г. Калуга |
|
24 июля 2017 г. |
Дело N А83-2127/2016 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Радюгиной Е.А. |
Судей |
Бессоновой Е.В. Смирнова В.И. |
При участии в заседании: |
|
от Федерального государственного унитарного предприятия "Крымская железная дорога" (295006, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Павленко, д. 34 ОГРН 1159102022738, ИНН 9102157783)
от Службы финансового надзора Республики Крым (295006, Республика Крым, г. Симферополь, бульвар Ленина, д. 5/7, ОГРН 1149102017536, ИНН 9102011424) |
Лисового И.В. - представителя (дов. от 01.01.2017 N 8, пост.) Рокачева С.А. - представителя (дов. от 27.12.2016 N 1, пост.) Константиненко Н.В. - представителя (дов. от 01.01.2017 N 2)
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом |
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.10.2016 (судья Осоченко И.К.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2017 (судьи Омельченко В.А., Евдокимов И.В., Привалова А.В.) по делу N А83-2127/2016,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Крымская железная дорога" (далее - ФГУП "КЖД", предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Службе финансового надзора Республики Крым (далее - Служба финнадзора) о признании недействительными пунктов 1, 2, 3, 4, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 27 полностью, п. 5 в части неуплаты пени в сумме 1 093 445,81 руб., п. 7 в части недополучения арендной платы в сумме 313 717,54 руб., п. 13 в части необоснованного получения бюджетных средств в сумме 102 399,79 руб., п. 17 в части излишнего начисления в сумме 57 265,39 руб., п. 21 в части неправомерности расходов на сумму 1 150 руб., п. 26 в части превышения лимита остатка наличности в кассе в сумме 31 902 466,03 руб. представления от 25.02.2016 N 08-14/608,
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 24.10.2016 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2017 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Служба финнадзора просит решение и постановление судов отменить как принятые с нарушением норм материального права и отказать предприятию в удовлетворении требований.
Проверив материалы дела, выслушав представителей ФГУП "КЖД", обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, на основании поручения Главы Республики Крым, председателя Совета министров Республики Крым от 07.10.2015 N 01-62/285 Службой финнадзора проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности ФГУП "КЖД" за период с 01.01.2015 по 30.09.2015, по результатам которой составлен акт от 19.01.2016 N 08-22/1 и в адрес предприятия направлено представление 25.02.2016 N 08-14/608 о выявленных нарушениях и принятия мер, направленных на их устранение.
Полагая, что представление является незаконным и нарушает права и законные интересы в сфере экономической деятельности, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его частично недействительным.
Как следует из оспариваемого представления, Службой финнадзора выявлены следующие нарушения: предприятием излишне начислена и выплачена заработная плата работникам за период с марта по сентябрь 2015 года, что привело к неправомерным расходам на общую сумму 23 755 745,24 руб. (п. 1); не приняты меры по контролю за соблюдением подрядчиком сроков выполнения обязательств, подрядчиком не уплачена неустойка на общую сумму 12 403 599,90 руб. (п. 2); в результате включения в акты выполненных работ (оказанных услуг) за период март - сентябрь 2015 года услуг по вывозу мусора и отоплению (экипировке углем) пассажирских вагонов, оказание которых документально не подтверждено, признаны неправомерными расходы на сумму 2 786 249,38 руб. (п. 3); в результате завышенного объема дополнительных услуг по очистке ЭЧТК в актах выполненных работ (оказанных услуг) за период март - сентябрь 2015 года признаны неправомерными расходы предприятия на сумму 2 095 798,14 руб. (п. 4); не осуществлен контроль за выполнением условий договоров аренды недвижимого имущества, в результате чего арендаторами не уплачена предприятию пеня на общую сумму 1 118 27,86 руб. (п. 5); оказаны услуги по проезду льготных категорий граждан в пригородном сообщении на общую сумму 1 134 378,16 руб. без заключения в 2015 году договора о расчетах за предоставленные услуги по проезду льготных категорий граждан в пригородном сообщении с Департаментом труда и социальной защиты населения города Севастополя с целью возмещения предприятию потерь от предоставления льгот (п. 6); недополучено арендной платы на общую сумму 414 556,90 руб. в результате неначисления или начисления не в полном объеме арендной платы арендаторам за 9 месяцев 2015 года (п. 7); необоснованно получен доход в виде сбора за оформление проездного документа (билета) в пути следования поезда в пригородном сообщении на общую сумму 291 241,52 руб. (п. 8); в результате занижения размера оплаты труда за сверхнормативную работу работниками предприятия допущено недополучение заработной платы за период с 01.01.2015 по 30.09.2015 на общую сумму 404 753,20 руб. (п. 10); излишне списано топливно-энергетических ресурсов на работу поездов за 9 месяцев 2015 года в количестве 11,04 тонн на общую сумму 353 721,82 руб. в результате превышения установленных норм (п. 11); понесены необоснованные расходы по оплате труда на сумму 380 256,61 руб. в результате содержания сверхштатных единиц (п. 12); необоснованное получение бюджетных средств на сумму 116 097,73 руб. в результате не подтверждения данными бухгалтерского учета и первичными учетными документами фактических расходов по оплате труда, амортизационных отчислений, расходу топлива, запчастям, техобслуживанию, ремонту, накладным расходам (п. 13); произведена компенсация расходов за наем жилого помещения первому заместителю начальника железной дороги Черняеву А.Г. за период с января по июнь 2015 года на сумму 189 500 руб. при отсутствии разработанного и утвержденного предприятием Порядка (Положения) (п. 14); произведена выплата компенсации расходов по найму жилого помещения главному бухгалтеру Константиненко Н.В. в августе и сентябре 2015 года на сумму 80 000 руб. при отсутствии на момент выплаты согласования ППО РОСПРОФЖЕЛ ФГУП "КЖД" о выплате данной компенсации с заместителем начальника дороги (по экономике и финансам), юридическим отделом, заместителем начальника дороги, курирующего обособленное подразделение/отдел работника и с соответствующей резолюцией на ней начальника железной дороги и при отсутствии внесенных дополнений в трудовой договор с Константиненко Н.В. о выплате данной компенсации (п. 15); необоснованно установлена надбавка за высокие достижения в труде заместителю начальника железной дороги по экономике и финансам Рокачеву С.А., что повлекло неправомерные расходы в сумме 98 148,27 руб. (п. 16); в результате завышения непрерывного стажа работы начальнику отдела кадров Куличенко Г.В. и дорожному мастеру Куксину В.В. излишне начислена и выплачена надбавка за выслугу лет за период с 01.01.2015 по 30.09.2015 на общую сумму 65 514,99 руб. (п. 17); в связи с начислением и выплатой вознаграждения за выслугу лет за период январь - февраль 2015 года, выплата которого не предусмотрена Трудовым договором, признаны неправомерными расходы на общую сумму 41 937,96 руб. (п. 18); признаны неправомерными расходы на сумму 5 661,71 руб. в результате завышения за январь - март 2015 года должностного оклада начальнику предприятия Каракулькину А.В. (п. 19); признаны неправомерными расходы на общую сумму 52 599,68 руб. в результате возмещения двум работникам предприятия расходов за проживание в гостинице, без документов, подтверждающих фактическое проживание (п. 20); признаны неправомерными расходы на сумму 1 150 руб. в результате возмещения Воронину А.С. расходов по проезду на такси, за время, не предусмотренное Положением предприятия от 03.04.2015 N 182/Н 9 (п. 21); признаны неправомерными расходы на сумму 1 605,00 руб. в результате возмещения расходов на приобретение авиабилета класса "А" приемщику локомотивов Стародубову С.В. без разрешения начальника железной дороги (п. 22); допущено превышение установленного лимита остатка наличных денежных средств в кассе ОП "Пассажирское вагонное депо г. Симферополь" на конец дня на сумму 32 120 526,46 руб. в период с 01.01.2015 по 30.06.2015 (п. 26); установлено занижение размера капитала в бухгалтерском учете на сумму 1 769 629 846,95 руб. в результате нарушения порядка формирования уставного капитала (несоответствие размера уставного капитала, зафиксированного в учредительных документах данным бухгалтерского учета) (п. 27).
Рассматривая спор и удовлетворяя заявленные требования, суды, руководствуясь положениями статей 22, 43, 104, 134, 135, 145, 152, 168, 329, 423 Трудового кодекса Российской Федерации, Коллективного договора ФГУП "КЖД" на 2015 год, приказом и.о. начальника железной дороги от 10.02.2015 N 105/Н "Об утверждении сбора за оформление проездного документа (билета) в пути следования поезда в пригородном сообщении ФГУП "КЖД", Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта", Положения о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643, Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом РФ, утвержденных приказом Минтранса РФ от 19.12.2013 N 473, статей 307-309, 330, 401, 425, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О бухгалтерском учете", оценив представленные в дело доказательства с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к правомерному выводу об отсутствии у Службы финнадзора оснований для принятия представления от 25.02.2016 N 08-14/608 в части оспоренных предприятием пунктов, поскольку ФГУП "КЖД" не допущено нарушений законодательных и нормативно-правовых актов.
Предприятие при определении индексации заработной платы использовало данные Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год, опубликованного на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации 16.02.2015, а также руководствовалось коллективным договором; оплата сверхурочной работы соответствовала установленному правилами внутреннего трудового распорядка работников ФГУП "КЖД" для сменных работников суммированному учету рабочего времени с учетным периодом - квартал и требованиям Трудового кодекса Российской Федерации; затраты на оплату труда понесены предприятием по сотрудникам временно переведенным на должности, основной работник по которым отсутствовал; должность "аккумуляторщик 4 разряда" участка по техническому обслуживанию и текущему ремонту электрооборудования пассажирских вагонов, предусмотрена по ПТО ст. Симферополь в количестве 6-ти человек и ПТО ст. Евпатория в количестве 2-х человек, что подтверждается штатным расписанием, приказами по личному составу и расчетными листами; компенсация расходов за наем жилого помещения первому заместителю начальника железной дороги Черняеву А.Г. за период с января по июнь 2015 года на сумму 189 500 руб. при отсутствии разработанного и утвержденного в ФГУП "КЖД" Порядка (Положения) производилась на основании трудового договора от 13.05.2014 N 8, заключенного между Министерством транспорта РК и Черняевым А.Г., и Коллективного договора, также как и выплата компенсации расходов по найму жилого помещения главному бухгалтеру Константиненко Н.В., что не противоречит требованиям законодательства; надбавки работникам предприятия установлены соответствующими приказами ФГУП "КЖД", предусмотрены Коллективным договором и Положениями об оплате труда работников; возмещение командировочных расходов произведено на основании представленных документов, подтверждающих их несение; превышение лимита остатка денежных средств составило не более 218 060,43 руб., что выявлено самим предприятием в результате инвентаризации операционной кассы пассажирского вагонного депо, проведенного согласно приказов начальника дороги и приказа начальника пассажирского вагонного депо, иного превышения лимита документально не подтверждено; предприятием не производилось занижение размера уставного фонда; у предприятия отсутствовали основания для взыскания с подрядчика неустойки по государственному контракту, поскольку предприятие и подрядчик, на основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 10.11.2015 N 1054-р "О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 29 июня 2015 года N 590-р" в связи с изменением Технического задания на проектирование, заключили дополнительное соглашение к контракту; предприятие документально подтвердило расходы по вывозу мусора и отоплению (экипировке углем) пассажирских вагонов, и не допустило завышенного объема дополнительных услуг по очистке; предприятие не является стороной по договорам аренды, а поэтому не имело правовых оснований как для как для начисления пени, так и для контроля в целом за выполнением условий договоров аренды; на основании "Порядка предоставления субсидий из бюджета города Севастополя ФГУП "КЖД" в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг льготной перевозки отдельных категорий граждан железнодорожным транспортом пригородного сообщения" (Постановление Правительства Севастополя от 14.12.2015 N 1197-ПП) предприятием заключен договор N 354 на возмещение затрат на предоставление указанной выше услуги, действие которого распространено и на периоды до заключения договора; сбор за оформление проездного документа в пути следования поезда пригородного сообщения, утвержден приказом и.о. начальника железной дороги от 10.02.2015 N 105/Н и под действие постановления от 05.08.2009 N 643 "Положение о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" не подпадает.
Доводы Службы финнадзора, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают правильность выводов судов, не свидетельствуют о нарушении норм материального права, а направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и сделанных на их основании выводов, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в связи с чем судом кассационной инстанции отклоняются.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.10.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2017 по делу N А83-2127/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А.Радюгина |
Судьи |
Е.В.Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.