г.Калуга |
|
25 июля 2017 г. |
Дело N А09-8124/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.07.2017.
Полный текст постановления изготовлен 25.07.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Судей |
Лукашенковой Т.В. Ключниковой Н.В. |
|||
|
Стрегелевой Г.А. |
|||
при участии в судебном заседании от: | ||||
Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации (Росавтодор) (129085, Москва, ул.Бочкова, д.4, ОГРН 1047796331494, ИНН 7717509757) |
|
Стульпинас Е.Ю. - представителя (доверенность от 27.06.2017 N 01-33/21971); |
||
Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Бобруйск Федерального дорожного агентства" (248000, г.Калуга, ул.Космонавта Комарова, д.24/50, ОГРН 1026700922555, ИНН 6725000810) |
|
Стульпинас Е.Ю. - представителя (доверенность от 21.01.2016 N 7-16); |
||
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области 241050, (город Брянск, ул.3 Июля, д.27, ОГРН 1043244052092, ИНН 3250057365) |
|
представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом; поступило ходатайство в проведении судебного заседания в отсутствие представителя, |
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации на решение Арбитражного суда Брянской области от 16.09.2016 (судья Фролова М.Н.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2017 (судьи Рыжова Е.В., Еремичева Н.В., Стаханова В.Н.) по делу N А09-8124/2016,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное дорожное агентство (далее - Агентство, Росавтодор) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган) от 29.02.2016 N 32/001/087/2015-250, оформленного сообщением об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - площадку отдыха, кадастровый номер 32:27:0340201:109, общей площадью 2 265 кв. м, расположенную по адресу: Брянская область, Унечский район, Федеральная автомобильная дорога общего пользования А-240 Брянск - Новозыбков - граница с Республикой Белоруссия слева 121+340 км, и возложении обязанности на регистрирующий орган осуществить государственную регистрацию указанного объекта недвижимого имущества в установленный законом срок.
Дело рассмотрено с участием в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Бобруйск Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ Упрдор Москва-Бобруйск).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 16.09.2016, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2017, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Росавтодор просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указывая, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом нарушены и неправильно применены нормы материального права.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росреестра по Брянской области просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в отзыве на кассационную жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей Росавтодора, ФКУ Упрдор Москва-Бобруйск, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Судами установлено, подтверждено материалами дела, 16.12.2015 Росавтодор обратился в Управление Росреестра по Брянской области с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - площадку отдыха, кадастровый номер 32:27:0340201:109, общей площадью 2 265 кв. м, расположенный по адресу: Брянская область, Унечский район, Федеральная автомобильная дорога общего пользования А-240 Брянск - Новозыбков - граница с Республикой Белоруссия слева 121 + 340 км. К заявлению был приложен кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 25.12.2012
Сообщением Управления Росреестра от 29.02.2016 N 32/001/087/2015-250 Агентству отказано в государственной регистрации на основании абзаца 2 (право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом) и абзаца 10 (не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя) пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Не согласившись с отказом Управления Росреестра по Брянской области, Росавтодор обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды двух инстанций пришли к выводу о соответствии оспариваемого отказа Управления Росреестра по Брянской области положениям Закона N 122-ФЗ.
Согласно статье 2 Закона N 122-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
Статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к недвижимым вещам отнесены земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснил, что недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс. Согласно статье 133.1 ГК РФ в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. В силу прямого указания статьи 133.1 ГК РФ в отсутствие названной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом (пункт 39).
Пункт 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации относит к линейным объектам линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) автомобильная дорога определена как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1 статьи 3). Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, на основании проектной документации, с предварительным получением разрешения на строительство, реконструкцию и последующим вводом в эксплуатацию (пункт 5 статьи 10, статья 16).
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона N 257-ФЗ элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Таким образом, в силу вышеизложенных норм права спорная площадка для отдыха является составной частью федеральной автомобильной дороги общего пользования А-240 Брянск - Новозыбков - граница с Республикой Белоруссия и расположена на земельном участке в границах полосы отвода автомобильной дороги, в связи с чем, не отвечает критериям самостоятельного объекта недвижимого имущества, подлежащего государственной регистрации.
Как установлено судом, в ЕГРП внесена запись о государственной регистрации права на объект с кадастровым номером 32:03:0000000:438 - Федеральная автомобильная дорога общего пользования А-240 Брянск - Новозыбков - граница с Республикой Белоруссия (М-13), назначение: транспортное, протяженность 204 646 м, адрес: Брянская область, Выгоничский, Почепский, Унечский, Клинцовский, Стародубский, Новозыбковский, Злынковский районы, участок федеральной автомобильной дороги.
Учитывая изложенное, у регистрирующего органа отсутствовали законные основания для внесения сведений о государственной регистрации права на площадку отдыха с кадастровым номером 32:27:0340201:109 в Единый государственный реестр прав, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанций правильно признали отказ Управления Росреестра по Брянской области от 29.02.2016 N 32/001/087/2015-250 правомерным и обоснованным.
Суд округа считает выводы судов законными и обоснованными.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права и не являются основаниями для отмены решения и постановления судов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом округа не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 16.09.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2017 по делу N А09-8124/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В.Лукашенкова |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.