г.Калуга |
|
30 июня 2017 г. |
Дело N А84-2742/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.06.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.06.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при участии в заседании: |
Ключниковой Н.В. Стрегелевой Г.А. |
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Рынок "Стрелецкий" (г.Севастополь, ул.Молодых строителей, 24Б, к.10 ОГРН 1149204053096, ИНН 9201017547) - Плеско А.В. (дов. от 10.01.2017);
от заинтересованного лица - Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (г.Севастополь, ул.Ленина, д.2) - не явились;
от третьих лиц - Управления земельного контроля города Севастополя (г.Севастополь, ул.Ленина, д.2) - не явились;
Потребительского кооператива "Предприниматели рынка "Фиолентовский" (г.Севастополь, Фиолентовское шоссе, 6) - Филонов А.О. (дов. от 07.12.2015 на 3 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Потребительского кооператива "Предприниматели рынка "Фиолентовский" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 28.10.2016 (судья Архипенко А.М.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2017 (судьи Омельченко В.А., Евдокимов И.В., Привалова А.В.) по делу N А84-2742/2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Рынок Стрелецкий" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - департамент), изложенного в письме от 21.04.2016 N 03-16/3607, об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 2601 кв.м, по адресу: г.Севастополь, Гагаринский район, Фиолентовское шоссе, кадастровый квартал 91:02:001012, и о понуждении департамента к устранению допущенных нарушений прав и законных интересов общества путем утверждения названной схемы.
Третьими лицами по делу выступали Управление земельного контроля города Севастополя (далее - управление) и Потребительский кооператив "Предприниматели рынка "Фиолентовский" (далее - кооператив).
Решением суда от 28.10.2016 требование общества удовлетворено.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2017 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе кооператив просит состоявшиеся судебные решения отменить, в удовлетворении заявления общества отказать, ссылаясь на то, что на земельном участке, на который претендует общество, находится автостоянка, предназначенная для обслуживания рынка "Фиолентовский", а также расположены инженерные сети, обслуживающие рынок "Фиолентовский". Кроме того, суды с достоверностью не установили, имеются ли на указанном земельном участке объекты, принадлежащие иным лицам.
В отзыве на жалобу общество просит оставить принятые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
В связи с болезнью председательствующего по делу судьи Степиной Л.В. определением заместителя председателя суда кассационной инстанции от 23.06.2017 председательствующий судья заменен на судью Смолко С.И.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель кооператива поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам, представитель общества поддержал доводы отзыва на жалобу.
Иные участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, решениями Севастопольского городского Совета (далее - горсовет) от 10.07.2007 N N 2297 и 2298 дано согласие кооперативу на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 2,00 га по Фиолентовскому шоссе, 6 для строительства и обслуживания вещевого рынка и обществу - на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,26 га по Фиолентовскому шоссе для строительства торгового комплекса по торговле автозапчастями и его обслуживания (т.2, л.д.39-40).
Согласованный 28.08.2007 Главным управлением земельных ресурсов в городе Севастополе (заключение о согласовании N 498/07(72394-ПО) проект землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,26 га для строительства торгового комплекса по торговле автозапчастями и его обслуживания ООО "Рынок Стрелецкий" по адресу: Фиолентовское шоссе, Гагаринский район, г. Севастополь", 17.09.2007 был представлен обществом в горсовет. Но горсовет никакого решения по данному проекту не принял (т.1, л.д.24, 11,10).
Вместе с тем, решениями горсовета от 17.10.2007 N 2869 и от 13.11.2007 N 3192 были утверждены: перечень земельных участков, право на аренду которых приобретается на конкурсе, куда вошел земельный участок площадью 2,85 га, расположенный по адресу: Фиолентовское шоссе, 6 (в состав которого вошел и земельный участок площадью 0,26 га) и условия конкурса на право аренды земельного участка ориентировочной площадью 2,85 га по Фиолентовскому шоссе, 6 для строительства и обслуживания вещевого рынка.
Победителем проведенного 28.12.2007 конкурса стал кооператив.
Решением горсовета от 08.04.2008 N 4140 утвержден проект землеустройства по отводу земельного участка площадью 2,8500 га по Фиолентовскому шоссе, 6 для строительства и обслуживания вещевого рынка кооперативу и предписано передать указанный участок в аренду кооперативу.
23 июля 2008 г. между горсоветом и кооперативом был заключен договор аренды на земельный площадью 2,8500 га.
Постановлением Ленинского районного суда города Севастополя от 05.11.2009 по делу N 2а-1797/09, оставленным в силе определением Высшего административного суда Украины от 20.04.2011, удовлетворен иск общества к горсовету. Признаны незаконными и отменены решения горсовета от 17.10.2007 N 2869, от 13.11.2007 N 3192 в части включения в перечень земельных участков, право на аренду которых приобретается на конкурсе, земельного участка площадью 0,26 га как составной части земельного участка площадью 2,85 га; признано незаконным и отменено решение горсовета от 08.04.2008 N 4140 в части утверждения проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,26 га как составной части земельного участка площадью 2,85 га и передачи кооперативу в аренду сроком на 25 лет земельного участка площадью 0,26 га как составной части земельного участка площадью 2,85 га; признана незаконной бездеятельность горсовета по нерассмотрению вопроса об утверждении проекта отвода обществу земельного участка ориентировочной площадью 0,26 га для строительства торгового комплекса по торговле автозапчастями и его обслуживания. На горсовет возложена обязанность рассмотреть на очередной сессии вопрос об утверждении проекта отвода обществу земельного участка ориентировочной площадью 0,26 га по Фиолентовскому шоссе, 6.
Во исполнение названного постановления суда горсовет рассмотрел 13.09.2011 вопрос об утверждении проекта отвода земельного участка площадью 0,26 га обществу и принял решение N 1501 об отказе в утверждении данного проекта.
Постановлением Окружного административного суда города Севастополя от 22.12.2011 по делу N 2а-3184/11/2770 решение горсовета от 13.09.2011 N 1501 признано незаконным и отменено. На горсовет возложена обязанность повторно рассмотреть на очередной сессии вопрос об утверждении представленного обществом проекта отвода земельного участка.
18 июня 2013 г. горсовет рассмотрел вопрос об утверждении проекта отвода земельного участка площадью 0,26 га и решением N 5795 вновь отказал в утверждении данного проекта.
Постановлением Окружного административного суда города Севастополя от 06.11.2013 по делу N 827/1847/13-а решение горсовета от 18.06.2013 N 5795 признано незаконным и отменено, на горсовет возложена обязанность повторно рассмотреть этот вопрос на очередной сессии.
Во исполнение постановления суда от 06.11.2013 по делу N 827/1847/13-а обществу выдан исполнительный лист от 16.12.2014 N ВС 011914278, который находится в производстве Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной судебных приставов по Севастополю до настоящего времени и не исполнен.
6 ноября 2015 г. общество обратилось в департамент с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 2601 кв.м на кадастровом плане территории по адресу: Гагаринский район, Фиолентовское шоссе, кадастровый квартал 91:02:001012, с видом использования: торговые центры.
Письмом от 21.04.2016 N 03-16/3607 департамент сообщил обществу об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, ссылаясь на то, что срок действия решения горсовета от 10.07.2007 N 2298 о даче согласия обществу на разработку проекта по отводу земельного участка площадью 0,26 га истек; земельный участок площадью 0,26 га полностью накладывается на земельный участок площадью 2,85 га, предоставленный кооперативу; отсутствуют сведения о принадлежности строений, расположенных на проектируемом земельном участке.
Полагая, что отказ департамента является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции подробно исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции согласен с принятыми судебными актами.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судами установлено, что департамент является полномочным органом по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя, в том числе, по утверждению схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) предусмотрено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Законодательным Собранием города Севастополя принят Закон города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС), статьей 12 которого предусмотрено, что завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Закона N 6-ФКЗ, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года. Предоставление таких земельных участков осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта. Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Правительством Севастополя. Заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном данной статьей, может быть подано не позднее 1 января 2017 года.
Постановлением Правительства Севастополя от 01.02.2016 N 25-ПП утвержден Порядок передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 года органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству (далее - Порядок).
В силу пунктов 3, 4 Порядка земельный участок может быть предоставлен заинтересованному лицу в порядке завершения оформления прав на земельный участок только в том случае, если сведения о местоположении границ земельного участка на момент рассмотрения заявления внесены в государственный кадастр недвижимости. Заинтересованное лицо обеспечивает разработку схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории и представляет ее на утверждение в уполномоченный орган в отношении земельного участка, который не был образован до 21 марта 2014 года, а также обеспечивает проведение кадастровых работ в целях образования земельного участка.
Исходя из указанных норм права, суды пришли к правильному выводу о том, что предоставление земельных участков, в отношении которых до 21.03.2014 органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о даче согласия на разработку документации по землеустройству, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта. При этом обращению заинтересованного лица с соответствующим заявлением о предоставлении земельного участка предшествует процедура утверждения уполномоченным лицом схемы расположения земельного участка и внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении границ испрашиваемого земельного участка.
В пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) установлен перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а именно: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 данной статьи (подпункт 1); полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек (подпункт 2); разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3); несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (подпункт 4); расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории (подпункт 5).
Отказывая в утверждении схемы расположения земельного участка, департамент сослался на истечение срока действия решения горсовета от 10.07.2007 N 2298 о даче согласия на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,26 га, пунктом 2 которого горсовет обязал общество в шестимесячный срок со дня принятия решения представить в горсовет разработанный и согласованный в установленном порядке проект землеустройства по отводу земельного участка.
Однако, как указано выше, проект землеустройства был согласован 28.08.2007 и представлен в горсовет 17.09.2007, но по нему никакого решения принято не было. С 2008 года начались судебные споры, которые продлились до конца 2013 года и все судебные акты вынесены в пользу общества.
Несостоятельна и ссылка департамента о наложении испрашиваемого земельного участка площадью 0,26 га на земельный участок площадью 2,85 га, находящийся в пользовании у кооператива.
Указанными выше судебные решениями с 2009 по 2013 годы подтвержден факт незаконного включения земельного участка площадью 0,26 га в состав земельного участка площадью 2,85 га, предоставленного в аренду кооперативу, и решения горсовета и договор аренды признаны незаконными в части включения земельного участка площадью 0,26 га в состав земельного участка площадью 2,85 га.
Доказательств наличия на испрашиваемом обществом земельном участке капитальных строений, принадлежащих кому-либо на праве собственности, департаментом не представлено.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о незаконности отказа департамента в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 0,26 га, а поэтому по праву удовлетворил заявление общества.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 28.10.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2017 по делу N А84-2742/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.