г. Калуга |
|
10 июля 2017 г. |
Дело N А36-3097/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.07.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.07.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Толкачевой И.Ю. |
судей |
Платова Н.В. |
|
Шильненковой М.В. |
при участии в заседании: |
|
от истца |
Григоряна М.Г. (дов. N 08/17 от 13.01.2017); |
от ответчика |
Воронова Б.К. (дов. N 2 от 30.05.2017), |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "ЛЭСК" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 22.12.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2017 по делу N А36-3097/2016,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Липецкая энергосбытовая компания" (далее - ОАО "ЛЭСК", истец), ОГРН 1054800190037, обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с иском к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" - "Липецкэнерго" (далее - ПАО "МРСК Центра", ответчик), ОГРН 104690009949, о взыскании 70 723 руб. 68 коп. убытков, 12 964 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 22.10.2014 по 01.11.2016 (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 22.12.2016 (судья Серокурова У.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2017 (судьи Кораблева Г.Н., Колянчикова Л.А., Сурненков А.А.) решение Арбитражного суда Липецкой области от 22.12.2016 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными решением и постановлением, ОАО "ЛЭСК" подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в судебных актах, обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения в связи с нижеизложенным.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, 31.03.2008 между НП "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергетики Единой энергетической системы", ОАО "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергетики", ОАО "Системный оператор ЕЭС", ОАО "Федеральная сетевая компания ЕЭС", ЗАО "Центр финансовых расчетов и ОАО "ЛЭСК" был заключен договор о присоединении к торговой системе оптового рынка N 145 ДП/08, согласно которому ОАО "ЛЭСК" имеет статус участника оптового рынка.
26.01.2007 между ОАО "ЛЭСК" (заказчик) и ОАО "Липецкэнерго" (исполнитель) (в настоящее время - ПАО "МРСК Центра") был заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 4, по условиям которого исполнитель обязался оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а заказчик обязался оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном данным договором.
Согласно пункту 3.3.5 договора исполнитель обязался привести в соответствие с требованиями, установленными Правилами оптового рынка электроэнергии (мощности), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.10.2003 N 643, принадлежащие исполнителю системы коммерческого учета электроэнергии, находящиеся в границах балансовой принадлежности исполнителя, и используемые для определения объемов электроэнергии, приобретаемой заказчиком на оптовом рынке электроэнергии (мощности).
Решениями дисциплинарной комиссии НП "Совет рынка" от 10.09.2014 по делам N 201/2014 и N 191/214 установлен факт нарушения ОАО "ЛЭСК" положений Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1172, и Положения о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка, выразившегося в отсутствии у ОАО "ЛЭСК" актов соответствия системы АИИС КУЭ по состоянию на 01.04.2014 класса С (или выше) и по состоянию на 01.08.2013 класса В (или выше) по сечению ОАО "ЛЭСК" - ООО "ГЭСК" (ПС "Цементная"), и с ОАО "ЛЭСК" взысканы штрафы в сумме и 39 473 руб. 68 коп. и 31 250 руб. соответственно.
Ссылаясь на то, что применение санкций к ОАО "ЛЭСК" в виде штрафа в общей сумме 70 723 руб. 68 коп. за вышеуказанные нарушения связано с бездействием ответчика, не исполнившего обязанности, установленные договором оказания услуг по передаче электрической энергии N 4 от 26.01.2007, что повлекло возникновение у истца убытков в указанной сумме, ОАО "ЛЭСК" обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
При вынесении судебных актов суды руководствовались Федеральным законом "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ (далее - Федеральный закон об электроэнергетике), ст. ст. 15, 393, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1172 (далее - Правила N 1172).
Согласно п. 1 ст. 32 Федерального закона "Об электроэнергетике" на оптовом рынке действует организованная система договоров между субъектами оптового рынка, определяющая основные условия деятельности соответствующих субъектов на оптовом рынке, условия продажи электрической энергии и мощности, оказания услуг. Перечень, система и порядок заключения обязательных для участников оптового рынка договоров определяются правилами оптового рынка.
В силу п.5 Правил N 1172 поставщики электрической энергии и (или) мощности и покупатели электрической энергии и мощности участвуют в отношениях купли-продажи электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке после получения в установленном порядке статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке. При этом поставщики и покупатели заключают обязательные для участников оптового рынка договоры и совершают иные действия для осуществления поставки (покупки) электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке в соответствии с настоящими Правилами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Согласно пункту 2 Правил N 1172 участники оптового рынка - это поставщики электрической энергии и мощности и покупатели электрической энергии и мощности, получившие статус субъектов оптового рынка, заключившие обязательные для участников оптового рынка договоры и совершившие иные необходимые для осуществления торговли электрической энергией и мощностью на оптовом рынке действия в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
В соответствии с п. 23 Правил N 1172 для получения статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, в том числе предъявляется требование об оснащении каждой точки (группы точек) поставки, с использованием которой организация планирует участвовать в торговле на оптовом рынке, средствами измерений (в том числе принадлежащими на праве собственности или на ином законном основании третьим лицам), обеспечивающими сбор, обработку и передачу организации коммерческой инфраструктуры данных коммерческого учета и соответствующими определенным настоящими Правилами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка требованиям.
Согласно пункту 1.2 Приложения N 11.1 "Автоматизированные информационно-измерительные системы коммерческо учета электрической энергии (мощности). Технические требования" к Положению о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка (далее - Приложение N 11.1 к Положению о реестре) выполнение измерений в отношении всех точек поставки в составе зарегистрированных за участниками оптового рынка и ОАО "ФСК ЕЭС" групп точек поставки осуществляется автоматизированными информационно-измерительными системами коммерческого учета электрической энергии (мощности).
В силу пункта 1.3 Приложения N 11.1 к Положению о реестре автоматизированная информационно-измерительная система коммерческого учета электрической энергии (мощности) и все средства измерений, включенные в состав АИИС КУЭ, должны иметь свидетельства об утверждении типа средств измерений и действующие свидетельства о поверке, система коммерческого учета электрической энергии (мощности) считается соответствующей требованиям оптового рынка, если в процессе её создания и эксплуатации обеспечено выполнение технических требований, указанных в пункте 2.5 Приложения N 11.1 к Положению о реестре.
Документом, подтверждающим соответствие АИИС требованиям оптового рынка, является акт соответствия АИИС класса А+/А/В/М, где А+ - высший класс, N - низший класс. Указанный акт может оформляться как на группу точек поставки, так и на сечение коммерческого учета согласованной ГТП (Преамбула к Приложению N 11.3 "Порядок установления соответствия АИИС коммерческого учета техническим требованиям оптового рынка электрической энергии (мощности) и присвоения класса АИИС" к Положению о реестре).
В соответствии с пунктом 2.7.13.1 Положения о реестре участники оптового рынка, зарегистрировавшие в установленном порядке группы точек поставки и получившие право участвовать в отношениях по купле-продаже в указанных группах точек поставки, обязаны в срок до 01.04.2012 получить акт соответствия АИИС класса С (или выше). В случае невыполнения участником оптового рынка указанного требования к нему применяются санкции в соответствии с Положением о применении санкций.
Согласно пункту 2.7.12.1 Положения о реестре участники оптового рынка, зарегистрировавшие в установленном порядке группы точек поставки и получившие право участвовать в отношениях по купле-продаже в указанных группах точек поставки, обязаны в срок до 01.08.2013 получить акт соответствия АИИС класса В (или выше). В случае невыполнения участником оптового рынка указанного требования к нему применяются санкции в соответствии с Положением о применении санкций.
В силу подпункта "а" пункта 33.2, подпункта "а" пункта 33.3 статьи 33 Положения о применении санкций нарушение участником оптового рынка установленных в пункте 2.5 Приложения N 11.1 к Положению о реестре требований, предъявляемых к акту соответствия АИИС класса В по состоянию на 01.08.2013, влечет взыскание штрафа в отношении участника, у которого отсутствует акт соответствия АИИС класса В (А, А+) хотя бы в одном сечении коммерческого учета (отдельной ГТП генерации).
Согласно п. 151 Основных положений N 442, если иное не установлено в настоящем пункте, сетевая организация, в границах балансовой принадлежности которой расположены точки (группы точек) поставки, с использованием которых на оптовом рынке приобретает электрическую энергию гарантирующий поставщик, обслуживающий потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации, обязана обеспечить оснащение таких точек (групп точек) поставки приборами учета и измерительными трансформаторами, а также компонентами, связанными со сбором, обработкой и передачей показаний приборов учета в адрес гарантирующего поставщика, в соответствии с требованиями, установленными Правилами оптового рынка для субъектов оптового рынка и касающимися организации коммерческого учета электрической энергии в указанных точках (группах точек) поставки. В этом случае гарантирующий поставщик обязан обеспечить разработку документов, предусмотренных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, необходимых для установления соответствия автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учета техническим требованиям, предъявляемым к субъектам оптового рынка. Порядок выполнения сетевой организацией и гарантирующим поставщиком указанных обязанностей подлежит определению в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком, а в случае отсутствия договора оказания услуг по передаче электрической энергии, подлежит определению в соглашении, заключенном между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком.
Пункт 3.3.5 договора N 4, заключенного ОАО "ЛЭСК" и сетевой организацией, не содержит обязательств ответчика перед истцом по предоставлению в определенный срок документов, необходимых для получения акта соответствия АИИС.
Суды сделали вывод о том, что ни законодательство Российской Федерации об электроэнергетике, ни договор о присоединении не обязывают гарантирующего поставщика использовать для работы на оптовом рынке принадлежащую исключительно ОАО "МРСК Центра" систему коммерческого учета, он имеет возможность использовать как свою систему коммерческого учета, так и систему коммерческого учета, принадлежащую третьим лицам. И в том, и в другом случае гарантирующий поставщик обязан получить на используемую систему коммерческого учета акт соответствия АИИС.
Исходя из анализа Основных положений N 442 и заключенного истцом договора о присоединении к торговой системе оптового рынка N 145-ДП/08 от 31.03.2008, суды признали, что обязанность по предоставлению документов для установления соответствия АИИС КУЭ в контролирующий орган возложена на истца.
Суды указали, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что истец был ограничен в возможности исполнить обязательства по указанному договору, в том числе действиями со стороны ответчика.
Установлено, что в решениях дисциплинарной комиссии НП "Совета рынка" не содержится выводов о том, что причиной отсутствия у истца (неполучения им) актов соответствия АИИС класса В (или выше), класса С (или выше) на спорном сечении является неисполнение ПАО "МРСК" каких-либо обязательств перед истцом; не имеется ссылок на нарушение ответчиком требований действующего законодательства по оснащению точек поставки приборами учета и измерительными трансформаторами в соответствии с нормами, установленными для субъектов оптового рынка по организации коммерческого учета электрической энергии.
Оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды сделали вывод о недоказанности истцом нарушений ПАО "МРСК Центра" условий п. 3.3.5 договора оказания услуг по передаче электрической энергии N 4 от 26.01.2007, требований Основных положений N 442, а также невозможности получения истцом акта соответствия АИИС из-за бездействия ответчика, а, следовательно, и возникновения у истца убытков по вине ответчика.
В этой связи в иске отказано обоснованно.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм процессуального права или материального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, кассационной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и доводы сторон, в том числе приведенные в кассационной жалобе истца, были предметом исследования и оценки судов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 22.12.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2017 по делу N А36-3097/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Ю. Толкачева |
Судьи |
Н.В. Платов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.