г. Калуга |
|
03 июля 2017 г. |
Дело N А83-4413/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июля 2017 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи судей |
Бессоновой Е.В. Николаевой Н.Н. Лукашенковой Т.В. |
при участии в заседании представителей:
от Администрации городского округа Химки Московской области (141400, г.Химки, ул.Московская, д.15): не явились, извещены надлежаще,
от Администрации города Керчи Республики Крым (298300, г.Керчь, ул.Кирова, д.17): не явились, извещены надлежаще,
от Муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Центр дополнительного образования "Виктория" (141401, г.Химки, Ленинский пр-т, д.2): не явились, извещены надлежаще,
от Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (295050, г.Симферополь, пр.Кирова, д.13): не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Химки Московской области на решение Арбитражного суда Республики Крым от 09.12.2016 (судья Титков С.Я.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2017 (судьи Сикорская Н.И., Остапова Е.А., Тарасенко А.А.) по делу N А83-4413/2016,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 09.12.2016 требования Администрации городского округа Химки Московской области о признании права собственности на земельный участок, кадастровый номер 90:19:010110:236, площадью 2838 кв. м по ул. Маршала Еременко, 7 в г. Керчь Республики Крым; требование указать в решении суда, что данное решение является основанием для государственной регистрации права собственности Муниципального образования городской округ Химки Московской области на объект недвижимости: земельный участок, кадастровый номер 90:19:010110:236; требование указать в решении суда, что данное решение является основанием для погашения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности Муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым на объект недвижимости: земельный участок, кадастровый номер 90:19:010110:236, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного пользования: "образование и просвещение", общая площадь 2838 кв. м, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Керчь, ул. Маршала Еременко, д. 7, запись регистрации N 90-90/016-90/007/975/2016-3417/1 от 18.03.2016 - оставлены без рассмотрения.
Требования о признании недействительными постановлений Администрации города Керчь Республики Крым N 323/1-п от 18.02.2016 и N 787/1-п от 06.04.2016 - оставлены без удовлетворения.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2017 решение суда области оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Администрация просит решение суда первой инстанции и апелляционное постановление отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание стороны явку полномочных представителей не обеспечили, извещены надлежаще. Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены судебных актов.
Как установлено судами, истцу на основании договора купли-продажи от 22.10.2003 на праве собственности принадлежит строение административного корпуса, литер "А", кадастровый номер 90:19:010110:1020, назначение: нежилое здание, общей площадью 1383,7 кв. м, расположенное по адресу: Крым, г. Керчь, уд. Еременко, д. 7, которое Распоряжением Главы Химкинского района N 373-р от 05.04.2004 года внесено в реестр муниципальной собственности и передано в оперативное управление МУ ДОД ЦДОД "Виктория".
Договор купли-продажи административного корпуса был зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество Украины 25.09.2004.
Спорный земельный участок, на котором расположено строение административного корпуса, был отведен в натуре с установлением границ на основании решения Керченского горсовета от 23.12.2005 года под размещение Центра дополнительного образования детей по ул. Еременко, 7 в г.Керчь, общей площадью 0,2838 га Муниципальному учреждению дополнительного образования детей Центр дополнительного образования для детей "ВИКТОРИЯ" для заключения договора аренды сроком 5 лет. Акт установления границ земельного участка в натуре был утвержден 26.12.2005 Администрацией города Керчи.
Впоследствии 21.01.2007 года между Администрацией города Керчи и МАУО "Центр дополнительного образования "Виктория" был заключен договор аренды спорного земельного участка сроком на 5 лет, который был зарегистрирован в государственном земельном кадастре Украины за N 040700800022.
На кадастровый учет в государственный кадастр недвижимости Российской Федерации спорный земельный участок был поставлен 26.02.2015, как ранее учтенный.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 18.03.2016 (запись регистрации N 90-90/016-90/007/975/2016-3417/1) и выписки из реестра муниципального имущества муниципального образования городской округ Керчь Республика Крым от 15.03.2016 N 13/06-1/79 право собственности на земельный участок с кадастровым номером 90:19:0101110:236 зарегистрировано за Муниципальным образованием городской округ Керчь Республики Крым на основании Закона Республики Крым N 38-ЗРК от 31.07.2014 "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым, постановления Администрации города Керчи Республики Крым N 263/1-п от 12.02.2016 "О включении в состав имущества муниципальной казны муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым земельного участка с кадастровым номером 90:19:010110:236".
Постановлением от 18.02.2016 N 323/1-п Администрацией города Керчи принято решение передать в постоянное (бессрочное) пользование Муниципальному автономному учреждению дополнительного образования "Центр дополнительного образования "Виктория" земельный участок площадью 2838 кв. по ул. Маршала Еременко, 7 в г. Керчи.
Постановлением от 06.07.2016 N 787/1-п в предыдущее постановление внесены изменения путем изложения пункта 1 Постановления Администрации города Керчи Республики Крым от 18.02.2016 N 323/1-п, в новой редакции: "Передать в постоянное (бессрочное) пользование Муниципальному автономному учреждению дополнительного образования "Центр дополнительного образования "Виктория" земельный участок площадью 2838 кв. м по ул. Маршала Еременко, 7 в г. Керчи. Кадастровый номер 90:19:0101110:236. Категория земель - Земли населенных пунктов. Вид разрешенного использования - образование и просвещение (код 3.5)".
МАУДО ЦЦО "Виктория" обратилось за государственной регистрацией права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым отказал МАУ ДО "ЦДО "Виктория" в его регистрации по тем основаниям, что коль скоро в соответствии с п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" земельный участок, расположенный под зданием по адресу: Республика Крым, г. Керчь, ул. Еременко д. 7, является объектом муниципальной собственности городского округа Химки Московской области, то администрация муниципального образования городской округ Керчь не имеет права распоряжаться данным объектом недвижимого имущества. При этом одновременно было указано, что постановления от 18.02.2016 N 323/1-п и от 06.07.2016 N 787/1-п изданы лицом, не уполномоченным распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества.
Не оспаривая данного отказа комитета, Администрация обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением о признании за собой права собственности на земельный участок, а также о признании незаконными постановлений Администрации города Керчи от 06.07.2016 N 787/1-п и от 18.02.2016 N 323/1-п.
Суд первой инстанции, выводы котрого поддержаны судом апелляционной инстанции, требования о признании права собственности на спорный земельный участок оставил без рассмотрения ввиду не соблюдения досудебного порядка урегулирования спора.
В соответствии с частью 5 статьи 4 АПК РФ в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 47-ФЗ, вступившей в законную силу 01.06.2016, спор, возникающий из гражданских правоотношений, может быть передан на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом либо договором, за исключением дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, дел о несостоятельности (банкротстве), дел по корпоративным спорам, дел о защите прав и законных интересов группы лиц, дел о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования, дел об оспаривании решений третейских судов. Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, если он установлен федеральным законом.
В силу пункта 8 части 2 статьи 125, пункта 7 части 1 статьи 126 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 47-ФЗ) в исковом заявлении должны быть указаны сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка, в подтверждение чего к исковому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если такой порядок является обязательным в силу закона. Таким образом, несоблюдение обязательного претензионного порядка урегулирования спора является самостоятельным и достаточным основанием для оставления искового заявление без рассмотрения.
Суды верно учили, что настоящий спор (в соответствующей части) возник из гражданских правоотоношений и направлен на защиту прав истца как собственника земельного участка, на котором расположен приобртенный им ранее объект недвижимости.
Коллегией апелляционного суда правомерно отмечено, что споры о признании права собственности не относятся к категории экономических споров, для которых досудебный порядок урегулирования не является обязательным и необходимость соблюдения претензионного порядка для указанного требования не исключена.
В части признания Постановлений Администрации города Керчь Республики Крым N 323/1-п от 18.02.2016 и N 787/1-п от 06.04.2016 года недействительными в удовлетворении требований судами правомерно отказано с учетом следующего.
По смыслу статей 1, 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 АПК РФ, судебная защита нарушенных гражданских прав направлена на восстановление таких прав, то есть целью судебной защиты является восстановление нарушенного или оспариваемого права, и, следовательно, избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и должен быть направлен на его восстановление.
Нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусматривают возможность судебной защиты от предполагаемых или возможных нарушений прав заявителя, такие требования не подлежат удовлетворению судом при отсутствии нарушения прав заявителя на момент обращения его в суд.
Верно применяя совокупность положений статей 198, 201 АПК РФ, суды учитывали следующее.
Как указывалось ране, 22.01.2007 года между Керченским городским советом и Муниципальным учреждением дополнительного образования детей "Центр дополнительного образования детей "Виктория" был заключен договор аренды спорного земельного участка, зарегистрированный в порядке, установленном действующим на тот период законодательством Украины. Указанный спорный земельный участок в силу ст. ст. 83, 84 Земельного кодекса Украины относился к землям коммунальной собственности города Керчи.
В силу положений части 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Согласно пункту 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 01.01.2017 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В развитие вышеуказанных норм был принят Закон Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
В части 1 статьи 2 Закона N 38-ЗРК закреплено, что права на имущество, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента (далее - ранее действовавшие акты), признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации: 1) право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности; 2) право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований.
Право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
Применяя вышеуказанные нормы права, а также постановление Администрации города Керчи Республики Крым N 263/1-п от 12.02.2016 "О включении в состав имущества муниципальной казны муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым земельного участка с кадастровым номером 90:19:010110:236", суды верно заключили, что спорный земельный участок отнесен к собственности соответствующего муниципального образования города Керчь.
Проанализировав Устав муниципального образования городского округа Керчь Республики Крым, а также положения ст. 39.9 Земельного кодекса РФ, суды справедливо указали, что оспариваемые постановление приняты Администрацией города Керчь в пределах полномочий.
При этом суд округа также соглашается с выводами судов о том, что оспариваемые постановления не повлекли нарушение прав Администрации городского округа Химки, учитывая, что первоначальная государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществленная в порядке разграничения государственной собственности на землю, не препятствует последующей приватизации или приобретению права на нее гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих участках, - в порядке и на условиях, которые установлены законом (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.12.2009 N 11276/09 по делу N А40-49619/07-12-289).
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, в кассационной жалобе не приведено и судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 09.12.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2017 по делу N А83-4413/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.