г.Калуга |
|
22 августа 2017 г. |
Дело N А48-3820/2016 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при участии в заседании: |
Ключниковой Н.В. Лукашенковой Т.В. |
от заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Батовой Елены Анатольевны (Орловская обл., Хотынецкий район, пгт.Хотынец, ул.Комсомольская, д.2; ОГРНИП 312574813500021, ИНН 572600069863) - Батова Е.А. (глава КФХ);
от заинтересованного лица - администрации Глотовского сельского поселения Знаменского района Орловской области (Орловская обл., Знаменский район, с.Гнездилово, ОГРН 1025700595227, ИНН 5710001720) - не явились;
от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Брянская мясная компания" (Брянская обл., Трубчевский район, пос.Прогресс, ул.Белгородская, д.2) - Сосенко С.А. (дов. от 03.06.2015 N 1586 на 3 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Батовой Елены Анатольевны на решение Арбитражного суда Орловской области от 30.12.2016 (судья Короткова Л.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2017 (судьи Семенюта Е.А., Протасов А.И., Донцов П.В.) по делу N А48-3820/2016,
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Батова Елена Анатольевны (далее - глава КФХ, Батова Е.А.) обратилась в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании незаконными отказа администрации Глотовского сельского поселения Знаменского района Орловской области (далее - администрация) в предоставлении главе КФХ в аренду земельного участка N 1 площадью 2548000 кв. м с кадастровым номером 57:02:0000000:326 и земельного участка N 2 площадью 2058000 кв. м с кадастровым номером 57:02:0040202:367, расположенных по адресу: Орловская область, Знаменский район, с/п Глотовское, ТНВ "Ленинское знамя", изложенного в письме от 25.05.2016 исх. N 67, и постановления администрации от 25.05.2016 N 7 "О проведении аукциона по продаже земельных участков, находящихся в собственности Глотовского сельского поселения Знаменского района Орловской области", об обязании администрации в срок не позднее тридцати дней с момента вступления решения в законную силу заключить с главой КФХ договор аренды на указанные земельные участки.
Дело рассматривалось с участием третьего лица без самостоятельных требований - общества с ограниченной ответственностью "Брянская мясная компания" (далее - общество).
Решением суда от 30.12.2016 в удовлетворении заявления главе КФХ отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2017 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе глава КФХ просит состоявшиеся судебные решения отменить, дело передать на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильные выводы судов о том, что глава КФХ не относится к тем сельскохозяйственным организациям или КФХ, которым в соответствии с пунктом 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) могут быть предоставлены земельные участки сельскохозяйственного назначения на льготных условиях без проведения торгов.
В отзыве на жалобу администрация просит оставить принятые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции глава КФХ поддержала доводы кассационной жалобы, представитель общества просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Надлежаще извещенная о времени и месте судебного разбирательства администрация ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие её представителя. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя администрации в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, Батова Е.А. является собственником 1/312 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 57:02:0000000:99 общей площадью 30575973 кв.м (на 2008 год), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Орловская область, Знаменский район, ТНВ "Ленинское знамя", о чем в Едином государственном реестре прав (ЕГРП) сделана запись 05.05.2008 N 57-57-01/031/2008-694.
Кроме того, Батова Е.А. является собственником 2,5 земельных долей площадью 9,8 га каждая в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 57:02:0000000:99, о чем в ЕГРП 02.12.2015 сделана запись регистрации N 57-57/014-57/014/003/2015-1078/3.
Решением Хотынецкого районного суда Орловской области от 07.03.2013 за муниципальным образованием Глотовское сельское поселение (далее - сельское поселение) признано право собственности на 47 земельных долей площадью 9,8 га каждая (всего 460,6 га) в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 57:02:0000000:99. Право собственности на 47 долей зарегистрировано в ЕГРП 30.05.2013 (т.2, л.д.34).
Постановлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (далее - Управление Росреестра по Орловской области) от 24.07.2015 по делу N 1 глава КФХ Батова Е.А. привлечена к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде штрафа в размере 52481 руб. за самовольное занятие и использование земельного участка. Из указанного акта следует, что Батова Е.А. использовала без всяких оснований земельный участок площадью 40,62 га, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 57:02:0000000:99, прилегающий к земельному участку площадью 45 га с кадастровым номером 57:02:0000000:309, принадлежащему Батовой Е.А. на праве собственности (т.1, л.д.14-21).
Сельское поселение в счет 47 долей сформировало два земельных участка с кадастровыми номерами 57:02:0040202:367 площадью 205,8000 га и 57:02:0000000:326 площадью 254,8000 га, которые поставило на кадастровый учет 28.10.2015.
Право собственности муниципального образования на указанные два земельных участка зарегистрировано 23.11.2015, о чем в ЕГРП сделаны записи регистрации N 57-57/014-57/014/003/2015-1044/1 и N 57-57/014-57/014/003/2015-1045/1.
27 ноября 2015 г. администрация в соответствии с требованиями статьи 10 Закона N 101-ФЗ разместила в газете "Земля родная" N 49 (4407) извещение о возможности заключения договоров купли-продажи или аренды на земельные участки, выделенные в счет земельных долей, использующими такой земельный участок сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством, указав земельный участок N 1 площадью 2548000 кв. м с кадастровым номером 57:02:0000000:326 и земельный участок N 2 площадью 2058000 кв. м с кадастровым номером 57:02:0040202:367. Цена земельного участка устанавливается в размере 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.
13 мая 2016 г. глава КФХ обратилась в администрацию с заявлением о намерении приобрести в аренду вышеуказанные земельные участки, указав, что она использует эти земельные участки.
Письмом от 25.05.2016 исх. N 67 администрация отказала Батовой Е.А. в удовлетворении заявления, ссылаясь на отсутствие у неё права на приобретение указанных земельных участков по льготной цене.
25 мая 2016 г. администрация приняла постановление N 7 о проведении аукциона по продаже указанных выше двух земельных участков.
Полагая, что отказ администрации в предоставлении ей в аренду на льготных условиях двух спорных земельных участков и постановление администрации от 25.05.2016 N 7 о продаже этих земельных участков на аукционе являются незаконными и нарушают её права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, глава КФХ обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления главы КФХ, суд первой инстанции свой вывод мотивировал отсутствием у главы КФХ права на приобретение спорных земельных участков в аренду на льготных условиях.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции согласен с принятыми судебными актами.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном данным Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15% его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3% его кадастровой стоимости.
Данной нормой установлен льготный порядок приобретения прав на земельный участок, сформированный в счет невостребованных долей, с оформлением на него права муниципальной собственности в установленном Законом N 101-ФЗ порядке субъектом, который использовал соответствующий участок.
Условиями реализации права на приватизацию земельного участка или заключение договора аренды в предусмотренном пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ порядке являются: особый статус субъекта, который вправе претендовать на льготное предоставление земельного участка (сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство); использование земельного участка, выделенного в счет земельных долей; обращение в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора в установленный срок (в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок); использование земельного участка должно иметь место до регистрации права муниципальной собственности на него.
В целях применения положений пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ и установления факта использования земельного участка могут быть учтены как договорные отношения, так и фактическое использование сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством земельного участка, находившегося в общей долевой собственности до государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок.
При этом указанный порядок предоставления земли в порядке приведенной нормы права не должен позволять приобрести земельный участок недобросовестным лицом. Использование должно быть законным и правомерным в том смысле, что толкование нормы пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ не должно привести к передаче на льготных условиях земельного участка лицу, действующему недобросовестно и противоправно (например, в ситуациях захвата земельного участка, нарушения законных прав иных лиц и других случаях).
Как указано выше, постановлением Управления Росреестра по Орловской области от 24.07.2015 по делу N 1 Батова Е.А. была привлечена к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ за самовольное занятие и использование земельного участка площадью 40,62 га, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 57:02:0000000:99 общей площадью 1686,3265 га.
Как следует из постановления административного органа и установлено судами двух инстанций по делу N А48-4996/2015 по заявлению Батовой Е.А. об обжаловании указанного постановления, размеры поля, которое использовала Батова Е.А., составляют 95,42 га; из которых 45 га - общая площадь земельного участка с кадастровым номером 57:02:0000000:309, принадлежащего Батовой Е.А. на праве собственности, 50,42 га - площадь части земельного участка с кадастровым номером 57:02:0000000:99. Земельная доля Батовой Е.А. на июль 2015 года в земельном участке с кадастровым номером 57:02:0000000:99 составляла 9,8 га. То есть, 40,62 га являются самовольно захваченными землями.
То есть, установлен факт использования Батовой Е.А. только 40,62 га из 460,6 га, находящихся в муниципальной собственности и выделенных в счет земельных долей, причем - использования путем захвата.
При таких обстоятельствах довод главы КФХ о том, что она использовала спорные земельные участки и имеет право на льготное приобретение их в аренду, несостоятелен.
Поэтому суд по праву отказал главе КФХ в удовлетворении её заявления.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 30.12.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2017 по делу N А48-3820/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.