г.Калуга |
|
9 июня 2017 г. |
Дело N А14-9442/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.06.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.06.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при участии в заседании: |
Ключниковой Н.В. Стрегелевой Г.А. |
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Воронежский завод растительных масел" (Воронежская обл., Верхнехавский район, Правая Хава, ул.Леваневского, д.1, ОГРН 1093668014560, ИНН 3607006305) - Евсеев Д.Н. (дов. от 15.09.2016);
от заинтересованных лиц - Департамента аграрной политики Воронежской области (г.Воронеж, пл.Ленина, д.12, ОГРН 1023602618368, ИНН 3666092419) - не явились;
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Воронежской области (г.Воронеж, ул.Переверткина, д.5а, ОГРН 1123668063606, ИНН 3661039997) - не явились;
от третьих лиц - Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (г.Москва, пер.Орликов, 1/11, ОГРН 1067760630684, ИНН 7708075454) - не явились;
Управления Федерального казначейства по Воронежской области (г.Воронеж, ул. Куцыбина, 15а, ОГРН 1023601577922, ИНН 3666033639) - не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Воронежский завод растительных масел" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.10.2016 (судья Ловчикова Н.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2017 (судьи Протасов А.И., Донцов П.В., Миронцева Н.Д.) по делу N А14-9442/2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Воронежский завод растительных масел" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным решения Департамента аграрной политики Воронежской области (далее - департамент) об отказе в предоставлении субсидии, утвержденного приказом от 15.03.2016 N 60-01-04/36, об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Воронежской области принять к зачету сумму неполученной налоговой субсидии в счет предстоящих налоговых платежей в размере 13 313 794 руб. в федеральный бюджет и в размере 998 535 руб. в бюджет Воронежской области.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Управления Федерального казначейства по Воронежской области.
Решением суда от 27.10.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2017 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить состоявшиеся судебные акты в части отказа в признании недействительным решения департамента, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В отзыве на жалобу департамент просит оставить принятые судебные решения без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Иные участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя общества, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, общество является предприятием агропромышленного комплекса, основным видом деятельности которого является первичная переработка семян подсолнечника в растительное подсолнечное масло.
С учетом возможности получения субсидии общество привлекло кредитные ресурсы Волго-Вятского банка ПАО "Сбербанк" России на основании заключенного кредитного договора от 16.09.2015 N ВКЛ-2661, размер кредитного займа 450 000 000 рублей, ставка процентов по кредиту 12,45% годовых, срок погашения кредита истекает 10.09.2016, действующая на дату заключения кредитного договора ставка рефинансирования - 8,25% годовых (установлена Указанием Банка России от 13.09.2012 N 2873-У).
С целью получения субсидии общество 29.04.2016 обратилось с заявлением в департамент (письмо исх. 41/254) - т.1, л.д.88.
Решением, утвержденным приказом руководителя департамента от 15.03.2016 N 60-01-04/36, обществу отказано в предоставлении субсидии со ссылкой на отсутствие лимитов (т.1, л.д.89).
По утверждению общества, решение об отказе получено им 17.06.2016.
Полагая, что решение департамента об отказе в предоставлении субсидии является незаконным и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления общества, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого решения, ссылаясь на отсутствие лимитов.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не согласен с принятыми судебными актами.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Во исполнение статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1460 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (далее - Правила N 1460), предусматривающие межбюджетные отношения по предоставлению средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в форме субсидий для осуществления программы частичного субсидирования процентной ставки по кредитам.
Согласно пункту 22 названных Правил распределение субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России) на указанные цели.
Субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации предоставляются на основании заключенного соглашения о предоставлении субсидии (пункт 23 Правил).
Перечисление субсидий из федерального бюджета в Воронежскую область обеспечивается на основании соглашения, заключенного между Минсельхозом России и правительством Воронежской области, и дополнительных соглашений к нему, в которых предусматриваются направления и объемы субсидий из федерального и регионального бюджетов.
Объем субсидий из федерального бюджета соответствует размеру, утвержденному для данного субъекта Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации. Обязательства Минсельхоза России по перечислению субсидий в Воронежскую область, равно как и обязательства уполномоченного органа Воронежской области по предоставлению субсидий конкретным получателям, лимитированы объемом денежных средств, указанным в названном соглашении.
Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 22.02.2016 N 279-р (утратило силу) и от 09.07.2016 N 1468-р Воронежской области предоставлены субсидии из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств, связанных с возмещением части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на переработку продукции растениеводства и животноводства в области развития оптово-распределительных центров в сумме 50416,4 тыс. руб.
Постановлением правительства Воронежской области от 07.02.2014 N 92 утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов), организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм, крестьянским (фермерским) хозяйствам и организациям потребительской кооперации на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам (займам) (далее - Порядок N 92).
Администратором предоставления субсидий является департамент.
Согласно пункту 17 Порядка N 92 субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на текущий финансовый год из средств федерального бюджета, предусмотренных соглашением с Минсельхозом России, и средств областного бюджета, предусмотренных на эти цели законом Воронежской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Уровень финансирования расходного обязательства Воронежской области составляет по отношению к консолидированному бюджету не менее 5 процентов и в соответствии с соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Воронежской области, заключенным между Минсельхозом России и правительством Воронежской области 02.02.2016 N 56/17-с, составляет 3895,3 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 18 Порядка N 92 предоставление субсидий осуществляется в порядке очередности регистрации заявлений в журнале регистрации.
Заявление общества о предоставлении субсидии поступило в департамент 29.04.2016, зарегистрировано под N 41/254, номер в порядке очередности - 70.
Средства федерального бюджета, предусмотренные соглашением с Минсельхозом России, и средства областного бюджета, предусмотренные на софинансирование данных обязательств, были полностью распределены в порядке очередности регистрации заявлений в журнале на 49-ом номере.
В соответствии с отчетом о расходах бюджета субъекта РФ, источником финансового обеспечения которого является субсидия из федерального бюджета по Воронежской области, по состоянию на 01.01.2017 размер субсидии в 2016 году увеличен не был и составил за счет средств из федерального бюджета 50416,4 тыс. руб., за счет средств из бюджета Воронежской области - 3 895,3 тыс. руб.
Исходя из изложенного, суды пришли к выводу о том, что коль бюджетные средства на субсидии были полностью распределены и для предоставления субсидии обществу бюджетных средств не хватило, департамент по праву отказал обществу в предоставлении субсидии.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с такими выводами судов.
В соответствии с пунктом 14 Порядка N 92 основаниями для отказа в предоставлении субсидий являются: непредставление, ненадлежащее оформление документов или несоответствие документов установленной форме; нецелевое использование кредитных средств; невыполнение условий, установленных настоящим Порядком.
Такого основания для отказа в предоставлении субсидий, как отсутствие лимита, указанным Порядком не предусмотрено.
Пунктом 15 Порядка предусмотрено, что в случае принятия положительного решения о предоставлении субсидий в течение 10 дней с даты принятия решения заключается соглашение между департаментом и получателем субсидии о предоставлении субсидии.
Департамент осуществляет перечисление средств на возмещение части затрат заемщику на счет получателя субсидии, открытый ему в кредитной организации, в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня принятия положительного решения о предоставлении государственной поддержки при наличии в бюджете субъекта Российской Федерации средств на возмещение части затрат - пункт 16 Порядка.
Из совокупности указанных норм права следует, что при наличии основания для предоставления субсидии выносится решение о предоставлении субсидии, которая перечисляется получателю субсидии в 30-дневный срок со дня принятия такого решения при наличии средств в бюджете субъекта. Отсутствие средств в бюджете не является основанием для отказа в предоставлении субсидии, а является основанием для несоблюдения 30-дневного срока перечисления сумм субсидии её получателю.
Так как оснований, предусмотренных пунктом 14 Порядка N 92, для отказа в предоставлении субсидии не имелось, департамент не вправе был отказывать обществу в предоставлении субсидии.
Поэтому решение департамента является незаконным, как противоречащее требованиям пункта 14 Порядка N 92.
Исходя из изложенного, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости решение от 27.10.2016 и постановление от 17.02.2017 отменить в части отказа в удовлетворении заявления общества о признании незаконным оспариваемого решения департамента, признать решение департамента незаконным и обязать департамент устранить нарушение прав и законных интересов общества путем принятия решения о предоставлении обществу субсидии в соответствии с требованиями Порядка N 92 в течение одного месяца со дня принятия постановления суда кассационной инстанции.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ взыскать с департамента в пользу общества 6000 руб. расходов по государственной пошлине за подачу заявления в суд, подачу апелляционной и кассационной жалоб.
Так как по кассационной жалобе общество уплатило 3000 руб. государственной пошлины вместо 1500 руб., из федерального бюджета обществу следует возвратить 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины в соответствии с пп.1п.1 ст.333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст.287, ч.1 ст.288, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.10.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2017 по делу N А14-9442/2016 отменить в части отказа в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Воронежский завод растительных масел" о признании незаконным решения Департамента аграрной политики Воронежской области от отказе в предоставлении субсидии.
Признать незаконным решение Департамента аграрной политики Воронежской области об отказе в предоставлении обществу субсидии, утвержденное приказом руководителя Департамента аграрной политики Воронежской области от 15.03.2016 N 60-01-04/36.
В порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязать Департамент аграрной политики Воронежской области устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Воронежский завод растительных масел" путем принятия решения о предоставлении субсидии в соответствии с требованиями Порядка предоставления субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям_, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 07.02.2014 N 92, в течение одного месяца со дня принятия данного постановления.
В остальной части решение от 27.10.2016 и постановление от 17.02.2017 оставить без изменения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Воронежский завод растительных масел" из федерального бюджета 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по кассационной жалобе платежным поручением N 47 от 07.04.2017.
Взыскать с Департамента аграрной политики Воронежской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Воронежский завод растительных масел" 6000 рублей расходов по государственной пошлине за подачу заявления в суд, подачу апелляционной и кассационной жалоб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.