г.Калуга |
|
18 мая 2017 г. |
Дело N А35-7498/2016 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Ключниковой Н.В. Стрегелевой Г.А. |
при участии в заседании:
от заявителя - Фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" (г.Курск, ул.Радищева, д.7, ОГРН 1134600001029, ИНН 4632132778) - не явились;
от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области (г.Тамбов, ул.Марата, д.9, ОГРН 1024600964123, ИНН 4629015760) - не явились;
от третьего лица - ООО "Стройкомплект" (г.Курск, ул.Белинского, д.29) - не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 09.11.2016 (судья Калуцких Р.Г.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2017 (судьи Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д., Донцов П.В.) по делу N А35-7498/2016,
УСТАНОВИЛ:
Фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее - управление, УФАС) от 26.07.2016 по делу N 02-08-80-2016, которым фонд признан нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) тем, что не разместил в установленном частью 1.1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) порядке на официальном сайте в сети "Интернет" (zakupki.gov.ru) информацию об открытом конкурсе N 63.КР.2016 на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (кровель, фасадов, внутридомовых инженерных систем, фундаментов) многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Курской области на 2014-2016 г.г., и об отмене предписания комиссии УФАС от 26.07.2016 об аннулировании торгов.
Третьим лицом по делу без самостоятельных требований выступало общество с ограниченной ответственностью "Стройкомплект" ( далее - общество).
Решением суда от 09.11.2016 требования фонда удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2017 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе УФАС просит состоявшиеся судебные решения отменить, в удовлетворении требований фонда отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Управление ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, при рассмотрении жалобы общества на действия фонда по подведению итогов открытого конкурса N 63.КР.2016 на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (кровель, фасадов, внутридомовых инженерных систем, фундаментов) многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Курской области на 2014-2016 годах, и определению победителя конкурса, управлением установлено, что фонд в нарушение требований части 1.1 статьи 180 ЖК РФ не разместил информацию об указанном открытом конкурсе на официальном сайте в сети "Интернет" (zakupki.gov.ru), а разместил эту информацию 30.05.2016 только на сайте фонда "фондкр46.рф".
Решением комиссии УФАС от 29.07.2016 (резолютивная часть решения объявлена 26.07.2016) по делу N 02-08-80-2016 фонд признан нарушившим часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в связи с неразмещением информации об открытом конкурсе N 63.КР.2016 на официальном сайте в сети "Интернет" (www.zakupki.gov.ru).
29 июля 2016 г. управление выдало фонду предписание (предписание объявлено 26.07.2016), которым обязало фонд в срок не позднее трех дней с даты получения предписания аннулировать открытый конкурс N 63.КР.2016.
Полагая, что решение и предписание являются незаконными, фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования фонда, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что решение о проведении закупок регионального оператора принимаются, а процедуры по их проведению осуществляются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 615 от 01.07.2016 только с 15.10.2016; при проведении всех процедур по закупкам, объявленным до 14.10.2016 включительно, необходимо руководствоваться порядком, который действовал на момент принятия соответствующего решения о проведении такой закупки, а именно: проведение конкурсов должно осуществляться в соответствии с порядком, установленным субъектом Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с принятыми судебными актами, так как выводы судов противоречат требованиям жилищного законодательства.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судами установлено, что УФАС полномочно рассматривать жалобы на действия заказчика, конкурсной комиссии при проведении торгов.
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно части 1.1 статьи 180 ЖК РФ в редакции, действовавшей на дату размещения информации о проведении конкурса N 63.КР.2016, закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Часть 1.1 статьи 180 ЖК РФ введена в действие Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 176-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона N 176-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Закон был опубликован 30.06.2015 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Пунктом 8 статьи 12 названного Закона определено, что до ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд информация, подлежащая размещению региональным оператором в соответствии с требованиями части 1.1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в такой единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Единая информационная система в сфере закупок была введена в эксплуатацию Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок", которым утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила N 1414).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1414 официальный сайт единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" имеет доменное имя www.zakupki.gov.ru, доступ к которому осуществляется на безвозмездной основе.
Согласно пункту 2 указанного постановления оно вступает в силу со дня его официального опубликования. Постановление опубликовано 31.12.2015 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что довод управления о нарушении фондом требований части 1.1 статьи 180 ЖК РФ в связи с неразмещением информации о проведении конкурса N 63.КР.2016 в сети Интернет на официальном сайте www.zakupki.gov.ru заслуживает внимание.
30 мая 2016 г. фонд должен был разместить информацию о конкурсе N 63.КР.2016 на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в сети Интернет, однако он разместил информацию только на своем сайте "фондкр46.рф".
Неразмещение информации о торгах на официальном сайте www.zakupki.gov.ru влечет нарушение прав неопределенного круга лиц - потенциальных участников торгов, не получивших информацию об их проведении, что не позволило им принять участие в вышеуказанном конкурсе.
При таких обстоятельствах, управление по праву усмотрело в действиях фонда нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, о чем вынесло решение, и выдало предписание об аннулировании торгов.
Ссылка судов на пункт 7 статьи 12 Закона N 176-ФЗ неверна.
Согласно пункту 7 названной нормы права положения части 1.1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации в части закупок региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора в порядке и на условиях, которые определены Правительством Российской Федерации, применяются по истечении девяноста дней после дня вступления в силу соответствующего акта Правительства Российской Федерации.
В данном пункте речь идет не о порядке размещения информации о закупке, а о порядке и условиях закупки, определенных Постановлением Правительства РФ.
Суды сослались на Постановление Правительства РФ от 01.07.2016 N 615, которым утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Указанное Положение определяет порядок привлечения специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, (далее - региональный оператор), подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - подрядные организации), в целях повышения эффективности, результативности привлечения подрядных организаций, обеспечения гласности и прозрачности привлечения подрядных организаций, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в процессе привлечения подрядных организаций путем проведения предварительного отбора подрядных организаций, формирования реестра квалифицированных подрядных организаций и проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее соответственно - закупка, договор об оказании услуг).
Необходимость же размещения информации о торгах на официальном сайте www.zakupki.gov.ru определена Постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 N 1414.
Исходя из изложенного, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости решение от 09.11.2016 и постановление от 16.02.2017 отменить и, так как судами правильно установлены обстоятельства дела, но неверно применены нормы материального права, принять свое решение, отказав фонду в удовлетворении его требований.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст.287, ч.1,ч.2 ст. 288, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 09.11.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2017 по делу N А35-7498/2016 отменить, в удовлетворении заявления Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.