г.Калуга |
|
26 июля 2017 г. |
Дело N А09-13070/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.07.2017.
Полный текст постановления изготовлен 26.07.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Судей |
Лукашенковой Т.В. Ключниковой Н.В. |
|||
|
Стрегелевой Г.А. |
|||
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковтуновой И.Б.,
при участии в судебном заседании от: | ||||
индивидуального предпринимателя Зубова Сергея Анатольевича (г.Брянск, ОГРН 304325018200041, ИНН 323400014389) |
|
Кулагиной О.А. - представителя (доверенность от 13.07.2015 N 32 АБ 0956307); |
||
Брянской городской администрации (241002, г.Брянск, проспект Ленина, 35) |
|
Копичевой И.В. - представителя (доверенность от 27.12.2016 N 1/06-2412И); |
||
Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации ( 241002, г.Брянск, проспект Ленина, 35) |
|
Копичевой И.В. - представителя (доверенность от 09.01.2017 N 29/04-6), |
рассмотрев в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Зубова Сергея Анатольевича на решение Арбитражного суда Брянской области от 20.12.2016 (судья Кулинич Е.И.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2017 (судьи Тучкова О.Г., Капустина Л.А., Тимашкова Е.Н.) по делу N А09-13070/2016
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Зубов Сергей Анатольевич (далее - предприниматель, ИП Зубов С.А.) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконными действий Брянской городской администрации (далее - Администрация) по проведению рыночной оценки стоимости аренды за земельный участок с кадастровым номером 32:28:0015501:7 общей площадью 1 664 кв.м, расположенный по адресу г. Брянск, мкр. Московский, о/д 49, и обязании устранить нарушение путем заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 32:28:0015501:7 общей площадью 1 664 кв.м, расположенного по адресу г. Брянск, мкр. Московский, о/д 49, для завершения строительства нежилого здания, объект незавершенного строительства, общая площадь застройки 2820 кв. м, степень готовности объекта 10%, сроком на три года с установлением размера арендной платы исходя из 1,5 процентов кадастровой стоимости земельного участка (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), принятого судом).
Дело рассматривалось с участием в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 20.12.2016, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, ИП Зубов С.А. обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Брянская городская администрация и Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации в отзывах (возражениях) на кассационную жалобу просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзывах на нее, выслушав пояснения принявшего участие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам проведенного аукциона (протокол от 09.11.2001 N 18/5 и постановление Брянской городской администрации от 01.11.2002 N 857) между Брянской городской администрацией и ИП Зубовым С.А. был заключен договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды земли) от 14.11.2002 N 2181, по условиям которого ИП Зубову С.А. предоставлен земельный участок площадью 1 664 кв.м с кадастровым номером 32:28:0015501:7, расположенный по адресу: г. Брянск, микрорайон "Московский", д/н участок ч. 7 для разработки проекта и строительства универсального здания общественного назначения. Дополнительными соглашениями к договору аренды земли от 14.10.2011, от 08.12.2014 срок действия договора аренды продлен до 07.12.2015. Впоследствии основании статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор был возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок.
24.12.2015 Брянская городская администрация на основании статьи 610 ГК РФ уведомила Зубова С.А. о прекращении договора аренды земли от 14.11.2002 N 21811 и просила в течение трех месяцев с момента получения уведомления вернуть земельный участок по акту приема-передачи.
Впоследствии, ссылаясь на нахождение на земельном участке объекта незавершенного строительства, степень готовности 10% (право собственности зарегистрировано 04.04.2016 N регистрации 32-32/001-32/016/022/2016-576/1), 20.04.2016 предприниматель обратился в Брянскую городскую администрацию с заявлением от 18.04.2016 о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 32:28:0015501:7 общей площадью 1 664 кв. м, расположенного по адресу: г. Брянск, мкр. Московский, о/д 49 (далее - спорный земельный участок), для завершения строительства нежилого здания, объект незавершенного строительства, общая площадь застройки 2 820 кв.м, степень готовности объекта 10%, сроком на три года.
Управлением имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации письмом от 22.07.2016 N 29/3-8348 в адрес предпринимателя направлен проект договора аренды земельного участка, в котором размер арендной платы определен исходя из отчета по определению рыночной стоимости годового размера арендной платы земельного участка от 30.05.2016 N 068-06-2016, подготовленного саморегулируемой организацией оценщиков ООО "Международный центр оценки и консалтинга".
Полагая, что действия Администрации по проведению оценки рыночной стоимости арендной платы за спорный земельный участок являются незаконными и нарушают права и законные интересы предпринимателя, последний обратился в арбитражный суд с рассмотренными в рамках настоящего дела требованиями.
Суд округа не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и исходит при этом из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено судами, ИП Зубов С.А. является собственником нежилого здания, объекта незавершенного строительства, общая площадь застройки 2 820 кв.м, степень готовности объекта 10%, адрес объекта: Брянская область, г. Брянск, мкр. Московский, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 04.04.2016 сделана запись регистрации N 32-32/001-32/016/022/2016-576/1.
Спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена; полномочиями по распоряжению спорным земельным участком обладает Брянская городская администрация на основании пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Положения об управлении и распоряжении земельными участками на территории города Брянска, принятого решением Брянского городского Совета народных депутатов от 29.04.2015 N 168.
Согласно пункту 1 статьи 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 данной статьи.
Подпунктом 2 пункта 5 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 данного пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
Как установлено судами, заявление Зубова С.А. рассмотрено Брянской городской администрацией в соответствии со статьей 39.17 ЗК РФ, подготовлен проект договора аренды земельного участка, который направлен (выдан) предпринимателю для подписания.
В соответствии с проектом договора от 30.05.2016 N 48730Г аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, Брянская городская администрация (арендодатель) предоставляет, а Зубов Сергей Анатольевич (арендатор) принимает в аренду земельный участок из категории земель: земли населенных пунктов, общей площадью 1 664 кв. м с кадастровым номером 32:28:0015501:7, расположенный по адресу: г. Брянск, мкр. Московский, о/д 49, для использования в целях: для разработки проекта и строительства универсального здания общественного назначения. Согласно п. 2.1 проекта договора аренды срок аренды участка установлен с 30.05.2016 по 29.05.2019 (три года).
Как следует из подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков.
В соответствии с пунктом 6 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Правила), арендная плата за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях не указанных в пунктах 3 - 5 данных Правил, рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Брянской области, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержден постановлением Правительства Брянской области от 11.12.2015 N 595, и предусматривает, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и в случаях, не указанных в пунктах 4, 5 Порядка, размер арендной платы определяется на основании рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 Порядка).
Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (далее - Закон об оценочной деятельности) определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки (статья 2).
Статьей 6 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных данным Федеральным законом.
Право на проведение оценки объекта оценки является безусловным и не зависит от установленного законодательством Российской Федерации порядка осуществления государственного статистического учета и бухгалтерского учета и отчетности. Данное право распространяется и на проведение повторной оценки объекта оценки. Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть использованы для корректировки данных бухгалтерского учета и отчетности.
На основании муниципального контракта от 29.04.2016 N 2, заключенного между Управлением имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Международный центр оценки и консалтинга", определена рыночная стоимость годового размера арендной платы спорного земельного участка (отчет от 30.05.2016 N 068-06-2016).
В силу вышеуказанных норм права Брянская городская администрация, являясь органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе спорным земельным участком, обладает безусловным правом на проведение оценки объекта оценки.
При таких обстоятельствах сами по себе оспариваемые действия Администрации по проведению оценки рыночной стоимости арендной платы за спорный земельный участок соответствуют нормам действующего законодательства и не содержат признаков нарушения прав и законных интересов предпринимателя, не влекут для него каких-либо негативных последствий, а последующие возможные действия Администрации по применению результатов оценки предметом рассмотрения по данному делу не являются.
Ссылка представителя предпринимателя на избыточность данных действий отклоняется судом округа, поскольку в силу части 1 статьи 198 АПК РФ избыточность не отнесена к условиям для признания оспариваемых действий незаконными.
В соответствии со статьей 11 ГК РФ судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке одним из способов, указанных в статье 12 ГК РФ. Условием предоставления судебной защиты является установление факта нарушения субъективного материального права или охраняемого законом интереса истца именно тем лицом, к которому предъявлено требование, то есть ответчиком по делу.
Согласно пункту 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 данного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Возможность выбора лицом, полагающим свои права нарушенными, того или иного способа защиты предполагает необходимость учета им характера допущенного нарушения, поскольку выбранный им способ защиты должен способствовать восстановлению нарушенного права и удовлетворить его материально-правовой интерес.
На основании изложенного суд округа приходит к выводу об избрании предпринимателем ненадлежащего способа защиты, так как возникший между сторонами спор в части установления размера арендной платы является по сути преддоговорным и не подлежит рассмотрению в порядке главы 24 АПК РФ.
Соответствующие выводы судов доводов о размере арендной платы (1,5 % кадастровой стоимости земельного участка) являются избыточными, однако они не привели к принятию неверных судебных актов.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты не подлежат отмене.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Исходя из изложенного, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 20.12.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2017 по делу N А09-13070/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Лукашенкова |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.