г. Калуга |
|
31 июля 2017 г. |
Дело N А35-11557/2015 |
Резолютивная часть постановления изготовлена 26.07.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.07.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Толкачевой И.Ю. |
судей |
Аникиной Е.А. |
|
Платова Н.В. |
при участии в заседании: |
|
от истца |
представитель не явился, извещен надлежаще, |
от ответчика |
представитель не явился, извещен надлежаще, |
от третьего лица |
представитель не явился, извещен надлежаще, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу МУП "Транспортные линии", Курская область, на решение Арбитражного суда Курской области от 13.02.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2017 по делу N А35-11557/2015,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Транспортные линии" (далее - МУП "Транспортные линии", истец), ОГРН 1064633000475, обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском к Курской области в лице Комитета промышленности, транспорта и связи Курской области (далее - Комитет, ответчик), ОГРН 1024600957732, о взыскании 55 110 000 руб. 90 коп.
Решением Арбитражного суда Курской области от 13.02.2017 (судья Беседина А.Ю.) в иске отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2017 (судьи Афонина Н.П., Яковлев А.С., Письменный С.И.) решение Арбитражного суда Курской области от 13.02.2017 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными решением и постановлением, МУП "Транспортные линии" подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в судебных актах, обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации в Картотеке арбитражных дел на официальном Интернет-сайте "Федеральные арбитражные суды Российской Федерации", открытом для публичного просмотра, не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Изучив материалы дела, в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения в связи с нижеизложенным.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, в 2012 году при реализации проводимых органами государственной власти Российской Федерации и Курской области мероприятий по обеспечению федеральным льготникам равной с областными льготниками доступности услуг общественного транспорта МУП "Транспортные линии" предоставляло федеральным льготникам, проживающим в городе Железногорске Курской области, право проезда на своем транспорте по городским и пригородным пассажирским маршрутам на основании единого социального проездного билета.
Введенный постановлением Администрации Курской области от 17 февраля 2005 года N 7 "Об обеспечении равной доступности транспортных услуг на территории Курской области" единый социальный проездной билет (ЕСПБ) предоставлял гражданам льготных категорий право проезда в городском общественном транспорте, стоимость ЕСПБ была меньше стоимости обычного (не льготного) проездного билета.
МУП "Транспортные линии" в спорный период являлось организацией общественного транспорта, осуществляющей перевозки граждан автобусами, и в силу ст. 426, ст. 789 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязано было перевозить лиц, имеющих федеральную льготу, на основании ЕСПБ.
15.01.2012 между Комитетом промышленности, транспорта и связи Курской области (Комитет) и МУП "Транспортные линии" (исполнитель) был заключен договор N 522, предметом которого являлось установление взаимных обязательств по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории области в соответствии с постановлением Администрации Курской области от 17.02.2005 N 7 "Об обеспечении равной доступности транспортных услуг на территории Курской области".
В силу пункта 1.2. договора возмещение исполнителю расходов в связи с предоставлением права проезда отдельным категориям граждан по единому социальному месячному проездному билету, указанным в пункте 1.1, производится Комитетом в соответствии с Правилами предоставления субсидий из областного бюджета транспортным организациям на возмещение расходов по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории области для отдельных категорий граждан, утвержденными постановлением Администрации Курской области от 28.07.2011 N 339-па.
Сумма возмещения расходов на обеспечение равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, указанным в п. 1.1 настоящего договора, в размере 1177,5 тыс. руб. подлежит перечислению исполнителю по мере поступления денежных средств на лицевой счет Комитета, открытый в Комитете финансов Курской области (пункт 1.3 договора).
В соответствии с пунктом 2.2 договора Комитет обязался перечислять платежным поручением на счет исполнителя сумму, указанную в пункте 1.3 договора, по мере поступления денежных средств на расчетный счет Комитета при обязательном представлении исполнителем отчетов согласно пункту 2.1 (б) по установленной форме.
Впоследствии сторонами были подписаны дополнительные соглашения к договору, согласно которым сторонами определялся размер возмещаемых расходов.
Истцом признан факт получения денежных средств из бюджета в общей сумме 5 232 000 руб. 00 коп. и получение от реализации ЕСПБ суммы 7 480 882 руб. 50 коп.
Ссылаясь на то, что МУП "Транспортные линии" предоставляло федеральным льготникам возможность льготного проезда в городском и пригородном пассажирском сообщении по единым социальным проездным билетам (ЕСПБ), выплаченная из бюджета сумма возмещения не покрыла в полном объеме расходы исполнителя, что привело к возникновению у МУП "Транспортные линии" убытков в сумме 55 110 000 руб. 90 коп., последнее обратилось в Арбитражный суд Курской области с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований МУП "Транспортные линии", суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии с подп. 12 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
В силу подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
В тоже время, Федеральный закон N 122-ФЗ предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Полномочия по предметам совместного ведения, отнесенные в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в силу прямого указания абз. 3 п. 1 ст. 85 БК РФ финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанных норм, в целях обеспечения равной доступности приобретения социальных проездных документов гражданами, имеющими право на получение социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Курской области, постановлением Администрации Курской области от 17.02.2005 N 7 "Об обеспечении равной доступности транспортных услуг на территории Курской области" определено, что на территории Курской области социальными проездными документами являются универсальная электронная карта с региональным транспортным приложением, транспортная карта льготника, единый социальный месячный проездной билет, дающие право на проезд в автомобильном и городском электрическом транспорте общего пользования городского и пригородного сообщений, кроме транспортных средств категории М2 (типа "Газель"), для категорий граждан, указанных в пункте 1 этого постановления.
Возмещение расходов транспортным организациям и индивидуальным предпринимателям по обеспечению равной доступности к услугам общественного транспорта на территории области для отдельных категорий граждан осуществляется в соответствии с Правилами возмещения расходов транспортным организациям и индивидуальным предпринимателям по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории области для отдельных категорий граждан, утвержденными постановлением Администрации Курской области от 28.07.2011 N 339-па.
Согласно пункту 3 указанных Правил средства областного бюджета предоставляются транспортным организациям всех форм собственности и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку отдельных категорий граждан по единому социальному месячному проездному билету в соответствии с договором, заключенным с Комитетом промышленности, транспорта и связи Курской области.
Как установлено судами, на основании договора N 522 от 15.01.2012, заключенного между Комитетом промышленности, транспорта и связи Курской области (Комитет) и МУП "Транспортные линии" (исполнитель), в соответствии с реестром платежных поручений за 2012 года ответчик возместил истцу расходы по перевозке отдельной категории граждан в общей сумме 5 232 000 руб. 00 коп.
Истцом не оспаривается, что выделенные из бюджета Курской области за 2012 год средства на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта израсходованы полностью.
В силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее деле, должно доказать обстоятельства на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суды пришли к выводу о том, что истцом не указаны реальные расходы истца по перевозке льготной категории граждан, не приведено в расчете исковых требований и соответственно документально не подтверждено наличие и размер реальных расходов истца по перевозке этой категории граждан.
Суды указали, что количество льготников определялось в одностороннем порядке кондукторами истца и данное количество в силу "обезличенности" учета не может быть проверено. Расчет убытков основан исключительно на расчетном методе и не отражает фактические затраты истца (реальный ущерб) на транспортное обслуживание рассматриваемой категории граждан, в связи с чем не представляется возможным получить достоверные данные о размере образовавшихся у истца убытков. Основываясь исключительно на среднестатистическом количестве поездок, истец не представил достоверных сведений о фактическом количестве перевезенных льготных пассажиров в рассматриваемом периоде.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, обращаясь с иском о взыскании убытков, истец должен доказать их наличие, причинно-следственную связь между противоправным поведением ответчика и возникновением у истца убытков, их размер.
Оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что доказательств наличия указанных обстоятельств в их совокупности истцом не представлено, в связи с чем обоснованно отказали в иске.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм процессуального права или материального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, кассационной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и доводы сторон, в том числе приведенные в кассационной жалобе истца, были предметом исследования и оценки судов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 13.02.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2017 по делу N А35-11557/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Ю. Толкачева |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.