г.Калуга |
|
23 августа 2017 г. |
Дело N А09-17071/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2017 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 августа 2017 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Николаевой Н.Н. |
судей |
Смирнова В.И. |
|
Якимова А.А. |
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "НерудРесурс" (ОГРН 1143256005530, ИНН 3257016632, ул.Красноармейская, д.91, оф.314, г. Брянск, 241019) -Филатова А.А., директора,приказ от 10.04.2014 N 1-к, Матюхова А.И. доверенность от 14.11.2016 N 2;
от Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области (ОГРН 1023202748964, ИНН 3201003920, б-р Гагарина, д.25, г.Брянск, 241050) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НерудРесурс" на решение Арбитражного суда Брянской области от 02.03.2017 (судья Малюгов И.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2017 (судьи Рыжова Е.В., Мордасов Е.В., Стаханова В.Н.) по делу N А09-17071/2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "НерудРесурс" (далее - Общество, ООО "НерудРесурс") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Департаменту природных ресурсов и экологии Брянской области (далее - Департамент) о признании незаконным приказа от 08.06.2016 N 352 в части пункта 1.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 02.03.2017, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2017 в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "НерудРесурс" просит решение и постановление отменить, в связи с нарушением норм материального права и принять новое решение об удовлетворении требований. Считает, что Департамент необоснованно применил крайнюю меру воздействия в форме прекращения действия лицензии, тем самым ограничил право осуществления предпринимательской деятельности.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы кассационной жалобы.
В судебное заседание Департамент представителя не направил, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом; Департамент ходатайствовал о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя; в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассматривается в отсутствие неявившегося лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав мнение представителей Общества, суд кассационной инстанции полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит в связи со следующим.
Судами установлено, что на основании договора аренды земельного участка от 06.06.2014 ООО "НерудРесурс" передан земельный участок, расположенный по адресу: Брянская область, Брянский район, ОАО "Снежка", расположен севернее деревни Городец Брянского района Брянской области, общей площадью 412 400 кв. м, кадастровый номер 32:02:0350405:12, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования для ведения сельскохозяйственного производства, для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработке месторождения полезных ископаемых.
22.07.2014 ООО "НерудРесурс" получена лицензия серии БРН N 80164 ТР на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи строительных песков на участке недр "Городец" в Брянском районе Брянской области сроком до 22.07.2019.
В соответствии с пунктом 2.2 условий пользования недрами, являющихся приложением к лицензии, в срок до 22.07.2015 недропользователь путем привлечения специализированной геологической организации обязуется выполнить геологоразведочные работы на лицензионном участке и представить в департамент геологический отчет с подсчетом запасов строительного песка для проведения государственной экспертизы.
31.08.2016 Департаментом составлен акт осмотра (обследования) территорий, о выявлении факта пользования ООО "НерудРесурс" недрами без лицензии на право пользование недрами, поскольку предоставленная ООО "НерудРесурс" лицензия от 22.07.2014 серии БРН N 80164 ТР аннулирована приказом департамента от 08.06.2016 N 352.
Полагая, что приказ не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, ООО "НерудРесурс" обратилось в арбитражный суд.
Принимая решение и постановление, суды обоснованно сослались на соответствие оспариваемого приказа требованиям действующего законодательства, поскольку уполномоченным органом представлены надлежащие доказательства нарушения обществом условий лицензии.
Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых регламентирован Положением о порядке оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, утвержденным постановлением Администрации Брянской области от 18.11.2004 N 554 (далее - Положение), согласно которому лицензирование данного вида деятельности осуществляется департаментом (правопреемник комитета природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области).
Приказом департамента от 27.11.2013 N 224 утвержден административный регламент предоставления государственной услуги "Предоставление права на геологическое изучение общераспространенных полезных ископаемых, на разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых, а также на геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения Брянской области".
Согласно пункту 5 Положения лицензия является документом, удостоверяющим право его владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в нем целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем оговоренных условий.
При необходимости продления срока действия или переоформления разрешения (лицензии), а также внесения изменений и дополнений в условия пользования недрами уполномоченным лицом недропользователя в департамент подается соответствующая заявка, содержание которой регламентировано пунктом 2.6.3 административного регламента.
Судом установлено, что в нарушение требований пункта 2.2 условий пользования недрами, установленных лицензией, статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) ООО "НерудРесурс" в установленный срок - до 22.07.2015 не представило в департамент соответствующие документы; заявка о внесении изменений и дополнений в условия пользования недрами обществом в департамент не направлялась.
Полагая лицензионные условия неисполнимыми в названный срок (на указанной позиции заявитель настаивает в кассационной жалобе), Общество имело возможность, используя механизм, предусмотренный пунктом 2.6.3 административного регламента, обратиться в департамент с заявлением об изменении лицензионных условий.
Указанным правом Общество не воспользовалось, в связи с чем названный довод кассационной жалобы не может быть принят во внимание.
В свою очередь, решение Департамента о прекращении права пользования недрами было принято после того, как в адрес ООО "НерудРесурс" направлено уведомление от 18.01.2016 N 43-У о допущенных нарушениях при недропользовании, являющихся основанием для досрочного прекращения либо приостановления права пользования недрами, и предоставлении трехмесячного срока для их устранения, которое получено обществом 01.02.2016.
Применение к Обществу меры административной ответственности также имело место со стороны Департамента в 2016 году, то есть спустя достаточный промежуток времени после истечения срока исполнения установленной в качестве лицензионного условия обязанности.
Названные факты были приняты во внимание судами при оценке доводов Общества о несоразмерности примененной Департаментом меры ответственности в виде прекращения права пользования недрами.
Доводы заявителя кассационной жалобы, настаивающего на обратном, направлены на переоценку доказательств, что в силу части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
В силу статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органом, предоставившим лицензию.
Установив, что в связи с истечением трехмесячного срока, установленного заявителю для устранения допущенного нарушения условий лицензии, и непредоставлением соответствующих документов, руководствуясь положениями вышеуказанной статьи, устанавливающей также, что нарушение пользователем недр существенных условий лицензии является основанием для досрочного прекращения, приостановления либо ограничения ее действия, законно и обоснованно принял решение о досрочном прекращении предоставленного обществу права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи строительных песков. Таким образом, выводы суда о том, что Департамент действовал законно и обоснованно, подтверждаются обстоятельствами дела и представленными доказательствами.
Дана судами оценка и ссылкам заявителя на договор от 02.02.2016 N 02/02/16 об оказании услуг по геологическому изучению участка недр, заключенному между обществом и ООО "БрянскИнвестПроект", и, согласование по срокам геологического (технического) задания к указанному договору, в том числе по срокам, с департаментом: при наличии лицензионного условия названное согласование не изменяет и не отменяет обязанности Общества произвести геологоразведку в установленные сроки.
Ссылка заявителя жалобы на препятствие в виде несовпадение границ участка отвода и земельного участка правомерно оценена судами, как несостоятельная, поскольку названное обстоятельство было обнаружено, как утверждает заявитель, в 2016 году, т.е. не могло объективно повлиять на неисполнение обязанности в 2015 году.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о нарушении Обществом существенного условия лицензии, как основания издания приказа в обжалуемой части и отказал в удовлетворении требований.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 02.03.2017 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2017 по делу N А09-17071/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "НерудРесурс" из федерального бюджета 1500 рублей излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы по чеку-ордеру от 21.06.2017 государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н.Николаева |
Судьи |
В.И. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.