г.Калуга |
|
17 августа 2017 г. |
Дело N А84-157/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.08. 2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.08.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Шильненковой М.В. |
||
судей |
Сладкопевцевой Н.Г. Толкачевой И.Ю. |
||
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Малиновской А.Н. |
||
при участии в заседании: |
|
||
от истца: Правительство Севастополя
от ответчика: ООО "Производственно-коммерческая фирма "Интер-Феникс"
от третьих лиц: ГКУ "Капитальное строительство"
Департамента капитального строительства города Севастополя |
не явились, извещены надлежаще,
Емельяненко В.А. (дов. от 22.03.2017),
Масаламовой Л.Ю. (дов. N 56 от 15.05.2017),
Марчук М.М. (дов. от 30.09.2016),
|
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу Правительства города Севастополя на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2017 по делу N А84-157/2016,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Севастополя, ОГРН 1149204002166, ИНН 9204001231, обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Интер-Феникс", ОГРН 1149204005895, ИНН 9201001963, (далее - ООО "ПКФ "Интер-Феникс") о взыскании 276 607 руб. 69 коп. неустойки за неисполнение условий государственного контракта от 26.12.2014 N 34 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Оборудование скважины в с. Родное, строительство РЧВ, насосной станции и прокладка водовода протяженностью 650 м."
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное казенное учреждение "Капитальное строительство", ОГРН 1149204015058, ИНН 9204007681, (далее - ГКУ "Капитальное строительство"), Департамент капитального строительства города Севастополя, ОГРН 1149204006434, ИНН 9204003373.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 03.11.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме. С ООО "Производственно-коммерческая фирма "Интер-Феникс" в пользу Правительства города Севастополя взыскано 276 607 руб. 69 коп. неустойки.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2017 (судьи Баукина Е.А., Рыбина С.А., Черткова И.В.) решение Арбитражного суда города Севастополя от 03.11.2016 отменено. В удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемом постановлении, обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение судом норм материального права и нарушение норм процессуального права, Правительство Севастополя обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене постановления Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2017, удовлетворив заявленные требования в полном объеме.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ответчика, считая принятое судебное постановление законным и обоснованным, просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Представители ГКУ "Капитальное строительство", Департамента капитального строительства города Севастополя с доводами жалобы согласились, просили отменить постановление суда апелляционной инстанции, как незаконное.
Правительство Севастополя, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем размещения соответствующих сведений на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа, открытом для публичного просмотра, своих представителей для участия в судебном заседании не направило.
Арбитражный кассационный суд в порядке ст. 284 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей истца.
Изучив материалы дела, в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обсудив доводы кассационной жалобы, пояснений к ней ГКУ "Капитальное строительство" и отзыва ответчика, выслушав представителей ответчика и третьих лиц, судебная коллегия полагает, что обжалуемое апелляционное постановление подлежит отмене с направлением дела в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд для нового рассмотрения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 26.12.2014 между ГКУ "Капитальное строительство", действующим от имени Правительства Севастополя, (государственный заказчик) и ООО "Производственно-коммерческая фирма "Интер-Феникс" (генподрядчик) заключен государственный контракт N 34, по условиям которого генподрядчик обязался на свой риск собственными и (или) привлеченными силами и средствами осуществить строительно-монтажные работы на объекте: "Оборудование скважины в с.Родное, строительство РЧВ, насосной станции и прокладка водовода протяженностью 650-м." в соответствии с условиями контракта и проекта, а государственный заказчик - принять и оплатить указанные работы.
Согласно п.п. 3.1, 3.4, 3.5 контракта его цена на 2014 год составила 7 996 776 руб. 22 коп., является твердой, и не подлежит изменению, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, что оформляется сторонами дополнительным соглашением к контракту. Превышение цены работ, указанных в сводном сметном расчете, в составе проектной документации, не является основанием для применения цены контракта в сторону увеличения.
Стоимость всех затрат генподрядчика, необходимых для выполнения работ, включенных в цену контракта, предусмотрена в п.3.3.
В силу п.п. 4.1, 4.3 контракта оплата по контракту осуществляется в рублях за счет средств иных межбюджетных трансфертов из Федерального бюджета бюджету г.Севастополь в рамках реализации Плана неотложных мероприятий (действий) по обеспечению бесперебойного хозяйственно-бытового питьевого водоснабжения города Севастополя в пределах обязательств в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической структурами расходов бюджетов Российской Федерации, установленными федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Оплата выполненных генподрядчиком строительно-монтажных работ производится государственным заказчиком ежемесячно в течение 20-ти банковских дней после предоставления актов о приемке выполненных работ, справок о стоимости выполненных работ и затрат, оригиналов счета и счета-фактуры.
В соответствии с п. 5.2 контракта датой окончания работ по капитальному строительству определено 29.12.2014; подписание итогового акта приемки выполненных работ - 30.12.2014.
Срок действия контракта определен сторонами в пунктах 17.1, 17.2 контракта - с момента его подписания и до 31.12.2014.
Пунктом 16.3 контракта предусмотрена ответственность генерального подрядчика в случае просрочки исполнения своих обязательств по контракту в виде уплаты неустойки (пени), начисленной за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по контракту в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта.
Дополнительным соглашением от 30.03.2015 N 2 срок исполнения работ по контракту на спорном объекте продлен до 30.06.2015.
26.12.2014 сторонами подписан акт приемки выполненных работ на объекте на общую сумму 3 160 977 руб. 36 коп., которые оплачены государственным заказчиком в полном объеме (платежное поручение от 26.12.2014 N 134).
Ссылаясь на неисполнение ответчиком своих обязательств по завершению всего комплекса работ в рамках государственного контракта в установленный им срок, ГКУ "Капитальное строительство" направило в адрес ответчика претензию от 24.11.2015 с требованием об уплате неустойки в порядке п. 16.3 контракта.
Неисполнение ответчиком требования истца об оплате указанной суммы неустойки в добровольном порядке послужило основанием для обращения Правительства города Севастополя в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассмотрев спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта нарушения подрядчиком обязательств по своевременному выполнению работ, предусмотренных контрактом, удовлетворив требование истца о взыскании с генподрядчика 276 607 руб. 69 коп. неустойки за период с 01.07.2015 по 18.01.2016.
Отменяя решение суда от 03.11.2016 и отказывая в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. 47 АПК РФ, пришел к выводу о том, что Правительство Севастополя является ненадлежащим истцом по настоящему делу, поскольку государственным заказчиком по контракту от 26.12.2014 N 34 выступает ГКУ "Капитальное строительство".
Судебная коллегия считает данный вывод суда апелляционной инстанции не соответствующим требованиям действующего законодательства и материалам дела.
Согласно ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В силу ч. 2 ст. 44 АПК РФ истцами являются организации и граждане, предъявившие иск в защиту своих прав и законных интересов.
В соответствии с Законом города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительств Севастополя", Уставом города Севастополя Правительство Севастополя является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти города Севастополя, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Севастополя.
19.06.2014 Правительством Российской Федерации принято Постановление N 563 "Об утверждении Правил предоставления в 2014 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Республики Крым и г.Севастополя на финансовое обеспечение реализации неотложных мероприятий по обеспечению бесперебойного хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения Республики Крым и г.Севастополя".
Во исполнение пунктов 3, 4 данного Постановления между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Севастополя подписано Соглашение от 29.07.2014 N 09-221/С "О предоставлении из федерального бюджета бюджету г.Севастополя иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации неотложных мероприятий по обеспечению бесперебойного хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения г.Севастополя" с дополнительным соглашением от 15.10.2014 N 1.
Спорный объект "Оборудование скважины в с.Родное, строительство РЧВ, насосоной станции и прокладка водовода протяженностью 650-м." включен в Перечень неотложных мероприятий по обеспечению хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения города федерального значения Севастополя в 2014 году по Главному управлению "ЖКХ и благоустройства" Правительства Севастополя и Управлению капитального строительства.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 563 и Соглашением от 29.07.2014 N 09-221/С собственником денежных средств, предназначенных для реализации неотложных мероприятий по обеспечению бесперебойного хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения г.Севастополя, является Правительство Севастополя.
Во исполнение Соглашения N 09-221/С Правительством города Севастополя принято Постановление от 19.08.2014 N 218 "Об утверждении Порядка расходования иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету города Севастополь на финансовое обеспечение реализации неотложных мероприятий по обеспечению бесперебойного хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения г.Севастополя, предоставленного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации".
Пунктами 1, 3.1 Постановления N 218 Управление капитального строительства города Севастополя определено заказчиком и главным распорядителем средств бюджета города федерального значения Севастополя по вышеуказанным мероприятиям.
Также предусмотрено, что Управление капитального строительства города Севастополя вправе обеспечить передачу своих полномочий по осуществлению функций заказчика подведомственным организациям.
26.08.2014 Правительством Севастополя учреждено Государственное казенное учреждение "Капитальное строительство", основной целью деятельности которого, в соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Устава, является осуществление функций заказчика-застройщика по объектам государственного заказа и другим объектам капитального строительства и проектирования по реализации инвестиционных программ.
При этом ГКУ "Капитальное строительство" полностью финансируется из бюджетных средств города федерального значения Севастополь.
Пунктом 1.5 Устава ГКУ "Капитальное строительство" также предусмотрено, что его учредителем является Правительство Севастополя, полномочия и функции учредителя от имени Правительства Севастополя осуществляет Управление капитального строительства.
В соответствии с п. 2 ст. 125, ст. 126 ГК РФ от имени субъектов Российской Федерации, муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Исходя из вышеизложенного, учитывая, что при заключении государственного контракта, ГКУ "Капитальное строительство" действовало от имени Правительства Севастополя, что прямо указано в преамбуле государственного контракта N 34, вывод суда апелляционной инстанции о том, что Правительство Севастополя является ненадлежащим истцом по настоящему требованию о взыскании с ответчика неустойки за нарушение сроков исполнения государственного контракта, заключенного в публичных интересах, нельзя признать обоснованным.
Следует отметить, что апелляционная жалоба ООО "ПКФ "Интер-Феникс" на решение суда первой инстанции от 03.11.2016 не содержала доводов об оспаривании права Правительства Севастополя на обращение с настоящим иском.
В соответствии с ч. 1 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Пунктом 12 части 2 статьи 271 АПК РФ предусмотрено, что в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции должны быть указаны, в том числе, обстоятельства дела, установленные этим судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об указанных обстоятельствах, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства, на которые ссылались участвующие в деле лица.
В нарушение приведенных норм процессуального права суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении исковых требований, исходя из отсутствия у истца права требования взыскания неустойки за неисполнение условий государственного контракта, при этом доводы апелляционной жалобы ООО "ПКФ "Интер-Феникс" по существу судом апелляционной инстанции не рассматривались, проверка и оценка фактических обстоятельств дела и их юридическая квалификация, данные судом первой инстанции, не осуществлялись.
При указанных обстоятельствах постановление апелляционного суда от 12.04.2017 подлежит отмене, а дело направлению в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд для нового рассмотрения с учетом доводов апелляционной жалобы ООО "ПКФ "Интер-Феникс".
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 3, ст. 288, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2017 по делу N А84-157/2016 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
М.В.Шильненкова |
Судьи |
Н.Г.Сладкопевцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.