город Калуга |
|
23 августа 2017 г. |
Дело N А54-4173/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.08.2017.
Постановление изготовлено в полном объёме 23.08.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Леоновой Л.В. |
судей |
Нарусова М.М. |
|
Солодовой Л.В. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
при участии в заседании: |
Колесниковой Н.А. |
от истца: Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации ОГРН 1037715046467 ИНН 7715033007 |
Степанов В.А. - представитель по доверенности от 11.07.2017; |
от ответчика: Администрация муниципального образования - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области ОГРН 1056214017463 ИНН 6211005898
от третьего лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области
Министерство обороны Российской Федерации |
Герасимова О.А. - представитель по доверенности N 292 от 31.07.2017;
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
|
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Замоскворецкого районного суда города Москвы и Арбитражного суда Рязанской области, кассационную жалобу администрации муниципального образования - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 07.03.2017 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2017 по делу N А54-4173/2016,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - истец, учреждение) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской (далее - ответчик, администрация) области об обязании принять в собственность земельный участок с кадастровым номером 62:11:0060102:0019 общей площадью 167 819 кв. м.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом области были привлечены территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области и Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 07.03.2017 (судья Медведева О.М.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2017 (судьи Тимашкова Е.Н., Капустина Л.А., Тучкова О.Г.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, администрация муниципального образования - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области обратилась в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа и официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, в суд не прибыли, явку своих представителей не обеспечили.
Арбитражный суд Центрального округа полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц, на основании ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей истца и ответчика, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 423-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" и утвержденными Министром обороны Российской Федерации 17.12.2012 обязанностями заместителя Министра обороны Российской Федерации издан приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации от 18.08.2015 N 764 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования Малинищинского сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области".
Приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 18.08.2015 N 764 в собственность муниципального образования - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области подлежит передаче земельный участок с кадастровым номером 62:11:0060102:0019 общей площадью 167 819 кв. м, расположенный по адресу: Рязанская область, Пронский р-н, примерно в 2250 м по направлению на север от ориентира с. Малинищи, расположенного за пределами участка.
Истец 16.09.2015 направил в адрес ответчика подписанный со своей стороны передаточный акт, который последним не был подписан и возвращен.
Ссылаясь на необоснованное уклонение ответчика в принятии в муниципальную собственность спорного объекта, учреждение обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим иском.
Рассматривая спор по существу суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
В силу абзаца 39 части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ порядок безвозмездной передачи в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, земельных участков, находящихся в границах военных городков, а также в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, устанавливается федеральным законом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона N 423-ФЗ, если отпала необходимость в военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, такое имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
В силу части 1 статьи 3 названного Закона решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.
Решение уполномоченного органа о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества в силу части 8 статьи 3 Федерального закона N 423-ФЗ является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации и (или) права хозяйственного ведения, права оперативного управления организаций на соответствующие здания, сооружения, объекты, земельные участки и для возникновения на них права собственности муниципального образования, которому передано такое имущество.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" таким органом определено Министерство обороны Российской Федерации.
В свою очередь, администрация возражая против заявленных исковых требований ссылается на отсутствие сведений о собственности и техническом состоянии земельного участка, о наличии или отсутствии подземных инженерных коммуникаций, а также на наличие подземных сооружений, и загрязненность участка.
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 04.08.2016 N 62/001/108/2016-4476 земельный участок с кадастровым номером 62:11:00600102:19 площадью 167 819 кв. м имеет следующее назначение: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, под военным объектом.
Находящиеся на нем сооружения не препятствуют использованию земельного участка по назначению. Кроме того, доказательств постановки объектов на кадастровый учет, регистрации данных объектов в установленном законом порядке представлено не было.
Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ на муниципальные органы возложена обязанность по принятию неиспользуемого военного имущества в силу закона в том состоянии, в котором оно находится в действительности, без дополнительного финансирования и ремонта.
Указанным законом согласование факта передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность и (или) конкретного перечня передаваемого имущества с органами местного самоуправления не предусмотрено.
Исходя из целей и смысла Федерального закона N 423-ФЗ предполагается, что органы местного самоуправления не могут произвольно отказаться от принятия имущества, которое должно находиться в муниципальной собственности, но согласование позиций органов власти должно осуществляться с учетом состава и назначения имущества, обеспечивать баланс интересов всех сторон правоотношения.
Между тем, ответчик доказательств непригодности для выполнения своего функционального назначения спорного непринятого объекта, не представил.
В этой связи, суд обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 07.03.2017 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2017 по делу N А54-4173/2016, оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
М.М. Нарусов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.