также решено выдать организатору торгов предписание об аннулировании торгов (пункт 3).
Предписанием от 02.08.2016 в целях устранения нарушений части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ Фонду предписано аннулировать открытый конкурс N 71.КР.2016.
Не согласившись с решением и предписанием УФАС по Курской области, Фонд обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу об отсутствии обязанности Фонда по размещению на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения о проведении конкурса, поскольку положения части 1.1 статьи 180 ЖК введенные Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ применяются по истечении 90 дней после вступления в силу соответствующего акта Правительства Российской Федерации, а до указанного срока порядок проведения и условия конкурса, указанного в части 3 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 176-ФЗ), определяются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 01.07.2016 N615, которым утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, вступает в силу по истечение 7 дней после дня после дня официального опубликования (опубликован 07.07.2016), при этом пункт 2 Постановления и раздел III Положения применяются по истечении 90 дней после дня вступления в силу настоящего Постановления (с 14.10.2016).
Суды посчитали, что до 14.07.2016 порядок проведения процедур определения подрядных организаций по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах определялся в соответствии с постановлением администрации Курской области от 11.078.2014 N 419-па, утвердившем временный Порядок привлечения Фондом "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме", в соответствии с пунктом 14 которого Извещение о проведении открытого конкурса и конкурсная документация размещаются организатором открытого конкурса на сайте фондкр46.рф в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт) не менее чем за 30 календарных дней до даты проведения открытого конкурса.
Анализ указанных норм позволил судам придти к выводу об отсутствии нарушений Фондом части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, так как порядок размещения извещения о конкурсе был соблюден.
Суд округа не соглашается с выводами судов в силу следующего.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 180 ЖК РФ к функциям регионального оператора отнесено осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
В целях выполнения указанной функции региональным оператором закупки товаров, работ, услуг осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1.1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Часть 1.1 введена в статью 180 Кодекса Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ.
Частью 7 статьи 12 названного Федерального закона установлены сроки введения в действие положений частей 1.1 и 3 статьи 180 ЖК РФ, согласно которой в отношении закупок региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, в порядке и на условиях, которые определены Правительством Российской Федерации, положения части 1.1. статьи 180 применяются по истечении девяноста дней после дня вступления в силу соответствующего акта Правительства Российской Федерации.
Однако, вступление в силу положений ч.1.1 ст.180 Кодекса в части размещения информации о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд предусмотрено частью 8 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ, а именно до ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд информация, подлежащая размещению региональным оператором в соответствии с требованиями части 1.1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в такой единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Функционирование единой информационной системы (далее - ЕИС) в сфере закупок введено Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок", которым утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила N 1414).
Первоначальный текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 31.12.2015.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1414 официальный сайт единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" имеет доменное имя www.zakupki.gov.ru, доступ к которому осуществляется на безвозмездной основе.
Таким образом, 30.05.2016 извещение о конкурсе N 71.КР.2016 подлежало опубликованию Фондом на сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru.
Исходя из буквального толкования и смысла положений статьи 17 Закона N 135-ФЗ, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов. Перечень нарушений, перечисленный в указанной статье, не является исчерпывающим, и для квалификации действий по организации и проведению торгов как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений Закона о защите конкуренции с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду в конкретном случае.
В данном случае, нарушение Фондом размещения информации об открытом конкурсе правильно квалифицировано УФАС по Курской области как нарушение прав неопределенного круга лиц- потенциальных участников торгов, не получивших информацию о проведении конкурса, и ограничение конкуренции.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанции не верно применены нормы материального права, а фактические обстоятельства установлены верно и в полном объеме, суд округа в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ приходит к выводу, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить вынесенные ими решение и постановление, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 15.11.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2017 по делу N А35-7500/2016 отменить.
В удовлетворении требований Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.