г. Калуга |
|
5 июля 2017 г. |
Дело N А08-6874/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 5 июля 2017 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи судей |
Бессоновой Е.В. Николаевой Н.Н. Лукашенковой Т.В. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жуковой В.Ю.
при участии в заседании представителей:
от Управления Росреестра по Белгородской области (308010, г.Белгород, ул.Б.Хмельницкого, д.162): Кулешова Е.Н. по доверенности от 11.01.2017,
от Комитета муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского района (309290, Белгородская обл., г.Щебекино, пл.Центральная, д.2): Воронина Л.А. по доверенности от 21.09.2016,
от ШМУП "Шебекинские тепловые сети" (309290, Белгородская обл., г.Щебекино, ул.Садовая, д.1А): Воронина Л.А. по доверенности от 24.05.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Белгородской области, кассационную жалобу Управления Росреестра по Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 05.12.2016 (судья Курепко Е.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2017 (Миронцева Н.Д., Протасов А.И., Донцов П.В.) по делу N А08-6874/2016,
УСТАНОВИЛ:
Комитет муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского района (далее - Комитет, Заявитель) обратился в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области (далее - Управление Росреестра по Белгородской области, Управление, административный орган) по возврату без рассмотрения заявлений от 25.08.2016 о регистрации права хозяйственного ведения 47 объектов, согласно уведомлениям от 08.09.2016 года и обязании административного органа рассмотреть заявления о регистрации права хозяйственного ведения на указанные объекты.
Определением суда выделены в отдельные производства требования по всем 47 объектам недвижимости согласно заявлениям о регистрации права хозяйственного ведения и уведомлений о возврате документов без рассмотрения.
В настоящем деле предметом спора являются действия, связанные с обращением от 25.08.2016 о регистрации прав на нежилое здание котельной с кадастровым номером 31:17:2001014:134, Шебекинский район, с. Ржевка, ул. Пионерская, 49. Уведомление о возврате документов без рассмотрения от 08.09.2016 N 31/009/027/2016-257.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 05.12.2016 заявленные требования удовлетворены.
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2017 решение суда области оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Управление просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Комитета и ШМУП "Шебекинские тепловые сети" возражал против удовлетворения кассационной жалобы, поддержал позицию, изложенную в письменном мотивированном отзыве.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения арбитражным судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены судебных актов.
Как установлено судами, Решением Муниципального совета Шебекинского района Белгородской области от 03.04.2008 N 3 утверждено положение о комитете муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского района, согласно которому Комитет наделен полномочиями органа местного самоуправления на территории муниципального района по: проведению единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений; осуществлению функций уполномоченного органа по управлению и распоряжению земельными участками и иной недвижимостью; управлению и распоряжению в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе земельными участками, в установленном законодательством порядке; приватизации муниципального имущества в пределах своей компетенции; взаимодействию в области имущественных и земельных отношений с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, с органами исполнительной власти Белгородской области и органами местного самоуправления в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и Белгородской области.
Распоряжением от 16.08.2016 года N 503 Комитета муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского района "О закреплении объектов недвижимости за ШМУП "Шебекинские тепловые сети" на праве хозяйственного ведения закреплено за ШМУП "Шебекинские тепловые сети" нежилое здание котельной, 1984 года ввода в эксплуатацию, с кадастровым номером 31:17:2001014:134, Шебекинский район, с. Ржевка, ул. Пионерская, 49 площадью 129,90 кв. м. Акт приема-передачи подписан 16 августа 2016 года.
25.08.2016 Комитет обратился в Шебекинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области (далее - Шебекинский отдел) с заявлением о государственной регистрации права хозяйственного ведения за ШМУП "Шебекинские тепловые сети" на вышеуказанный объект недвижимого имущества.
Распоряжение и акт представлены на государственную регистрацию.
Управление Росреестра по Белгородской области направило в орган местного самоуправления уведомление от 08.09.2016 N 31/009/027/2016-257 о возврате документов без рассмотрения.
При этом регистрирующий орган сослался на пункт 1 статьи 16 и статью 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), статьи 333.16, 333.17 и подпункт 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации и указал, что на государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины, и сведения о ее оплате у Управления Росреестра отсутствуют.
Комитет, ссылаясь на незаконность указанных действий Управления, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды двух инстанций удовлетворяя заявленные требования, верно применив ст.ст. 198, 200 АПК РФ, ст.ст. 131, 215 ГК РФ, обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
В случае, если право, ограничение (обременение) права на недвижимое имущество возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, государственная регистрация таких права, ограничения (обременения) права либо сделки проводится на основании заявления соответствующих органа государственной власти или органа местного самоуправления. Лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти или органа местного самоуправления либо которым совершена сделка с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующих права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе.
За государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статье 11 Закона о государственной регистрации).
Отсутствие документа об уплате государственной пошлины является в силу пункта 4 статьи 16 Закон о государственной регистрации основанием для отказа в принятии к рассмотрению документов, представленных на государственную регистрацию, и возврата их заявителю по истечении 10 рабочих дней с момента поступления.
Исходя из положений пунктов 1, 3, 8 статьи 45, статьи 333.17. Налогового кодекса Российской Федерации плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за заявителя не предусмотрена.
Подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество юридических лиц установлена государственная пошлина в размере 22 000 руб.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ Комитет как орган местного самоуправления освобожден от уплаты государственной пошлины, в том числе за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Как установили суды, Комитет, обращаясь за совершением юридически значимого действия, действовал от своего имени, как сторона сделки, а не в интересах ШМУП "Шебекинские тепловые сети".
Изложенное позволяет сделать вывод, что Комитет, являясь органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, вправе самостоятельно обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права хозяйственного ведения недвижимым имуществом как сторона сделки; заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче им заявлений о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, следовательно, регистрирующий орган неправомерно возвратил без рассмотрения заявление со ссылкой на необходимость представить документы об уплате государственной пошлины.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, в кассационной жалобе не приведено и судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 05.12.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2017 по делу N А08-6874/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.