г.Калуга |
|
16 августа 2017 г. |
Дело N А08-8361/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 августа 2017 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
судей |
Николаевой Н.Н. Якимова А.А. |
при участии в заседании:
от акционерного общества "Оскольский электрометаллургический комбинат" (пр-т Алексея Угарова, д.218, здание 2, г.Старый Оскол, Белгородская обл.): Ряполов С.В. - представитель по доверенности от 07.12.2016;
от Государственного учреждения - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (бульвар Народный, д.53, г.Белгород): не явились, о месте и времени слушания дела извещён надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Белгородской области от 06.02.2017 (судья Сапронова Е.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2017 (судьи Осипова М.Б., Ольшанская Н.А., Михайлова Т.Л.) по делу N А08-8361/2016,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Оскольский электрометаллургический комбинат" (далее - Общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Учреждение, Фонд) N 171 от 02.11.2016 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 06.02.2017 заявленные акционерным обществом "Оскольский электрометаллургический комбинат" требования удовлетворены, решение Государственного учреждения - Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (филиал N 3) N 171 от 02.11.2016 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний признано недействительным.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2016 решение Арбитражного суда Белгородской области от 06.02.2017 по делу N А08-8361/2016 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Государственного учреждения - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации без удовлетворения.
Не согласившись с данными судебными актами, Фонд обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, поскольку спорные выплаты как связанные с санаторно-курортными путевками, так и с безосновательной оплатой пособий на случай временной нетрудоспособности, являются выплатами в пользу работников, подлежат обложению страховыми взносами.
Общество в отзыве доводы жалобы не признало, поскольку выплаты в обоих случаях не были безусловно связаны с результатами труда работников, сослалось на определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016 по делу N 307-КГ16-17098.
Государственное учреждение - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в суд округа своих представителей не направили, что не является в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) препятствием рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании представитель АО "Оскольский электрометаллургический комбинат" в судебном заседании поддержал доводы отзыва, возражал против удовлетворения жалобы.
Заслушав объяснения представителя общества, изучив материалы дела, доводы, указанные в жалобе, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность решения и постановления, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Материалами дела подтверждается, что филиалом N 3 Государственного учреждения - Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в период с 12.09.2016 по 23.09.2016 проведена выездная проверка страхователя по вопросам правильности исчисления, полноты уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.
По итогам выездной проверки составлен акт от 30.09.2016 N 171н/с.
По результатам рассмотрения акта и материалов выездной проверки Учреждением вынесено решение N 171 от 02.11.2016 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, в виде штрафа в сумме 167 208 рублей 39 копеек.
Также указанным решением Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 836 041 рубль 93 копейки, пени в сумме 29 125 рублей 25 копеек.
Основанием для привлечения страхователя к ответственности, а также начисления сумм недоимки и пеней послужило то обстоятельство, что общество приобретало путевки на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение расходов страхователя на санаторно-курортное лечение сотрудников в 2013-2014 годах осуществлялось за счет сумм страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве, а с 01.07.2015 за счет собственных средств с последующим возмещением из бюджета Фонда социального страхования. При этом страховые взносы на обязательное социальное страхование на указанные выплаты Обществом не начислялись.
Также были выявлены суммы, не принятые к зачету расходов - 2 486 рублей 54 копейки на выплату пособий по листкам временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2013 году. Сумма доначисленных страховых взносов составила 47 рублей 25 копеек.
Указанные суммы Учреждения полагает необходимым включать в базу для исчисления страховых взносов.
Не согласившись с указанным решением, полагая свои права и законные интересы нарушенными, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения органа Фонда социального страхования недействительным.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 06.02.2017, оставленным без изменения Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2016 требования общества удовлетворены.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Белгородской области от 06.02.2017 и постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2017 Фонд просит судебные акты отменить, в удовлетворении требований отказать.
Вместе с тем, удовлетворяя требования общества суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 165-ФЗ от 16.07.1999 "Об основах обязательного социального страхования" (далее -Закон N 165-ФЗ) страхователи (работодатели), к которым относятся организации любой организационно-правовой формы, а также в предусмотренных законодательством случаях граждане, обязаны в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регламентированы Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (деле - Закон N 125-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 125-ФЗ физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии с пунктами 2, 17 части 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы, вести учет начисления и перечисления страховых взносов и производимых им страховых выплат, обеспечивать сохранность имеющихся у него документов, являющихся основанием для обеспечения по страхованию.
Согласно части 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 данного Федерального закона (часть 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ).
При этом, согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных в том числе с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Понятие трудовых отношений определено в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), согласно которой трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), то есть, заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Статья 164 ТК РФ под гарантиями понимает средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений; под компенсациями - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.
Перечень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам в силу действующего законодательства, установлен в статье 165 ТК РФ.
В то же время из статьи 132 ТК РФ следует, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
Взаимосвязанное толкование приведенных норм Трудового кодекса, положений Закона N 125-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, следует понимать выплаты и вознаграждения, полученные работником от работодателя за выполнение трудовой функции, обусловленной трудовым соглашением (независимо от формы его заключения), определяемые в соответствии с перечисленными в статье 15 ТК РФ нормативными правовыми и локальными актами, регулирующими трудовые отношения. При этом, в базу для начисления страховых взносов подлежат включению выплаты в пользу физического лица, являющиеся вознаграждением за труд и зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы.
Вместе с тем выплаты, производимые работодателем в пользу или в интересах работника не за результаты труда, а по иным основаниям, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов в порядке, установленном статьей 7 Закона N 212-ФЗ и статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия оплаты труда, сформулированному в Трудовом кодексе.
При этом, как положениями Закона N 212-ФЗ, так и положениями Закона N 125-ФЗ, регулирующего исчисление и уплату страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, установлено, что компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации и связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей не подлежат обложению страховыми взносами, в случае, если такие выплаты произведены в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что разделом 4 коллективного договора АО "ОЭМК" на 2014-2016 годы, прошедшего регистрацию в Отделе по труду и социальному партнерству управления анализа и прогнозирования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области 23.12.2013, предусмотрено, что дополнительно к установленным законодательством Российской Федерации общество реализует мероприятия по социальной поддержке, в том числе устанавливает выплаты, компенсации и льготы, организует мероприятия по профилактике заболеваний, реабилитации, санаторно-курортному лечению и отдыху для работников и членов их семей, организует спортивные и культурные мероприятия для работников, пенсионеров и членов их семей в порядке и на условиях, установленных локальными нормативными актами Общества, в пределах утвержденного годового бюджета Общества на эти цели
Исследовав в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела документы, суды пришли к выводу о том, что спорные выплаты не обладают признаками оплаты труда (вознаграждения за труд), напротив, носят социальный характер, поэтому не являются объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование применительно к положениям статье 20.1 Закона N 125-ФЗ.
Поскольку между обществом и его работниками заключен коллективный договор в целях создания системы социально-трудовых отношений, которая бы способствовала стабильной и производительной работе, повышению уровня жизни работников, установлению социально- трудовых прав и гарантий, реализации принципов социального партнерства и взаимной ответственности сторон, то социальные выплаты, основанные на коллективном договоре, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Как верно отмечено судом апелляционной инстанции доказательств, свидетельствующих о том, что предоставление путевок являлось частью оплаты труда работников, то есть носило систематический характер и при этом, зависело от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялось исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, Учреждением не представлено.
При этом, сторонами также не оспаривается, что спорные выплаты осуществлялись в адрес работников, занятых на работах с вредными и(или) опасными производственными факторами, на сумму указанных выплат обществом уменьшался размер взносов, подлежащих уплате в фонд в пределах установленных вышеизложенными нормами закона ограничений.
Вопреки доводам жалобы, формулировка оснований предоставления путевок, приведенная в коллективном договоре, на связь предоставления путевки с результатом труда конкретного работника не указывает, так как путевки предоставлялись не всем работникам достигшим определенного трудового результата, стажа, квалификации.
Таким образом, спорные выплаты, не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества самой работы, носят социальный характер и, следовательно, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Указывая на неправомерность выводов Учреждения о занижении базы страховых взносов на непринятые к зачету отделением Фонда расходы на оплату пособия по временной нетрудоспособности, суды обоснованно отметили, что в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и пункта 18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Пунктом 10 "Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 (далее - Правила N 184), предусмотрено, что расходы на выплату обеспечения по страхованию, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, не засчитываются страховщиком в счет уплаты страховых взносов.
Как следует из материалов дела, факт наступления нетрудоспособности работников Воротынцева С.Н. и Соколовой И.В. в ноябре 2013 года подтверждается листками нетрудоспособности. В отсутствие опровержения фактов наступления нетрудоспособности застрахованных лиц, отказ в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения не ставит под сомнение правомерность их выплаты как за счет Фонда социального страхования Российской Федерации, так и за счет работодателя, поскольку социальная природа указанных выплат сохраняется.
Сам по себе факт отказа в принятии к зачету расходов по выплате пособия сам по себе не изменяет правовую природу непринятых расходов, и не обязывает включать указанные суммы в базу для начисления страховых взносов.
Таким образом, суммы не принятых к зачету расходов, выплаченных по листкам нетрудоспособности, на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятые Фондом к зачету в счет уплаты страховых взносов, не могут быть автоматически квалифицированы в качестве выплат в пользу работников в рамках трудовых отношений, и, соответственно, на них не подлежат начислению страховые взносы по всем видам страхового обеспечения.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у Учреждения оснований для включения оспариваемых сумм в базу для начисления страховых взносов. Оснований для удовлетворения жалобы Фонда и пересмотра судебных актов у суда округа не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 06.02.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2017 по делу N А08-8361/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1 и 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И.Смирнов |
Судьи |
Н.Н.Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.