г.Калуга |
|
12 июля 2017 г. |
Дело N А36-10055/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.07.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.07.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Ахромкиной Т.Ф. |
||
Судей |
Козеевой Е.М. |
||
|
Савиной О.Н. |
||
При участии в заседании: |
|
||
от АО "ПРОГРЕСС" |
Саввина В.С. - представитель (дов. N 92 от 28.06.2017, срок до 1 год); |
||
от иных лиц, участвующих в деле |
не явились, извещены надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ГУ - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ на решение Арбитражного суда Липецкой области от 23.01.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2017 по делу N А36-10055/2016,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Прогресс" (далее - АО "Прогресс", истец) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с иском к государственному учреждению - Липецкому региональному отделению Фонда социального страхования (далее - Фонд, ответчик) о взыскании 2 447 986 руб. 64 коп., затраченных на лечение работников, пострадавших от несчастного случая на производстве.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 23.01.2017 (судья У.В. Серокурова) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2017 (судьи: Г.Н. Кораблева, Л.А. Колянчикова, Н.Л. Андреещева) решение Арбитражного суда Липецкой области от 23.01.2017 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с указанными судебными актами, Фонд обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований АО "Прогресс". Заявитель жалобы считает, что судами первой и апелляционной инстанций нарушены нормы материального права, обжалуемые акты не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование кассационной жалобы Фонд ссылается на то, что он вправе оплачивать лечение застрахованных лиц только после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности. Расчет стоимости лечения застрахованного лица осуществляется согласно Перечню работ, услуг в соответствии с Прейскурантом медицинских услуг, определенных медицинской организацией в установленном порядке, исходя из нормативов финансовых затрат, используемых при формировании расходов на оказание гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий, согласованного с исполнительным органом Фонда. АО "Прогресс", минуя установленный Положением порядок, заключило договоры на оказание платных услуг по лечению пострадавших в ФГБУ "Институт хирургии им. А.В. Вишневского", которое оказывает высокотехнологичную помощь. Таким образом, оплата лечения пострадавших работников была осуществлена АО "Прогресс" за счет собственных средств, а в последующем, по мнению работодателя, понесенные расходы должны были быть возмещены ему региональным отделением. Фонд полагает, что у него отсутствует обязанность по возмещению указанных расходов.
В отзыве на кассационную жалобу АО "Прогресс" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Представитель АО "Прогресс" в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на кассационную жалобу
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились. Суд кассационной инстанции считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в их отсутствие
Изучив материалы дела, выслушав представителя АО "Прогресс", оценив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает необходимым обжалуемые судебные акты оставить без изменения, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 01.06.2015 с работниками АО "Прогресс" - мастером Аноскиной Л.В., наладчиком Дауровым К.С., оператором линии в производстве пищевой продукции Клевцовым Д.В., химиком Фаустовой Е.С., оператором линии в производстве пищевой продукции Дуплищевым Р.П. в цехе производства МРК в производственном блоке ПК N 2 АО "Прогресс" произошел тяжелый групповой несчастный случай.
01.06.2015 АО "Прогресс" направило в адрес ответчика сообщение о страховом случае (о несчастном случае на производстве, групповом несчастном случае, тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом, о впервые выявленном профзаболевании), которое в этот же день было получено Фондом.
Истец составил акт о расследовании тяжелого несчастного случая на производстве и вместе с материалами расследования направил в Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации 26.08.2015.
Первоначально пострадавшие были доставлены в ГУЗ "Липецкая городская больница N 3 "Свободный Сокол", с которым у страховщика заключены договоры.
Согласно медицинским заключениям о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести от 02.06.2015 N 1254, от 02.06.2015 N 1256, от 02.06.2015 N1255, выданным ГУЗ "Липецкая городская больница N 3 "Свободный Сокол", работники Аноскина Л.В., Клевцов Д.В., Фаустова Е.С. получили тяжелые повреждения здоровья. В медицинских заключениях указаны диагнозы с кодом по МКБ-10 - Т29.3 - термические ожоги различной степени тяжести и различных частей тела. Копии названных заключений предоставлены ответчику в качестве приложений к письмам АО "Прогресс" от 08.06.2015 N456, от 11.06.2015 N 481, полученным Фондом соответственно 08.06.2015 и 15.06.2015.
ГУЗ "Липецкая городская больница N 3 "Свободный Сокол", в которую поступили после несчастного случая пострадавшие работники АО "Прогресс", согласно лицензии на осуществление медицинской деятельности от 28.01.2015 N ЛО-48-01-001257, не имело право оказывать требуемую высокотехнологичную помощь, тогда как ФГБУ "Институт хирургии им. А.В. Вишневского" Минздрава России на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности от 25.07.2014 N ФС-99-01- 008902, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, при оказании медицинской помощи организуются и выполняются работы (услуги) при оказании высокотехнологичной медицинской помощи в стационарных условиях по хирургии (комбустиологии).
В связи с тем, что вышеуказанным работникам было необходимо срочное оказание высокотехнологичной специализированной медицинской помощи, а договоры страховщика и медицинской организации (ФГБУ "Институт хирургии им. А.В. Вишневского" Минздрава России) об оплате лечения застрахованных лиц не заключены, ОАО "Прогресс" от своего имени и за свой счет заключило договоры с ФГБУ "Институт хирургии им. А.В. Вишневского" Минздрава России на оказание платных медицинский услуг (стационар): от 02.06.2015 N 48/3-7 (пациент Аноскина Л.В.), от 02.06.2015 N 48/3-8 (пациент Клевцов Д.В.), от 08.06.2015 N 48/3-9 (пациент Фаустова Е.С.).
Вышеуказанные медицинские услуги предоставлены (оказаны) ФГБУ "Институт хирургии им. А.В. Вишневского" Минздрава России в установленные сроки и в полном объеме, что подтверждается представленными в материалы дела актами об оказанных услугах от 19.06.2015, 15.07.2015, 13.08.2015.
Как усматривается из материалов дела, истец за счет своих средств оплатил лечение работников, получивших тяжелое повреждение здоровья в связи с исполнением работниками их трудовых обязанностей, в общей сумме 2 447 986 руб. 64 коп. (соответствующие платежные поручения представлены в материалы дела).
12.08.2016 истец направил в адрес ответчика заявление N 1014 о возмещении затрат на лечение работников, пострадавших от несчастного случая на производстве в размере 2 447 986 руб. 64 коп., на которое последний ответил отказом со ссылкой на то, что заключение договоров не согласовывалось с фондом.
Ссылаясь на положения статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также на Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 N 286, которым утверждено Положение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, полагая, что расходы, понесенные работодателем, должны быть возмещены Фондом социального страхования в полном объеме, истец обратился в суд с рассматриваемым иском.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленного АО "Прогресс" искового требования. С этой позицией согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов обоснованы следующим.
В силу статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) на работодателе лежит обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
Согласно статье 184 ТК РФ при повреждении здоровья работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника.
При этом риски работодателей, связанные с возможностью несчастных случаев на производстве подлежат обязательному страхованию. Возмещение вреда, причиненного здоровью застрахованного лица при исполнении им обязанностей по трудовому договору, осуществляется в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве. Застрахованному предоставляются в полном объеме все необходимые виды обеспечения по страхованию, в том числе оплата расходов на медицинскую реабилитацию (статья 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ от 24.07.1998 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
Статьей 3 Закона N 125-ФЗ установлено, что страховым случаем является подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.
Под несчастным случаем на производстве понимается событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.
Страхователем по данному виду социального страхования является юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона; страховщиком - ФСС России.
В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 18 Закона N 125-ФЗ страховщик обязан своевременно осуществлять обеспечение по страхованию в размерах и сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 125-ФЗ, одним из видов обеспечения по страхованию является оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая.
Оплата расходов, связанных с лечением застрахованного, пострадавшего от тяжелого несчастного случая на производстве, полностью производится Фондом социального страхования Российской Федерации до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности за счет начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве в порядке, предусмотренном Положением об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 N 286 (далее - Положение).
Согласно пункту 6 данного Положения, решение об оплате расходов на лечение застрахованного лица принимается страховщиком на основании представляемых страхователем извещения о тяжелом несчастном случае на производстве, произошедшем с застрахованным лицом, акта о расследовании тяжелого несчастного случая на производстве с документами и материалами расследования этого несчастного случая на производстве, прилагаемыми к акту. Документы, прилагаемые к указанному акту, включают в том числе медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения здоровья застрахованного лица врачебной комиссии медицинской организации независимо от ее организационно-правовой формы, имеющей выданную в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензию на осуществление медицинской деятельности и осуществляющей лечение застрахованного лица.
Судами установлено, что извещение о групповом несчастном случае предоставлено АО "Прогресс" в Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации 01.06.2015, акт о расследовании тяжелого несчастного случая на производстве с материалами расследования этого несчастного случая предоставлены истцом ответчику 26.08.2015.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Положения, оплате подлежат расходы на лечение застрахованного лица, в том числе при оказании стационарной медицинской помощи (в том числе высокотехнологичной специализированной медицинской помощи) при лечении последствий тяжелых несчастных случаев на производстве.
В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 18 Федерального закона N 125 -ФЗ, страховщик обязан своевременно осуществлять обеспечение по страхованию в размерах и сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом, включая необходимую доставку и пересылку средств на обеспечение по страхованию.
Основными функциями Фонда являются обеспечение гарантированных государственных пособий и осуществление действий по выплате именно страховых выплат (Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101).
Действующим законодательством об обязательном социальном страховании не предусмотрено лечение работника, пострадавшего от несчастного случая на производстве, за счет средств работодателя, как и возмещение Фонду социального страхования Российской Федерации затрат на лечение пострадавших. Эти затраты обеспечиваются уплатой работодателем взносов в фонд за своих работников.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (пункт 1 статьи 8 ГК РФ).
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности могут возникать, в том числе вследствие неосновательного обогащения.
Установив фактические обстоятельства по делу, судами был сделан обоснованный вывод о доказанности факта причинения вреда здоровью работников в результате несчастного случая на производстве, об оказании пострадавшим необходимой медицинской помощи и об оплате страхователем медицинских услуг.
Доказательств обратного ни в суд первой инстанции, ни на момент рассмотрения апелляционной жалобы представлено не было.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, ссылка заявителя жалобы на то, что региональное отделение не располагало информацией об оказании пострадавшим АО "Прогресс" предоставленного объема необходимой им медицинской помощи и, соответственно, было лишено возможности осуществить свои обязанности по подбору и заключению с медицинской организацией договора на проведение всех операций противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Довод заявителя жалобы о том, что поскольку в данном случае извещения о необходимости направления лиц для дальнейшего лечения в ФГБУ "Институт хирургии им. А.В. Вишневского" не поступало, то и оснований для срочного оказания высокотехнологичной специализированной медицинской помощи не имелось, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции, ввиду следующего.
Положение, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 N 286, не содержит таких требований как информирование медицинской организацией исполнительных органов Фонда об изменении Перечня работ, услуг в течение суток. Также необходимо отметить, что законодательством не предусмотрено такое основание для отказа в оплате лечения работников, пострадавших от несчастного случая на производстве, как не извещение одним медицинским учреждением регионального отделения ФСС РФ о необходимости перевода пострадавших в другое медицинское учреждение.
Доводы ответчика о том, что оказание высокотехнологичной медицинской помощи не осуществляется на основании Федерального закона N 125-ФЗ, а также о том, что заключение договоров АО "Прогресс" на оказание платных услуг по лечению Клевцова Д.В., Аноскиной Л.В., Фаустовой Е.С. для проведения операций, по мнению Фонда, привело к неосновательному обогащению ФГБУ "Институт хирургии им. А.В. Вишневского" на сумму 2 447 986 руб. 64 коп., поскольку проведение данных операций относится к текущей деятельности упомянутого медицинского учреждения, а именно входит в перечень оказания медицинских услуг в рамках выданной ему лицензии, правомерно отклонены.
Положение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 N 286, принято во исполнение Федерального закона N 125-ФЗ и прямо предусматривает оплату страховщиком расходов на лечение застрахованного лица, в том числе при оказании стационарной медицинской помощи (в том числе высокотехнологичной специализированной медицинской помощи). Согласно подпункту "а" пункта 12 Положения, оплате подлежат расходы на лечение застрахованного лица, в том числе при оказании стационарной медицинской помощи (в том числе высокотехнологичной специализированной медицинской помощи) при лечении последствий тяжелых несчастных случаев на производстве.
В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 18 Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "0б обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страховщик обязан своевременно осуществлять обеспечение по страхованию в размерах и сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом, включая необходимую доставку и пересылку средств на обеспечение по страхованию.
Ссылки заявителя на статью 1064 ГК РФ, а также на пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" несостоятельны.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 N 2, на который необоснованно ссылается ответчик, в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ права застрахованных лиц на возмещение вреда, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, в части, превышающей обеспечение по страхованию, производимое на основании данного Федерального закона, не ограничиваются: работодатель (страхователь) несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей, в порядке, закрепленном главой 59 ГК РФ. Максимальный размер единовременной и ежемесячной страховых выплат устанавливается федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования на соответствующий год. Максимальный предел оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных, а также условия и порядок оплаты определяются Постановлением Правительства Российской Федерации (Положение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 N 286).
В рассматриваемом случае отсутствуют основания для применения статьи 1064 ГК РФ, поскольку отсутствует превышение обеспечения по страхованию, осуществляемому в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ, а затраты на лечение работников, пострадавших от несчастного случая на производстве, на сумму 2 447 986 руб. 64 коп. подлежат возмещению Фондом социального страхования Российской Федерации.
Доводы о том, что судом первой инстанции не исследовался вопрос о том, в каком медицинском учреждении, на какой объем помощи и размер стоимости медицинских услуг, мог рассчитывать истец, при соблюдении установленного порядка для оказания данного вида помощи и надлежащим извещении медицинской организацией Липецкого регионального отделения, а также о том, что сумма в размере 2 447 986 руб. 64 коп. не имеет надлежащего подтверждения врачебной комиссией медицинской организации, обязанной составить Перечень и объем услуг в рамках Положения от 15.05.2006 N 286, правомерно отклонены судом апелляционной инстанции, ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчик не оспаривал фактические обстоятельства об оказании медицинским учреждением услуг и их оплате АО "Прогресс", не представлял доказательства того, что для оказания срочной высокотехнологичной медицинской помощи в данном случае могли быть предоставлены услуги иного медицинского учреждения на основе заключенного с ФСС договора.
Аналогичная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.01.2016 по делу N 310-ЭС15-17867.
Доводы заявителя кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, так как по существу направлены на переоценку имеющихся в деле материалов и сделанных на их основе выводов судов первой и апелляционной инстанций, что не является основанием для изменения или отмены принятых по делу судебных актов. Оснований для переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 23.01.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2017 по делу N А36-10055/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Т.Ф. Ахромкина |
Судьи |
Е.М. Козеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае отсутствуют основания для применения статьи 1064 ГК РФ, поскольку отсутствует превышение обеспечения по страхованию, осуществляемому в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ, а затраты на лечение работников, пострадавших от несчастного случая на производстве, на сумму 2 447 986 руб. 64 коп. подлежат возмещению Фондом социального страхования Российской Федерации.
Доводы о том, что судом первой инстанции не исследовался вопрос о том, в каком медицинском учреждении, на какой объем помощи и размер стоимости медицинских услуг, мог рассчитывать истец, при соблюдении установленного порядка для оказания данного вида помощи и надлежащим извещении медицинской организацией Липецкого регионального отделения, а также о том, что сумма в размере 2 447 986 руб. 64 коп. не имеет надлежащего подтверждения врачебной комиссией медицинской организации, обязанной составить Перечень и объем услуг в рамках Положения от 15.05.2006 N 286, правомерно отклонены судом апелляционной инстанции, ввиду следующего."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 12 июля 2017 г. N Ф10-2450/17 по делу N А36-10055/2016