г. Калуга |
|
15 августа 2017 г. |
Дело N А83-9290/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.08.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.08.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Ключниковой Н.В. |
судей |
Лукашенковой Т.В. |
|
Смолко С.И. |
при участии в заседании: |
|
от Государственного комитета ветеринарии Республики Крым (ОГРН 1149102017547, ИНН 9102012160, ул. Жени Дерюгиной, 5А, г. Симферополь, Республика Крым, 295022);
от общества с ограниченной ответственностью "Ялтинский зоопарк "Сказка" (ОГРН 1149102080610, ИНН 9103009594, ул. Садовая, 14, кв.12А, г. Ялта, Республика Крым, 298612); |
|
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственного комитета ветеринарии Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 22.03.2017 (судья Осоченко И.К.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2017 (судьи Калашникова К.Г., Вахиов Р.С, Котлярова Е.Л.) по делу N А83-9290/2016,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ялтинский зоопарк "Сказка" (далее - Общество, ООО "Ялтинский зоопарк "Сказка") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственного комитета ветеринарии Республики Крым (далее - Комитет, администартвиный орган) от 14.10.2016 N 02-065 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Решением суда от 22.03.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 31.05.2017, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Комитет просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, на основании распоряжения Комитета от 20.10.2016 N 01-15/2-7394 по согласованию с Прокуратурой Республики Крым в отношении ООО "Ялтинский зоопарк "Сказка" проведена внеплановая выездная проверка с 24.10.2016 по 27.10.2016 в связи с информацией о смерти тигрольва в его структурном подразделении - Парке львов "Тайган", результаты которой отражены в акте проверки от 27.10.2016 N 02-046.
В ходе проверки выявлено, что Обществом не осуществляются хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и птиц, что является нарушением требований статьи 18 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии"; труп тигрольва является биологическим отходом в соответствии с пунктом 1.2. Ветеринарно-санитарных правил оборота, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 N13-7-2/469 (далее - Правила).
В нарушение пункта 1.3. Правил ООО "Ялтинский зоопарк "Сказка" не известил государственную ветеринарную службу о гибели животного (тигрольва), согласно которому владельцы животных в срок не более суток с момента гибели животного, обязаны известить об этом государственную ветеринарную службу; также Общество не исполнило обязанность по доставке биологических отходов (трупа тигрольва) для дальнейшего уничтожения в соответствии с действующим ветеринарным законодательством Российской Федерации, что является нарушением пунктов 1.4. и 1.5. Правил.
Усмотрев в действиях ООО "Ялтинский зоопарк "Сказка" признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 10.8. КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом административного органа 31.10.2016 составлен протокол N 02-065 об административном правонарушении.
Постановлением заместителя главного государственного ветеринарного инспектора Республики Крым от 14.11.2016 N 02-065 ООО ""Ялтинский зоопарк "Сказка" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 10.8. КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявленным требованием, удовлетворяя которое, суд правомерно исходил из следующего.
Частью 3 статьи 10.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
Пункт 1.1 Ветеринарно-санитарных правил определяет, что их положения являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения.
В силу пункта 1.2 Ветеринарно-санитарных правил под биологическими отходами понимаются трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных; абортированные и мертворожденные плоды; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
Также понятие биологических отходов закреплено в пункте 3.23 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", где под биологическими отходами понимаются биологические ткани и органы, образующиеся в результате медицинской и ветеринарной оперативной практики, медико-биологических экспериментов, гибели скота, других животных и птицы, и другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения, а также отходы биотехнологической промышленности.
Согласно пункту 1.3 Ветеринарно-санитарных правил, владельцы животных, в срок не более суток с момента гибели животного, обнаружения абортированного или мертворожденного плода, обязаны известить об этом ветеринарного специалиста, который на месте, по результатам осмотра, определяет порядок утилизации или уничтожения биологических отходов.
Биологические отходы, доставленные для переработки или захоронения (сжигания) владельцем, утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах (пункты 1,4, 1.5 Ветеринарно-санитарных правил).
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно частям 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства, суды пришли к выводу о недоказанности Комитетом события вмененного Обществу правонарушения.
Суды исходили из того, что анализ представленных документов не позволяет установить событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 10.8 КоАП РФ.
Согласно части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В отсутствие доказательств наличия события, вмененного Обществу административного правонарушения, судебные инстанции, руководствуясь положениями статьи 1.5, части 1 статьи 26.1, статьи 26.2 КоАП РФ, части 4 статьи 210 АПК РФ, пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для признания незаконным и отмене постановления Комитета от 14.10.2016 N 02-065.
Иные доводы Комитета, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судебных инстанций и по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 22.03.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2017 по делу N А83-9290/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.