г. Калуга |
|
13 июля 2017 г. |
Дело N А83-5841/2016 |
Резолютивная часть постановления изготовлена 11.07.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.07.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Сладкопевцевой Н.Г. |
судей
при участии в заседании: от истца: от ответчика: |
Толкачевой И.Ю. Шильненковой М.В.
не явился, извещен, не явился, извещен, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ИП Ефремова Н.И. на решение Арбитражного суда Республики Крым от 27.10.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2017 по делу N А83-5841/2016,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Республики Крым "Центр занятости населения", ОГРН 1149102125480, ИНН 9102059024, (далее - ГКУ РК "Центр занятости населения") обратилось с иском к индивидуальному предпринимателю Ефремову Николаю Ивановичу, ОГРНИП 316910200097173, ИНН 911005894065, (далее - ИП Ефремов Н.И.) о взыскании 62 340,00 руб., из которых 58 800,00 руб. единовременная финансовая помощь и 3 540 руб. финансовая помощь на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 27.10.2016 исковые требования удовлетворены полностью. С ИП Ефремова Н.И. в пользу ГКУ "Центр занятости населения" взыскано 58 800,00 руб. единовременной финансовой помощи и 3 540,00 руб. финансовой помощи для возмещения затрат по подготовке документов.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2017 решение Арбитражного суда Республики Крым от 27.10.2016 в части удовлетворения исковых требований ГКУ РК "Центр занятости населения" о взыскании с ИП Ефремова Н.И. 3 540,00 руб. финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации отменено. Исковые требования удовлетворить частично.
В удовлетворении исковых требований ГКУ РК "Центр занятости населения" о взыскании с ИП Ефремова Н.И. 3 540,00 руб. финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации отказано.
В остальной части решение оставлено без изменения.
Оспаривая законность вынесенных судебных актов, ИП Ефремов Н.И. обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Крым от 27.10.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2017 в части удовлетворения иска отменить, приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части.
При этом заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что договорные обязательства были исполнены им в полном объеме.
Кроме того, заявитель полагает, что истцом были нарушены сроки предоставления ответчику государственной помощи.
Поскольку судебные акты обжалуются только в части взыскания 58 800 руб. денежных средств, на развитие предпринимательской деятельности в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяется судом кассационной инстанции в обжалуемой части.
В отзыве на кассационную жалобу ГКУ РК "Центр занятости населения" указывает, что ответчиком не были исполнены условия договора в части представления службе занятости документов, подтверждающих расходование средств на развитие предпринимательской деятельности не позднее 90 дней с даты перечисления денежных средств с учетом их целевого использования, что является основанием для возврата выделенной индивидуальному предпринимателю единовременной финансовой помощи.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации.
Арбитражный суд кассационный инстанции в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителей сторон.
В силу положения ч. 1 ст. 288 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет обоснованность обжалуемого судебного акта лишь в той мере, в какой это необходимо для проверки соответствия проверяемого акта нормам материального и процессуального права, исходя из установленных ст. 286 названного Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции и доводов жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Как следует из материалов дела, Ефремов Н.И. обратился в территориальное отделение ГКУ РК "Центр занятости населения" в городе Евпатория с заявлением о предоставлении ему государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан.
Специалистом службы занятости 15.03.2016 вынесено заключение по результатам предоставления государственной услуги по содействию самозянятости безработных граждан, а именно, рекомендовано осуществить государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.
15.03.2016 ответчиком предоставлено заявление о предоставлении ему единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Комиссией по вопросам предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданам, признанными в установленном порядке безработными 16.03.2016 принято решение о выдаче рекомендаций по предоставлению единовременной финансовой помощи безработному Ефремову Н.И.
07.04.2016 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о приобретении физическим лицом Ефремовым Н.И. статуса индивидуального предпринимателя - государственный регистрационный номер ГРНИП 316910200097173.
Ефремовым П.И. 07.04.2016 получено Уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе, присвоен ИНН 911005894065 и выдано свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
На основании п. 4 Положения N 593 с ИП Ефремовым Н.И. был заключен договор от 11.04.2016 N 105/09 об оказании единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости.
На основании указанного договора, Приказа от 11.04.2016 N 1303- т/105 индивидуальному предпринимателю 12.04.2016 (платежное поручение N296456) перечислены денежные средства в размере 58 800, 00 руб. Согласно п. 4 Положения N 593 и п. 2.1.3. договора индивидуальный предприниматель обязан был не позднее 90 дней со дня зачисления единовременной финансовой помощи на расчетный счет, открытый в кредитном учреждении, предъявить в службу занятости документы, подтверждающие произведенные расходы на цели, указанные в бизнес- плане.
Денежные средства, перечисленные платежным поручением N 296456 от 12.04.2016 в размере 58 800 руб., зачислены на предоставленные ответчиком реквизиты банковского учреждения.
Следовательно, конечной датой предъявления документов, подтверждающих произведенные расходы на цели, указанные в бизнес-плане является - 11.06.2016.
Однако, ответчиком в установленный п. 4 Положения N 593 и п. 2.1.3. договора срок документы, подтверждающие произведенные расходы на цели, указанные в бизнес-плане, не предоставлены.
Кроме того, по заявлению от 15.04.2016 и согласно договора N 105/10 в рамках предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан (п. 3 Положения N 593) индивидуальному предпринимателю предоставлена финансовая помощь для возмещения затрат по подготовке документов для государственной регистрации в качестве индивидуальною предпринимателя в сумме 3 540 руб. (платежное поручение N 329774 от 15.04.2016).
Истец в адрес ответчика направил претензию о возврате в полном объеме единовременной финансовой помощи в размере 58 800 руб. и финансовой помощи на подготовку документов 3 540 руб. Всего 62 340, 00 руб. Требование о возврате бюджетных средств ответчик обязан был исполнить в добровольном порядке в печение 10 дней с момента получения.
Ответчик 01.08.2016 направил в адрес истца отказ в удовлетворении претензии о возврате денежных средств, обосновав свой отказ тем, что столкнулся с фактом мошенничества и предоставил копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 27.05.2016.
Неисполнение ИП Ефремовым Н.И. требований, изложенных в претензии, в добровольном порядке, послужило основанием для обращения ГКУ "Центр занятости населения" в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая настоящий спор и удовлетворяя заявленные исковые требования в части взыскания 58 800,00 руб. единовременной финансовой помощи, арбитражный суд правомерно руководствовался следующим.
В ст.ст. 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации(далее - БК РФ) определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
В силу ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Как установлено ч. 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять помимо прочего порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно ч. 3.1 ст. 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными п. 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Как верно отметили суды, по смыслу ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 593 "Об утверждении Положения о порядке, условиях предоставления и размере единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации" утверждено Положение о порядке, условиях предоставления и размере единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации (далее - Положение N593).
Судом установлено, что на основании п.3 Положения N 593 и договора N105/09 ответчику была предоставлена единовременная финансовая помощь в размере 58 800 руб., что подтверждается приказом от 11.04.2016 N1303-т/105, платежным поручением от 12.04.2016 N296456 и не оспаривается сторонами.
Из п. 10 Положения N 593 следует, что единовременная финансовая помощь подлежит возврату в бюджет Республики Крым, в том числе, в случае нецелевого использования средств.
Пунктом 2.3.2. договора предусмотрено право взыскание незаконно полученной единовременной финансовой помощи, в том числе в случаях ее нецелевого использования и невыполнении обязательств, указанных в п.п. 2.1.3. договора, согласно которого гражданин обязан не позднее 90 дней со дня зачисления единовременной финансовой помощи на его расчетный счет, открытый им в кредитном учреждении, предъявить в ГКУ ЦЗН документы, подтверждающие произведенные им расходы, на цели, указанные в бизнес- плане.
Между тем, доказательств, подтверждающих расходование средств на развитие предпринимательской деятельности в установленном договором порядке в нарушение ст. 65 АПК РФ, ответчиком не представлено.
При указанных обстоятельствах, суд, оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о наличии оснований для возврата выделенной индивидуальному предпринимателю единовременной финансовой помощи в размере 58 800 руб.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом оценки арбитражного суда, правомерно отклонены по мотивам, изложенным в принятом решении и постановлении, и по существу направлены на переоценку доказательств, положенных в основу оспариваемого решения и постановления, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, судебной коллегией не установлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 27.10.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2017 по делу N А83-5841/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Г. Сладкопевцева |
Судьи |
И.Ю. Толкачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.