Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 30 июня 2017 г. N Ф10-2280/17 настоящее постановление оставлено без изменения
28 февраля 2017 г. |
Дело N А84-2742/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.02.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.02.2017.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Евдокимова И.В., Приваловой А.В.,
при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Завтуром Р.О.,
с участием представителей от общества с ограниченной ответственностью "Рынок Стрелецкий" - Потёмин В.Н., директор, приказ N 1 от 09.12.2014, Плеско А.В. по доверенности от 10.01.2017, от Потребительского кооператива "Предприниматели рынка "Фиолентовский" - Филонов А.О. по доверенности от 07.12.2015, Дородных Н.В., председатель совета,
в отсутствии Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Управления земельного контроля города Севастополя, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и Потребительского кооператива "Предприниматели рынка "Фиолентовский" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 28 октября 2016 года по делу N А84-2742/2016 (судья Архипенко А.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рынок Стрелецкий" о признании незаконным решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Потребительского кооператива "Предприниматели рынка "Фиолентовский", Управления земельного контроля города Севастополя,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Рынок Стрелецкий" (далее по тексту - рынок, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее по тексту - департамент) о признании незаконным решения, изложенного в форме письма от 21.04.2016 N 03-16/3607, об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: Гагаринский район, Фиолентовское шоссе, кадастровый квартал 91:02:001012, площадью 2601 кв.м, а также о понуждении к устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя путем утверждения названной схемы.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 28 октября 2016 года требования общества с ограниченной ответственностью "Рынок Стрелецкий" удовлетворены. Признано недействительным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, содержащееся в письме от 21.04.2016 N 03-16/3607, об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: Гагаринский район, Фиолентовское шоссе, кадастровый квартал: 91:02:001012, площадью 2601 кв.м. Суд обязал Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Рынок Стрелецкий" путем утверждения схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: Гагаринский район, Фиолентовское шоссе, кадастровый квартал: 91:02:001012, площадью 2601 кв.м, а также взыскал с Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в пользу общества с ограниченной ответственностью "Рынок Стрелецкий" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, департамент и Потребительский кооператив "Предприниматели рынка "Фиолентовский" (далее по тексту - кооператив) обратились с апелляционными жалобами на решение Арбитражного суда города Севастополя от 28 октября 2016 года, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять решение об отказе в удовлетворении требований заявителя. В обоснование апелляционных жалоб ссылаются на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, в частности, отсутствия на сегодняшний день объекта аренды, на который претендует рынок, а также нарушение норм материального права и процессуального права, а именно: пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В процессе судебного разбирательства представителем кооператива было заявлено ходатайство о назначении комплексной судебной строительно-технической и геодезической экспертизы, на разрешение которой просил поставить следующие вопросы: накладываются ли один на другой земельные участки, расположенные по адресу: г. Севастополь, Фиолентовское шоссе, 6, площадью 2,8500 га, являющегося предметом договора аренды земельного участка от 23.07.2008, заключенного между Севастопольским городским Советом и кооперативом, и земельный участок, площадью 0,26 га, согласие на разработку проекта отвода которого представлено рынку в соответствии с решением Севастопольского городского Совета от 10.07.2007 N 2298; являются ли объекты, расположенные на земельном участке площадью 2,8500 га по адресу: г. Севастополь, Фиолентовское шоссе, 6, являющегося предметом договора аренды земельного участка от 23.07.2008, заключенного между Севастопольским городским Советом и кооперативом, единым имущественным комплексом; расположены ли на земельном участке площадью 0,26 га по адресу: г. Севастополь, Фиолентовское шоссе, 6, согласие на разработку проекта отвода которого представлено рынку в соответствии с решением Севастопольского городского Совета от 10.07.2007 N 2298, объекты недвижимости, незавершённого строительства, инженерные сети, если да, то какие; приведет ли раздел земельного участка площадью 2,8500 га, расположенного по адресу: г. Севастополь, Фиолентовское шоссе, 6, являющегося предметом договора аренды земельного участка от 23.07.2008, заключенного между Севастопольским городским Советом и кооператив, путем выделения из него земельного участка площадью 0,26 га по адресу: г. Севастополь, Фиолентовское шоссе, 6, согласие на разработку проекта отвода которого представлено рынку в соответствии с решением Севастопольского городского Совета от 10.07.2007 N 2298, к невозможности использования по целевому назначению находящихся на нем объектов недвижимости.
Представители рынка представили письменные возражения относительно удовлетворения ходатайства кооператива о назначении судебной экспертизы, указав на его необоснованность.
В соответствии с частью 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
В абзаце 2 пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" разъяснено, что ходатайство о проведении экспертизы в суде апелляционной инстанции рассматривается судом с учетом положений частей 2 и 3 статьи 268 АПК РФ, согласно которым дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него (в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство о назначении экспертизы), и суд признает эти причины уважительными.
Из положений ч. 2 ст. 268 АПК РФ следует, что суд апелляционной инстанции принимает дополнительные доказательства, в том числе и заключение экспертов лишь в исключительных случаях при условии, что лицо обосновало невозможность их представления и заявления в суде первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
В соответствии с ч. 3 ст. 268 АПК РФ при рассмотрении дела в арбитражном суде апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, вправе заявлять ходатайства о вызове новых свидетелей, проведении экспертизы, приобщении к делу или об истребовании письменных и вещественных доказательств, в исследовании которых им было отказано судом первой инстанции.
Согласно пункту 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" к числу уважительных причин, в частности, относятся: необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании дополнительных доказательств, о назначении экспертизы; принятие судом решения об отказе в удовлетворении иска (заявления) ввиду отсутствия права на иск, пропуска срока исковой давности или срока, установленного частью 4 статьи 198 Кодекса, без рассмотрения по существу заявленных требований; наличие в материалах дела протокола судебного заседания, оспариваемого лицом, участвующим в деле, в части отсутствия в нем сведений о ходатайствах или иных заявлениях, касающихся оценки доказательств.
В суде первой инстанции кооператив заявлял ходатайство о назначении комплексной судебной строительно-технической и геодезической экспертизы, на разрешение которой просил поставить два из вышеперечисленных вопросов.
В решении Арбитражного суда города Севастополя от 28.10.2016 суд первой инстанции, рассмотрев ходатайство кооператива о назначении комплексной судебной строительно-технической и геодезической экспертизы, с учетом мнений лиц, участвующих в деле, и не установив наличие вопросов, требующих разъяснения эксперта, посчитал его не подлежащим удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованном отклонении судом первой инстанции ходатайства о назначении судебной экспертизы, поскольку в деле содержится достаточно доказательств, позволяющих рассмотреть спор объективно, полно и всесторонне и принять обоснованное решение, в связи с чем, также отклоняет ходатайство о назначении комплексной судебной строительно-технической и геодезической экспертизы.
В судебном заседании представители кооператива поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель рынка представил отзыв на апелляционные жалобы, против удовлетворения которых возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность обжалуемого решения.
Дело рассмотрено в порядке статьей 156, 266 АПК РФ в отсутствие Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и Управления земельного контроля города Севастополя, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющемся в деле доказательствам.
Информация о принятии апелляционных жалоб к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения от 28 октября 2016 года проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). При этом оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, департаментом решением от 21.04.2016 N 03-16/3607, изложенным в форме письма, было отказано заявителю в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Полагая, что указанное решение департамента является незаконным и нарушает его права, рынок обратился в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что решение департамента, содержащегося в письме от 21.04.2016 N 03-16/3607, об отказе ООО "Рынок Стрелецкий" в утверждении схемы расположения земельного участка не соответствует требованиям земельного законодательства (с учетом особенностей, установленных Законом города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя"), нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что выражается в необоснованном препятствовании ему в завершении оформления права на земельный участок, начатое до принятия Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", и достижении целей его деятельности.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд.
Таким образом, в данной ситуации для признания судом оспариваемого решения незаконным, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов рынка в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, решением Севастопольского городского Совета от 10.06.2007 N 2298 дано согласие ООО "Рынок Стрелецкий" на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,26 га по Фиолентовскому шоссе для строительства торгового комплекса по торговле автозапчастями и его обслуживания.
17.09.2007 согласованный Главным управлением земельных ресурсов в городе Севастополе проект землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,26 га для строительства торгового комплекса по торговле автозапчастями и его обслуживания ООО "Рынок Стрелецкий" по адресу: Фиолентовское шоссе, Гагаринский район, г. Севастополь", был представлен заявителем в Севастопольский городской Совет (т.2 л.д.74).
Однако, Севастопольским городским Советом решение об утверждении или об отказе в утверждении указанного проекта отвода земельного участка принято не было.
Вместе с тем, решениями Севастопольского городского Совета от 17.10.2007 N 2869 и от 13.11.2007 N 3192 были утверждены перечень земельных участков, право на аренду которых приобретается на конкурсе, в том числе на земельный участок площадью 2,85 га, расположенный по адресу: Фиолентовское шоссе, 6 и условия конкурса на право аренды земельного участка ориентировочной площадью 2,85 га по Фиолентовскому шоссе, 6 для строительства и обслуживания вещевого рынка (т.2 л.д.53, 55).
Решением Севастопольского городского Совета от 08.04.2008 N 4140 утвержден проект землеустройства по отводу земельного участка площадью 2,8500 га по Фиолентовскому шоссе, 6 для строительства и обслуживания вещевого рынка, который был передан в аренду ПК "ПР "Фиолентовский" сроком на 25 лет (т.2 л.д. 59).
23.07.2008 между Севастопольским городским Советом и кооперативом был заключен договор аренды земельного участка, по условиям которого в соответствии с решением Севастопольского городского Совета от 08.04.2008 N 4140 в срочное платное пользование ПК "ПР "Фиолентовский" был передан земельный участок площадью 2,8500 га для строительства и обслуживания вещевого рынка, расположенный по адресу: г. Севастополь, Фиолентовское шоссе, 6. Данный договор зарегистрирован в Севастопольском городском филиале государственного предприятия "Центр Государственного земельного кадастра при Государственном комитете Украины по земельным ресурсам", о чем в государственном реестре земель совершена запись No040865900093 от 12.08.2008. Пунктом 6.1 договора предусмотрено, что основанием для разработки проекта отвода земельного участка является решение Севастопольского городского Совета от 17.10.2007 N 2869 (т.2 л.д.60).
Постановлением Ленинского районного суда города Севастополя от 05.11.2009 по
делу N 2а-1797/09, оставленным в силе определением Высшего административного суда Украины от 20.04.2011, частично удовлетворен административный иск ООО "Рынок Стрелецкий" к Севастопольскому городскому Совету. Признаны незаконными и отменены решения Севастопольского городского Совета от 17.10.2007 N 2869, от 13.11.2007 N 3192 в части включения в перечень земельных участков, право на аренду которых приобретается на конкурсе, и установления (утверждения) условий конкурса на право аренды земельного участка площадью 0,26 га по Фиолентовскому шоссе, 6 в г. Севастополе (решение Севастопольского городского Совета от 10.07.2007 N 2298), как составной части земельного участка площадью 2,85 га по Фиолентовскому шоссе, 6 в г. Севастополе для строительства и обслуживания вещевого рынка; признано незаконным и отменено решение Севастопольского городского Совета от 08.04.2008 N 4140 в части утверждения проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,26 га по Фиолентовскому шоссе, 6 в г. Севастополе (решение Севастопольского городского Совета от 10.07.2007 N 2298), как составной части земельного участка площадью 2,85 га по Фиолентовскому шоссе, 6 в г. Севастополе для строительства и обслуживания вещевого рынка, и передачи ПК "ПР "Фиолентовский" в аренду сроком на 25 лет земельного участка площадью 0,26 га по Фиолентовскому шоссе, 6 в г. Севастополе, как составной части земельного участка площадью 2,85 га по Фиолентовскому шоссе, 6 в г. Севастополе для строительства и обслуживания вещевого рынка, с отнесением этих земель к категории земель жилой и общественной застройки; признана незаконной бездеятельность Севастопольского городского Совета относительно не рассмотрения вопроса об утверждении проекта отвода ООО "Рынок Стрелецкий" земельного участка ориентировочной площадью 0,26 га по Фиолентовскому шоссе, 6 в г. Севастополе для строительства торгового комплекса по торговле автозапчастями и его обслуживания. На Севастопольский городской Совет возложена обязанность рассмотреть на очередной сессии вопрос об утверждении проекта отвода ООО "Рынок Стрелецкий" земельного участка ориентировочной площадью 0,26 га по Фиолентовскому шоссе, 6 в г. Севастополе для строительства торгового комплекса по торговле автозапчастями и его обслуживания на основании разработанного проекта землеустройства (т.3 л.д.69-101).
В мотивировочной части указанного постановления районного суда, в частности, установлено, что решением Севастопольского городского Совета от 17.10.2007 N 2869 земельный участок площадью 0,26 га по Фиолентовскому шоссе, 6 в г. Севастополе, в отношении которого ранее решением Севастопольского городского Совета от 10.06.2007 N 2298 дано согласие ООО "Рынок Стрелецкий" на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, был незаконно включен в составе земельного участка площадью 2,85 га по Фиолентовскому шоссе, 6 в г. Севастополе в Перечень земельных участков, права на аренду которых приобретаются по конкурсу. В связи с чем, все последующие решения органа местного самоуправления города Севастополя (от 13.11.2007 N 3192, от 08.04.2008 N 4140) относительно установления (утверждения) условий конкурса на право аренды, утверждения проекта землеустройства по отводу и передачи ПК "ПР "Фиолентовский" в аренду земельного участка площадью 0,26 га по Фиолентовскому шоссе, 6 в г. Севастополе, как составной части земельного участка площадью 2,85 га по Фиолентовскому шоссе, 6 в г. Севастополе для строительства и обслуживания вещевого рынка, также противоречат требованиям законодательства и нарушают права ООО "Рынок Стрелецкий".
Во исполнение постановления Ленинского районного суда города Севастополя от 05.11.2009 по делу N 2а-1797/09 Севастопольским городским Советом 13.09.2011 был рассмотрен вопрос об утверждении проекта отвода земельного участка ООО "Рынок Стрелецкий" ориентировочной площадью 0,26 га по Фиолентовскому шоссе, 6 в г. Севастополе для строительства торгового комплекса по торговле автозапчастями и его обслуживанию на основании разработанного проекта землеустройства и принято решение
N 1501 об отказе заявителю в утверждении данного проекта.
Постановлением Окружного административного суда города Севастополя от 22.12.2011 по делу N 2а-3184/11/2770 решение Севастопольского городского Совета от 13.09.2011 N 1501 "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Рынок Стрелецкий" в утверждении схемы проекта отвода земельного участка площадью 0,26 га по Фиолентовскому шоссе, 6 в городе Севастополе для строительства торгового комплекса для торговли автозапчастями и его обслуживания" признано незаконным и отменено. На Севастопольский городской Совет возложена обязанность повторно рассмотреть на очередной сессии вопрос об утверждении представленного ООО "Рынок Стрелецкий" проекта отвода земельного участка (т.3 л.д.103-117).
18.06.2013 Севастопольским городским Советом был вновь рассмотрен вопрос об утверждении проекта отвода ООО "Рынок Стрелецкий" земельного участка площадью 0,26 га по Фиолентовскому шоссе, 6 в городе Севастополе и принято решение N 5795 об отказе в утверждении данного проекта.
Указанное решение Севастопольского городского Совета признано незаконным и отменено постановлением Окружного административного суда города Севастополя от 06.11.2013 по делу N 827/1847/13-а, на Севастопольский городской Совет возложена обязанность повторно рассмотреть на очередной сессии вопрос об утверждении представленного ООО "Рынок Стрелецкий" проекта отвода земельного участка площадью 0,26 га по Фиолентовскому шоссе, 6 в городе Севастополе для строительства торгового комплекса для торговли автозапчастями и его обслуживания (т.3 л.д.118-127).
Материалами дела подтверждается, что исполнительный лист N ВС 011914278 от 16.12.2014, выданный на основании постановления Окружного административного суда города Севастополя от 06.11.2013 по делу N 827/1847/13-а, на сегодняшний день находится в производстве Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной судебных приставов по Севастополю и не исполнен (т.3 л.д.123-125).
В соответствии с Положением о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 N 883-ПП, департамент в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет от имени города Севастополя управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя (за исключением лесных участков), в том числе утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В ноябре 2015 года рынок обратился в департамент с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане площадью 2601 кв.м, кадастровый квартал 91:02:001012, с видом разрешенного использования - торговые центры. К заявлению были приложены схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (в 4-х экземплярах); копии учредительных документов; копия выписки из ЕГРЮЛ; проект землеустройства по отводу земельного участка земельного участка с заключением государственной экспертизы землеустроительной документации от 06.09.2007; копия решения Севастопольского городского Совета от 10.06.2007 N 2298.
Однако, в ответ получил отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории поскольку отсутствуют основания для подготовки схемы (пункты 3-5 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации) -срок действия решения Севастопольского городского Совета от 10.07.2008 N 2298 о даче согласия ООО "Рынок Стрелецкий" на разработку проекта по отводу земельного участка истек; отсутствуют сведения о принадлежности строений, расположенных на проектируемом земельном участке, что не позволяет сделать вывод о соблюдении пункта 4 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, а также ввиду полной накладки на земельный участок ранее переданный в аренду ПК "ПР "Фиолентовский" (договор аренды от 12.08.2008 N 040865900093).
В пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) установлен перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 данной статьи (подпункт 1); полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек (подпункт 2); разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3); несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (подпункт 4); расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории (подпункт 5).
По общему правилу, установленному пунктом 3 статьи 11.10 ЗК РФ, подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.
Пункт 4 статьи 11.10 ЗК РФ содержит исключение из приведенного правила, согласно которому подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Согласно пункту 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не
предусмотрено настоящим Кодексом.
Из системного толкования статей 39.14 и 39.15 ЗК РФ следует, что вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в целях его образования для предоставления без проведения торгов, рассматривается уполномоченным органом в рамках рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов -Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее по тексту - Закон N 6-ФКЗ) до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Во исполнение приведенной нормы закона Законодательным Собранием города Севастополя принят Закон города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее по тексту - Закон N 46-ЗС), в соответствии со статьей 12 которого завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Закона N 6-ФКЗ, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года. Предоставление таких земельных участков осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта. Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Правительством Севастополя. Заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном данной статьей, может быть подано не позднее 1 января 2017 года.
Постановлением Правительства Севастополя от 01.02.2016 N 25-ПП утвержден Порядок передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 года органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству (далее по тексту - Порядок).
В силу пунктов 3, 4 Порядка земельный участок может быть предоставлен заинтересованному лицу в порядке завершения оформления прав на земельный участок только в том случае, если сведения о местоположении границ земельного участка на момент рассмотрения заявления внесены в государственный кадастр недвижимости. Заинтересованное лицо обеспечивает разработку схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории и представляет ее на утверждение в уполномоченный орган в отношении земельного участка, который не был образован до 21 марта 2014 года, а также обеспечивает проведение кадастровых работ в целях образования земельного участка.
Таким образом, предоставление земельных участков, в отношении которых до 21 марта 2014 года органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о даче согласия на разработку документации по землеустройству, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта. При этом обращению заинтересованного лица с соответствующим заявлением о предоставлении земельного участка предшествует процедура утверждения уполномоченным лицом схемы расположения земельного участка и внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении границ испрашиваемого земельного участка.
Как следует из материалов дела, целью обращения ООО "Рынок Стрелецкий" к департаменту с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, находящегося в государственной собственности города Севастополя, является образование данного земельного участка для предоставления заявителю без проведения торгов.
Судом установлено, что решением Севастопольского городского Совета от 10.06.2007 N 2298 дано согласие ООО "Рынок Стрелецкий" на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,26 га по Фиолентовскому шоссе для строительства торгового комплекса по торговле автозапчастями и его обслуживания. Пунктом 5 указанного решения органа местного самоуправления установлено, что оно утрачивает силу в случае непредставления ООО "Рынок Стрелецкий" в Севастопольский городской Совет в течение шести месяцев согласованного проекта землеустройства.
Судом установлено, что согласованный проект землеустройства был предоставлен рынком в Севастопольский городской Совет в установленный решением срок - 17.09.2007, однако не был утвержден в силу вышеперечисленных обстоятельств не по вине рынка.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что решение Севастопольского городского Совета от 10.06.2007 N 2298 о даче согласия ООО "Рынок Стрелецкий" на разработку проект а землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,26 га по Фиолентовскому шоссе для строительства торгового комплекса по торговле автозапчастями и его обслуживания является действующим, а поэтому заявитель вправе требовать от департамента предоставления такого земельного участка в соответствии со статьей 12 Закона N 46-ЗС, без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта.
Относительно наличия полной накладки на земельный участок, ранее переданный в аренду кооперативу по договору аренды от 12.08.2008 N 040865900093, суд пришел к следующему выводу.
Решением Хозяйственного суда города Киева от 11.07.2012 по делу N 5011-5/1047-2012, оставленным в силе постановлением Высшего хозяйственного суда Украины от 27.05.2013, признан недействительным договора аренды земли в части передачи в пользование ПК "ПР "Фиолентовский" на условиях аренды земельного участка площадью 0,26 га, как составной части земельного участка площадью 2,85 га.
В указанных судебных актах суды, руководствуясь установленными постановлением Ленинского районного суда города Севастополя от 05.11.2009 по делу N 2а-1797/09 преюдициальными фактами, пришли к выводу, что поскольку относительно спорного земельного участка решения Севастопольского городского Совета, которые стали основанием для разработки проекта отвода земельного участка и заключения договора аренды земли, в соответствующей части отменены, то соответственно и оспариваемый договор в такой части также подлежит признанию недействительным.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу что земельный участок площадью 0,26 га по Фиолентовскому шоссе, 6 в г. Севастополе, в отношении которого решением Севастопольского городского Совета от 10.06.2007 N 2298 дано согласие ООО "Рынок Стрелецкий" на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, не является предметом договора аренды земельного участка, заключенного 23.07.2008 между Севастопольским городским Советом и кооперативом.
Также, в качестве основания для принятия оспариваемого решения, департаментом
указано на отсутствие сведений о принадлежности строений, расположенных на проектируемом земельном участке, что не позволяет сделать вывод о соблюдении пункта 4 статьи 11.9 ЗК РФ.
При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие на испрашиваемом ООО "Рынок Стрелецкий" земельном участке капитальных строений.
Вместе с тем, материалами согласованного 08.09.2007 Главным управлением земельных ресурсов в городе Севастополе проекта землеустройства по отводу земельного
участка площадью 0,2600 га для строительства торгового комплекса по торговле автозапчастями и его обслуживания ООО "Рынок Стрелецкий" по адресу: Фиолентовское
шоссе, Гагаринский район, г. Севастополь", подтверждается отсутствие на данном земельном участке каких-либо капитальных строений.
На основании изложенного, апелляционная коллегия пришла к выводу о недоказанности департаментом факта наличия оснований для отказа в утверждении представленной заявителем схемы расположения земельного участка по указанным основаниям, в связи с чем оспариваемое решение является незаконным.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или
иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку заявленные рынком требования удовлетворены, суд первой инстанции правомерно применил положения п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ, предписывающие возложение обязанностей по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
Апелляционные жалобы не содержат доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем апелляционные жалобы не могут быть признаны апелляционным судом обоснованными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
В связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы кооператива судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 1500 рублей на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом на кооператив.
В соответствии со статьёй 104 АПК РФ основания и порядок возврата или зачёта государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40. Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично в случае ее уплаты в большем размере, чем это предусмотрено.
В подпункте 12 пункта 1 статьи 333.21. НК РФ установлено, что при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда уплачивается государственная пошлина в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера. При этом в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21. НК РФ закреплено, что при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным размер подлежащей оплате государственной пошлины для организаций составляет 3 000,00 рублей. Таким образом, за рассмотрение апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда города Севастополя от 28 октября 2016 года по делу N А84-2742/2016 кооператив должен был уплатить 1 500,00 рублей государственной пошлины, в то время как им уплачено 3 000,00 рублей.
В связи с указанным, суд считает необходимым возвратить кооперативу из федерального бюджета 1 500,00 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 14.11.2016 N 237.
Руководствуясь ст. 104, ст. 110, ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 28 октября 2016 года по делу N А84-2742/2016 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить Потребительскому кооперативу "Предприниматели рынка "Фиолентовский" из федерального бюджета 1 500,00 рублей (одна тысяча пятьсот руб. 00 коп.) государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 14.11.2016 N 237.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
И.В. Евдокимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-2742/2016
Истец: ООО "Рынок Стрелецкий", Потребительский кооператив "Предприниматели рынка "Фиолентовский"
Третье лицо: Потребительский кооператив "Предприниматели рынка "Фиолентовский", Управление земельного контроля города Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Хронология рассмотрения дела:
14.11.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2332/16
21.01.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2332/16
15.10.2018 Определение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-2742/16
30.06.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2280/17
28.02.2017 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2332/16
28.10.2016 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-2742/16